Источник: газета «Аргументы и факты»
Автор: Арсений Ваганов
Опубликовано: 24.01.2013, 15:47

Эксперт: российский "Боинг-767" над Афганистаном спровоцировал любопытство пилота НАТО

Летчик, опасно сблизившийся с российским лайнером, хотел рассмотреть судно, появившееся на радарах в виде простой точки. "Если бы самолет хотели сбить, сближаться было бы не нужно"


Сближение российского самолета "Боинг-767" авиакомпании Nordwind Airlines, летевшего в Екатеринбург, и неизвестного боевого самолета, которое произошло в 80 км от Кабула, вызвало массу споров и предположений. В настоящий момент Росавиация, регулирующая, в частности, полеты гражданских судов, официально подтвердила факт сближения более чем на 1000 футов. Однако никакой другой официальной информации не поступало.

О том, какой характер носил инцидент, насколько опасным было сближение и что вообще могло произойти в небе над Афганистаном, "АиФ-Урал" рассказал старший штурман-инспектор инспекции безопасности полетов и качества авиакомпании "Авиакон Цитотранс" Александр Николаевич Анкушин. "Сближения авиасудов в воздухе бывают двух типов: сближение как таковое и опасное сближение, о чем экипаж в обязательном порядке предупреждает электроника. В обоих случаях командиру воздушного судна предписывается беспрекословно выполнить указания приборов и доложить авиационным властям", - теоретизирует эксперт, особо подчеркивая, что не располагает конкретной информацией об инциденте. При этом известны и нормативы: 2000 футов (общепринятая система измерения в авиации) или чуть более 600 метров - стандартно допустимое расстояние на попутных курсах. Опасной же ситуация считается, когда это расстояние сокращено вдвое, а это означает, что упомянутый инцидент подпадает под определение "опасное сближение". Однако, полагает эксперт, скорее всего, военный самолет приблизился на 1000 футов (около 300 метров) снизу. При этом, по мнению эксперта, наиболее опасно в таких случаях сближение на попутных курсах. При встречных курсах самолеты бы просто разминулись. "Из того, что известно, можно сказать, что произошло авиасобытие и, судя по всему, оно не имеет статус авиаинцидента", - отметил Анкушин.

Александр Анкушин предполагает, что пилот военного судна решил подлететь ближе, чтобы рассмотреть объект. Такое могло случиться потому, что "Боинг" появился на экранах радаров стандартно, то есть в виде точки, а для уничтожения вероятной цели истребителю не нужно было бы сближаться до опасного расстояния: уничтожить самолет можно было бы на иной дистанции. "Если сближение было вызвано разведывательным интересом, то непонятно, чем он мог быть вызван", - рассказывает Анкушин. Он вспоминает свой опыт, когда в воздушном пространстве Франции к их грузовому самолету с такой же целью приблизился истребитель французских ВВС. Предположение о том, что гражданский "Боинг" сошел с маршрута, штурман также ставит под сомнение. По его словам, современный самолет в принципе сбиться с курса не может: точность самолетовождения такова, что позволяет командиру вести судно с интервале плюс-минус 15 метров. Более того, в воздушном пространстве Афганистана в коридор для судов (в горизональной плоскости) составляет 10 миль, то есть около 18 км.

Между тем в принадлежности самолета сомнений нет и быть не может: в воздушном пространстве Афганистана невозможно встретить национальную военную авиацию. Она была полностью уничтожена в первые дни войны афганских властей с движением "Талибан".

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 24 января 2013 года | Дайджест публикаций за 24 января 2013 года
Авторские права на данный материал принадлежат газете «Аргументы и факты». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Федеральное агентство воздушного транспорта, Авиакомпания "Авиакон Цитотранс", Пилот Ай Си, Компания Boeing в России и СНГ, Северный Ветер, Северный Ветер (NORD WIND), Авиакон Цитотранс (в процессе тестирования)