Источник: сайт «ДеПо »
Автор: Юрий Еремин, Вадим Стародубцев
Опубликовано: 21.01.2013, 12:20

Экономный режим

Ужесточающийся кризис в авиационной отрасли заставляет мировые авиакомпании оптимизировать затраты и увольнять персонал


В мировой авиационной отрасли не прекращается масштабный кризис. Авиаперевозчики до сих пор не могут оправиться от последствий коллапса 2008 г. и на фоне растущих затрат на топливо и обновление парка самолетов сталкиваются с нежеланием пассажиров переплачивать за полеты. Особенно тяжелая ситуация в Европе, где совокупные убытки авиакомпаний по итогам прошлого года превысили 1 млрд евро. Чтобы выжить в этой ситуации, крупнейшим авиационным альянсам приходится запускать масштабные программы реструктуризации, а тем, кто не может выдержать конкуренции, - уходить с рынка.

За банкротством банкротство

Одной из основных тенденций мирового авиационного рынка за последний год стало стабильное уменьшение загрузки авиаперевозчиков. По данным американской консалтинговой компании Innovata, в декабре прошлого года количество рейсов по всему миру выросло на 0,4% - до 574 тыс. в неделю. При этом число свободных мест в лайнерах увеличилось почти на 3%.

Мировая статистика говорит о том, что больше других недогружают свои самолеты европейские перевозчики. В декабре 2012 г. и первой половине января 2013 г. средняя загрузка на европейских авиалиниях составляла 64,3-73,9%. Тогда как, например, в Северной Атлантике перевозчики имели куда более впечатляющие показатели (74,2-92,9%), так же как и в регионе Дальнего Востока и Австралии (75,4-85,7%).

Неудивительно, что большинство авиакомпаний Старого Света в минувшем году ухудшили свои позиции в мировом рейтинге авиаперевозчиков. И именно в ЕС было зафиксировано наибольшее число громких банкротств: в 2012 г. сразу девять европейских авиакомпаний вынуждены были приостановить свою деятельность и подать заявления о банкротстве.

Еще прошлой зимой, после того как правительство провинции Каталония отказалось финансировать ее деятельность, прекратила свое существование четвертая по величине авиакомпания Испании - Spainair. Проблемы у этого перевозчика начались после того, как 20 августа 2008 г. при взлете в аэропорту Мадрида потерпел крушение ее самолет MD-82, на борту которого на Канарские острова летели 162 пассажира. Большинство из них погибло.

Обанкротились также немецкая Cirrus Airlines из Саарбрюккена, совершавшая внутренние и международные рейсы в рамках франшизной программы Team Lufthansa. А за ней пришел черед венгерской Malev Hungarian Airlines, которая с 2009 г. принадлежала российскому Внешэкономбанку и управлялась "Аэрофлотом".

После того как Еврокомиссия уличила венгерскую авиакомпанию в нарушении европейского антимонопольного законодательства и потребовала вернуть полученные в 2007-2010 гг. государственные субсидии, россияне предпочли ликвидировать Malev и не выплачивать многомиллионные штрафы.

В апреле-мае заявили о банкротстве шведские лоукостеры Skyways и City Airlines и датская Climber Sterling, которые контролировал украинский бизнесмен Игорь Коломойский. Основной причиной стал морально и технически устаревший парк самолетов, эксплуатируемых скандинавскими авиаперевозчиками - Embraer-145 и Fokker-50, которые имеют высокий расход топлива. А в сентябре полностью прекратила деятельность британская бюджетная авиакомпания Bmibaby, которая за год до этого начала планово сокращать количество рейсов и персонала.

Самый же громкий крах европейской авиакомпании произошел в минувшем году в разгар летнего сезона отпусков. Тогда свернула деятельность итальянская Wind Jet, накопившая долгов на 140 млн евро. Из-за решения итальянских авиаторов пострадали около 300 тыс. ее клиентов, в том числе немало российских туристов, собиравшихся с помощью Wind Jet добраться на отдых до Сицилии и южных областей Апеннинского полуострова. Большинство из них до сих пор не получило возмещение от компании-банкрота.

Значительная часть оказавшихся несостоятельными авиаторов оперировала не более тремя десятками лайнеров и совершала преимущественно внутренние рейсы, спрос на которые был не так велик, как на международные. Это не позволяло им поднимать цены на билеты по мере роста эксплуатационных расходов. Кроме того, все они имели немалые долги, заработанные еще во время первой волны финансового кризиса 2008-2009 гг.

Их ухудшающееся материальное положение не осталось незамеченным партнерами по бизнесу, которые, как правило, начинали требовать предоплату за предоставляемые услуги - аэропортовое обслуживание и заправку топливом. Именно такая ситуация предшествовала банкротству "Аэросвита" и "Донбассаэро".

Выживают экономные

Перечень обанкротившихся перевозчиков мог бы быть куда более внушительным, если бы почти все крупнейшие европейские альянсы не развернули антикризисные программы. Анонсированные ими мероприятия практически одинаковы и включают сокращение нерентабельных рейсов, вывод из эксплуатации устаревших неэкономичных самолетов и массовое сокращение персонала.

Так, например, Air-France KLM, занимающая восьмую строчку в мировом рейтинге пассажирооборота, до конца 2013 г. намерена уволить более 5 тыс. своих сотрудников. В настоящий момент авиакомпания проводит реструктуризацию и несет убытки, которые по итогам первого полугодия 2012 г. выросли в 4,5 раза и составили 1,1 млрд евро.

В декабре прошлого года о грядущей реорганизации объявил и флагман испанской авиации - Iberia, которая, по информации авиакомпании, сейчас ежедневно теряет 1,7 млн евро. Она также планирует уменьшить убыток за счет сокращения маршрутов и 4,5 тыс. служащих, почти четверти персонала. Ожидается, что эти меры помогут Iberia не только улучшить финансовые показатели, но и привлечь новых акционеров, поскольку основной владелец авиакомпании - банк Bankia - сам испытывает трудности.

Сокращения коснутся в том числе и летчиков, которые получают зарплату почти в два раза выше, чем в компаниях-конкурентах. Так, оклады командиров воздушных судов в ЕС сейчас достигают 9 тыс. евро, а летного состава - в среднем 5 тыс. евро в месяц. Все чаще о финансовых проблемах заявляют и европейские бюджетные авиалинии. Например, еще в октябре минувшего года второй по величине после Lufthansa перевозчик Германии Air Berlin объявил о сокращении 900 рабочих мест (10% от общего числа персонала) и воздушного флота на 16 самолетов, до 142. За счет этого в нынешнем году компании удастся сэкономить около 400 млн евро.

Усилия крупнейших европейских авиаперевозчиков по сокращению издержек не остались незамеченными. После анонсирования антикризисных мероприятий их акции начали расти. В ушедшем году, согласно анализу IATA и Bloomberg’s Airlines Index, акции крупнейшей европейской двадцатки авиакомпаний выросли на 55%, хотя их стоимость и остается на отметке пятилетней давности.

Многие авиакомпании-банкроты уже возобновляют полеты в новом качестве. Так, еще месяц назад в итальянском небе появился новый перевозчик - Aero Linee Siciliane, хотя на фюзеляже его лайнеров сохранился логотип Wind Jet. Дело в том, что владелец обанкротившейся авиакомпании - сицилийский бизнесмен Нино Пулвиренти - сумел привлечь для ее реанимации помощь администрации Сицилии.

Пока же крупнейшие альянсы терпят убытки и проводят реструктуризацию, стремясь удержаться на рынке, бюджетные авиакомпании чувствуют себя вполне комфортно. Например, оборот британской EasyJet по итогам девяти месяцев прошлого года превысил показатели всего 2011 г. (выручка за это время составила 4,6 млрд евро, а прибыль более 380 млн евро).

Не отстает от нее и ирландская RyanAir, которая за первое полугодие прошлого года заработала почти 600 млн евро прибыли при доходе 3 млрд евро. В условиях ужесточающейся конкуренции лоукостеры постоянно работают над удешевлением своих полетов, в результате чего возникают подчас фантастические идеи, например, о продаже в лайнерах стоячих мест.

"Последние 50 лет полет на самолете считался прекрасным, даже сексуальным событием, как будто все пассажиры были Джеймсами Бондами и летали первым классом. Но самолет - это всего лишь автобус с крыльями", - заявил глава Ryanair Майкл О’Лири.

 

Дайджест прессы за 21 января 2013 года | Дайджест публикаций за 21 января 2013 года
Авторские права на данный материал принадлежат сайту «ДеПо ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: MD-82, Донбассаэро, Air France, International Air Transport Association (IATA), Международная ассоциация воздушного транспорта, ФЛАГМАН (в процессе тестирования)