О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"Аэрофлот" остался наедине с чиновниками

"Аэрофлот" и "Шереметьево" должны в течение месяца расторгнуть или изменить соглашение о стратегическом сотрудничестве, заключенное в октябре 2012 года, считают в УФАС по Московской области

"Аэрофлот" и Шереметьево должны в течение месяца расторгнуть или изменить соглашение о стратегическом сотрудничестве, заключенное в октябре 2012 года, считают в УФАС по Московской области. В противном случае компаниям грозят оборотные штрафы - до 1,7 млрд руб. для Шереметьево и до 24 млрд руб. для "Аэрофлота". Но если аэропорт уже готов пойти навстречу чиновникам, то авиакомпания собирается оспаривать решение УФАС.

Вчера представители УФАС по Московской области провели пресс-конференцию, посвященную признанию антиконкурентным соглашения между ОАО "Международный аэропорт Шереметьево" (МАШ) и "Аэрофлотом". Как пояснил руководитель управления Алексей Азаренко, обе стороны в течение месяца должны исключить антиконкурентные условия, которые содержались в соглашении о стратегическом сотрудничестве, заключенном в октябре 2012 года. В противном случае им грозит штраф в размере 0,3-15% от выручки участника соглашения на том рынке, где было совершено правонарушение, но за предшествующий календарный год в зависимости "от наличия отягчающих или смягчающих обстоятельств". Что в данном случае можно считать "рынком правонарушения", чиновник не уточнил. По итогам 2011 года выручка МАШ по МСФО составила 11,4 млрд руб., то есть максимально штраф может достичь1,7 млрд руб. Выручка "Аэрофлота" за указанный период - 160 млрд руб., то есть самый большой штраф может составить 24 млрд руб.

Ключевой договоренностью "Аэрофлота" и МАШ стала передача авиакомпании, ее дочерним перевозчикам и партнерам по альянсу Sky Team всего Южного терминального комплекса аэропорта (терминалы D, E и F). В ходе расследования УФАС установило, что условия договора "существенно ограничивают конкуренцию на рынке авиаперевозок". К рассмотрению дела были привлечены двое потенциальных пострадавших - основной конкурент "Аэрофлота" "Трансаэро" и Nord Wind. Как пояснили регуляторы, это связано с тем, что дело могло быть рассмотрено в ускоренном порядке только при условии надлежащего извещения всех сторон, а с иностранными перевозчиками оперативно это сделать было затруднительно. С их мнением УФАС ознакомилось вне рамок дела. В частности, были опрошены Air France, Air Astana, Finnair, "МИАТ - Монгольские авиалинии", Estonian Air, SAS Group. Все авиакомпании поддержали претензии к соглашению, причем некоторые пришли к выводу, что оно может спровоцировать их уход или вытеснение из МАШ.

Соглашение стало итогом острого конфликта "Аэрофлота" и МАШ, причем источники "Ъ" на рынке утверждали, что аэропорт подписывал документ скорее по необходимости, если не под давлением. Эту версию косвенно подтверждает то, что Шереметьево уже выразило полную готовность добровольно удовлетворить претензии УФАС. С таким предложением, уверяют чиновники, аэропорт уже обратился письменно к "Аэрофлоту", а УФАС получит копию документа до 5 февраля.

Глава пресс-службы МАШ Анна Захаренкова подтвердила "Ъ", что письмо направлено в "Аэрофлот". В нем аэропорт предлагает приостановить соглашение и пересмотреть его условия в двустороннем порядке - "в силу партнерских соглашений". Детали возможных изменений пока не конкретизировались. Госпожа Захаренкова уточнила, что соглашение может быть расторгнуто и в одностороннем порядке. Совет директоров МАШ должен обсудить ситуацию в начале февраля.

В "Аэрофлоте" говорят, что письмо МАШ пока не получали, а решение УФАС собираются "однозначно оспаривать". Источник "Ъ", близкий к совету директоров "Аэрофлота", пояснил, что некоторые формулировки соглашения в документах УФАС приведены "некорректно" и на самом деле звучат далеко не так жестко. Другой собеседник "Ъ" в авиакомпании называет решение УФАС "антигосударственным", уверяя, что оно "крест на амбициях "Аэрофлота", связанных с его вхождением в один ряд с крупнейшими авиакомпаниями мира". Штраф, добавляет источник "Ъ", в данном случае не может быть начислен, поскольку соглашение еще не вступило в силу. Но в УФАС ссылаются на ч. 4 ст. 11 ФЗ "О защите конкуренции", по которой даже намерение ограничить условия конкуренции является нарушением закона вне зависимости от того, было реализовано соглашение или нет.

Старший юрист корпоративной практики фирмы Sameta Сергей Казаков считает, что "Аэрофлот" прав в том, что российское законодательство не позволяет привлекать к ответственности за намерения. Но есть исключения, касающиеся намерений, выраженных в форме предварительного договора. В случае если подписанный пакет документов между "Аэрофлотом" и МАШ имеет такие признаки, поясняет юрист, у УФАС есть шансы привлечь стороны к ответственности....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка