Источник: организация «Восточно-сибирская транспортная прокуратура»
Опубликовано: 23.01.2013, 11:40

Восточно-Сибирской транспортной прокуратурой выявлены многочисленные нарушения трудового законодательства в организациях и предприятиях воздушного транспорта


При проверке 6 авиакомпаний и 5 авиапредприятий Иркутской области, Республики Бурятия, Амурской области и Республики Саха (Якутия) транспортными прокурорами было выявлено 301 нарушение трудового законодательства.

Наибольшее число нарушений на поднадзорных предприятиях воздушного транспорта выявлено Якутской, Байкало-Ангарской, Братской и Осетровской транспортными прокуратурами.

Характерными нарушениями являлись: ненадлежащее оформление трудовых отношений, несвоевременная выплата расчетов при увольнении, недостаточность мер по обеспечению безопасных условий труда и др.

Так, в трудовых договорах работников ЗАО "Авиакомпания "ИрАэро" (Иркутская область) в нарушение требований ст. 57 Трудового кодекса РФ в качестве места работы не указывались структурные подразделения авиакомпании, в которых они работают (Магадан, Якутск), а также отсутствуют условия об их обязательном социальном страховании. В нарушение ст.84.1, ст.140 Трудового кодекса РФ окончательный расчет трем уволившимся работникам авиакомпании произведен не в день их увольнения, а гораздо позже. Трем вновь принятым работникам не был проведен вводный инструктаж по охране труда; бортоператору такой инструктаж на рабочем месте проведен лишь спустя месяц после допуска его к самостоятельной работе. Не всегда соблюдаются в этой авиакомпании сроки и периодичность проведения повторных инструктажей по охране труда; ряду работников такие инструктажи проведены лицом, не имеющим на то права.

В ЗАО "Авиакомпания "Ангара" (Иркутская область) допускаются нарушения при заключении срочных трудовых договоров: в них не указываются основания и причины срочного характера трудовых правоотношений. В нарушение ст.123 Трудового кодекса РФ работники не знакомятся под роспись о дате начала отпуска, приказы на отпуск зачастую оформляются уже в период нахождения работника в отпуске либо по его окончании (установлено 12 подобных фактов). В Коллективном договоре авиакомпании "Ангара" не определен конкретный день выплаты работником зарплаты. Допускаются нарушения сроков расчета с уволенными и оплаты отпуска. Не проводится вводный инструктаж по охране труда вновь принятым работникам. Не всегда соблюдается периодичность проведения повторных инструктажей. Не в полной мере проведена аттестация рабочих мест (не аттестовано 132 рабочих места).

В ОАО "АэроБратск" в нарушение требований ч. 3 ст.103 Трудового кодекса РФ графики сменности принимаются без учета мнения профсоюза и своевременно до сведения работников не доводятся. На данном авиапредприятии не приняты Правила внутреннего трудового распорядка. Трудовые договоры не содержат конкретных сроков выплаты заработной платы. Не установлены сроки выполнения мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда; итоговые сведения по аттестованным рабочим местам в Рострудинспекцию в установленный срок не направлены. Не организован надлежащий учет и контроль выдачи работникам средств индивидуальной защиты: данные относительно норм выдачи этих средств в карточках не заполняются. Средства индивидуальной защиты приобретаются и выдаются работникам не в полном объеме. В результате этого, к примеру, командир воздушного судна и бортмеханики Як-40 и Ми-8 не обеспечены положенными им по типовым нормам 18 наименованиями специальной одежды. Сроки носки ранее выданной спецодежды истекли, однако новая спецодежда им не предоставлена.

Не аттестованы рабочие места в ООО "Аэропорт Нижнеудинск". Заработная плата на этом авиапредприятии выплачивается один раз в месяц. Допускаются задержки выплаты окончательного расчета при увольнении работников.

В трудовых договорах работников Киренского центра организации воздушного движения в нарушение ст.57 Трудового кодекса РФ не указан конкретный размер районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате. Изменение размера их заработной платы и должностных окладов работников в нарушение ст.72 ТК РФ оформляется не соглашением сторон, а в виде приказа. На этом предприятии несвоевременно производится оплата пособия по временной нетрудоспособности и ежегодных отпусков. График отпусков не соблюдается, порядок их предоставления и переноса нарушается. Так, на момент проверки задолженность по предоставлению дней ежегодного отпуска у 2 диспетчеров, осуществляющих непосредственное управление воздушным движением, составила 138 дней. Не разработана программа проведения первичного и вводного инструктажей на рабочем месте. Результаты проверки у работников знаний требований по охране труда не оформляются протоколом по установленной форме. Не соблюдается периодичность проведения повторных инструктажей по охране труда. Не в полном объеме выполнен план мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда. Не разработана инструкция по охране труда. Допускается использование в работе неисправного инструмента.

В ОАО "Авиакомпания Бурятские авиалинии" ненадлежащим образом ведется учет рабочего времени: сопоставлением графиков рабочего времени эскадрильи, табелей и заданий на полет выявлены несоответствия учетных данных. Вопреки требованиям ст. 65 ТК РФ и ст.52 Воздушного кодекса РФ без проведения проверки на наличие судимости на работу принят второй пилот Ан-24, в срочном трудовом договоре с которым также не указаны основания и период его действия. Здесь также имеют место факты несвоевременного и не в полном объеме обеспечения работников средствами индивидуальной защиты и спецодеждой. Занятым на работах с вредными условиями труда работникам не своевременно выдавалось молоко.

В Государственном автономном учреждении Амурской области "Амурская авиабаза" выявлены факты привлечения работников к сверхурочной работе без их письменного согласия. Данная работа оплачивалась не в полном размере. Установлены факты задержек выплаты заработной платы до 3-х дней, а также нарушения сроков расчетов при увольнении. В пожароопасный период не обеспечивалась нормальная продолжительность еженедельного непрерывного отдыха летного состава, который составлял менее 42 часов: работы осуществлялись до 10 дней подряд без выходных по 8 часов ежедневно. При этом задействованным пожарным парашютистам и десантникам не начислялась и не выплачивалась денежная компенсация за работу в особых условиях.

В Якутии пилоты авиакомпании "Якутия" привлекались к работе за пределами максимально допустимых норм налета часов. Выявлены случаи, когда лица из числа авиационного персонала привлекались к дисциплинарной ответственности с нарушением установленных условий: по истечении установленного для наложения взысканий срока; без выяснений причин проступков и без истребования объяснений.

Экипажам "Полярных авиалиний" поручалось выполнение сверхурочной работы без уведомления об этом профсоюзного органа. При этом выявлен случай, когда оплата фактически отработанного пилотом времени осуществлена не в полном размере. Правилами внутреннего трудового распорядка в нарушение ст. 123 ТК РФ сроки утверждения графика отпусков определены не за две недели до наступления календарного года, а до 5 января нового года. Очередность предоставления летному составу отпусков соблюдалась не всегда; имелись факты переноса сроков начала ежегодного отдыха без учета пожеланий работников.

Для устранения указанных нарушений транспортными прокурорами было внесено руководителем 11 представлений, принесено 8 протестов на незаконные правовые акты. В отношении виновных лиц возбуждено 8 административных дел. Два руководителя предостережены о недопустимости нарушений закона.

 
Ссылки по теме: Другие пресс-релизы «Восточно-сибирская транспортная прокуратура» | Все пресс-релизы

Дайджест прессы за 23 января 2013 года | Дайджест публикаций за 23 января 2013 года
Авторские права на данный материал принадлежат организации «Восточно-сибирская транспортная прокуратура». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Аэропорт, Авиакомпания "ИрАэро", Аэропорт Братск, Авиакомпания "Ангара", Пилот Ай Си, Ан-24Б, Як-40, АН-24, Ми-8, ИрАэро, Бурятские авиалинии (Buryat Airlines), АэроБратск, Ангара (Angara), Амурская авиабаза, Якутия, Аэропорт "Нижнеудинск" , Амурская авиабаза (в процессе тестирования)