Источник: сайт «Газета.Ru»
Автор: Алина Черноиванова
Опубликовано: 22.01.2013, 10:47

Ставки взлетают в воздух

Росавиация предлагает на четверть поднять стоимость аэронавигационного обслуживания


Росавиация предлагает на четверть поднять стоимость аэронавигационного обслуживания. Это не только учет инфляции, но и замещение транссибирского роялти, платежи от которого с 2013 года уже не будут поступать в бюджет Госкорпорации по организации воздушного движения. На цене билета рост сборов скажется незначительно, подсчитали в ведомстве. Но в Минтрансе столь резкую индексацию не поддерживают.

Росавиация предлагает увеличить ставки сборов за аэронавигационное обслуживание на 25,3%, сообщили в ведомстве. Это позволит в 2013 году дополнительно заработать на аэронавигации более 11,7 млрд рублей, увеличив выручку ФГУП "Госкорпорация по организации воздушного движения" до 60,579 млрд рублей. В 2014 году выручка предприятия может составить 64,893 млрд рублей, следует из материалов Росавиации.

Рост сборов учитывает среднегодовую инфляцию 2013 года (6,2%) и инфляцию за 2011 и 2012 год (13,6%). В ведомстве напомнили, что последний раз ставки индексировались в 2010 году, поэтому сейчас необходим скачкообразный рост.

Если согласовать рост ставок с 1 января 2013 года не удастся, в будущем придется поднимать их еще более резко, "что может вызвать уход с трасс пользователей воздушного пространства России", предупреждают эксперты Росавиации.

Еще одна причина увеличения сборов - замещение транссибирского роялти. Это платежи, которые взимаются за полеты иностранных авиакомпаний над территорией России. Они перечисляются "Аэрофлоту", а "Аэрофлот" значительную их часть передает государству на развитие отрасли. С 1 января 2012 года роялти отменено по новым транссибирским маршрутам (роялти за 2012 год "Аэрофлот" перечислил Росавиации, сообщил источник в авиакомпании), а с 1 января 2014 года оно исчезнет полностью. Выручка корпорации по организации воздушного движения уже в 2013 году не предусматривает поступлений от роялти, и рост ставок включает их компенсацию в размере 2 млрд рублей.

Проект, предложенный Федеральной службой по тарифам (ФСТ), по данным Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ), предусматривает более скромный рост ставок сборов за аэронавигацию - на 10%.

В службе не конкретизировали свои предложения, но пояснили, что рассчитывают их в соответствии с правилами госрегулирования сборов за аэронавигационное обслуживание (утверждены правительством в ноябре 2011 года). "В расчетах учитываются затраты на выполнение услуг, а также необходимость выполнения мероприятий по модернизации Единой системы Организации воздушного движения (Ес ОрВД) в соответствии с Федеральной целевой программой "Модернизация Ес ОрВД (2009-2015 годы)", - отметили в ФСТ.

В АЭВТ, представляющей интересы авиаперевозчиков, уже заявили, что в принципе не видят необходимости в повышении ставок сборов, и "новые ставки повлекут значительное увеличение расходов авиакомпаний (по экспертным оценкам, порядка 2 млрд рублей), что не предусмотрено их бюджетами".

Президент ассоциации Евгений Чибирев не стал прогнозировать, как изменятся тарифы на авиабилеты из-за повышения ставок. Он подчеркнул, что прежде всего речь идет о сохранении на рынке компаний, работающих на внутрироссийских линиях, которые не могут в технологической цепи производства сократить затраты. "Авиакомпании постоянно обвиняют в сверхтарифах, декларируются цели развития региональной авиации, но к чему ведет любое повышение тарифов и сборов? - пояснил глава АЭВТ. - К закапыванию в землю перевозчиков, которые и так находятся в глубоко убыточном состоянии".

Любой рост расходов сказывается на конечном потребителе - пассажире, напоминают в авиакомпаниях. Расчеты Росавиации, впрочем, говорят о том, что рост тарифов будет незначительным.

Доля сбора за аэронавигацию в цене авиабилета составляет в среднем 2%, следует из материалов ведомства. Например, при росте ставки на 10% билет из Петербурга в Москву подорожает на 9 рублей, а на 25% - на 22,5 рубля.

Расчет по Петербургу дан для самолета A320 "Аэрофлота" на 150 пассажирских кресел с максимальной взлетной массой 74 тонны. Средняя цена билета экономкласса в тарифной линейке перевозчика, по данным на 2 ноября 2012 года, - 4318 рублей. При заполняемости рейса на 75% доход компании составляет 485,775 тыс. рублей, подсчитали в Росавиации. Из этих денег сбор за аэронавигацию на трассах рейса - 9710 рублей, то есть доля аэронавигационного сбора в доходах за рейс - менее 2%. В цене авиабилета сбор составляет 86 рублей, а при росте ставки сбора на 1% цена билета поднимется на 90 копеек.

В рейсе вертолета Ми-8 Петропавловск-Камчатского авиапредприятия из Петропавловска-Камчатского в Палану, где средняя стоимость билета экономкласса 39 400 рублей, сбор за аэронавигацию в расчете на одно пассажира составляет 113 рублей. Увеличение стоимости билета при росте ставок сбора на 1% составит 1,1 рубля (если на 25%, то, соответственно, 27,5 рубля). На том же маршруте, но с использованием самолета Ан-28 и ценой билета 16 700 рублей, сбор составляет 208 рублей, в результате увеличения ставки сбора на 25% цена билета вырастет на 52,5 рубля.

Самый дорогой рост авиабилета, по расчетам Росавиации, может произойти на маршруте Ленск-Якутск с использованием самолета Ан-24 (цена билета в экономе авиакомпании "Алроса", по данным на 2 ноября 2012 года, - 13 675 рублей). В структуре такого билета сбор за аэронавигацию составляет 317 рублей, а подъем ставки сбора на один процент ведет к росту цены билета на 3,2 рубля. То есть при увеличении ставки сборов на четверть билет подорожает на 80 рублей.

Окончательных решений о повышении ставок за аэронавигацию пока не принято, позицию на этот счет еще не сформировало Министерство транспорта. "Предложения по индексации еще проходят процедуру обсуждения внутри министерства, - сообщили в Минтрансе. - В ближайшее время они будут представлены в ФСТ". В то же время источник, близкий к ведомству, пояснил, что Минтранс на данный момент не поддерживает повышение ставок по варианту Росавиации.

 

Дайджест прессы за 22 января 2013 года | Дайджест публикаций за 22 января 2013 года
Авторские права на данный материал принадлежат сайту «Газета.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Федеральное агентство воздушного транспорта, Аэрофлот - российские авиалинии, Ан-28, A320, Ан-24Б, Чибирев Евгений, АН-24, Ми-8, АЛРОСА (в процессе тестирования)