Источник: газета «Независимое военное обозрение»
Автор: Олег Еленский
Опубликовано: 25.01.2013, 09:19

Российские летчики налетали научный минимум

В планах командования - достичь показателей времен Советского Союза


Минобороны РФ обнародовало предварительные итоговые данные по налету пилотов российских ВВС в 2012 году. В частности, официальный представитель Управления пресс-службы и информации МО России по Военно-воздушным силам подполковник Владимир Дерябин сообщил, что всего в различных родах авиации совершено более 100 тыс. вылетов для отработки задач воздушной навигации, свыше 15 тыс. вылетов для практического бомбометания и около 13 тыс. вылетов на применение ракетного вооружения. При этом общий налет летчиков ВВС составил более 300 тыс. часов. Существенно увеличился и годовой налет каждого военного пилота.

Достаточно топлива - много полетов

Дерябин отметил, что более чем на 20% по сравнению с 2011 годом возросла интенсивность летной подготовки пилотов, которая проходила на авиабазах Военно-транспортной (ВТА) и Дальней авиации (ДА). Так, экипажи ДА более 20 раз привлекались к полетам по планам стратегического сдерживания, а экипажи ВТА свыше 130 раз участвовали в мероприятиях авиационного обеспечения боевой подготовки частей и подразделений других видов и родов войск. Например, за 2012 год было десантировано более 60 тыс. военнослужащих Воздушно-десантных войск. Особое внимание было уделено подготовке молодых летчиков, выпускников 2011 года, которые в среднем налетали около 100 часов каждый.

Ранее начальник пресс-службы Западного военного округа (ЗВО) полковник Андрей Бобрун проинформировал, что в 2012 году средний налет на каждого летчика значительно увеличился по сравнению с предыдущим годом и достиг 125 часов. "При этом средний налет командиров экипажей составил более 175 часов, - уточнил он. - По сравнению с 2011 годом этот показатель увеличился более чем на 20%". По его словам, лучших показателей в 2012 году достигли летчики из Курска (в "номинации" фронтовая и истребительная авиация) с налетом более 150 часов. В армейской авиации - авиабаза в Вязьме, каждый пилот которой налетал свыше 215 часов. Аналогичный показатель в авиационных частях транспортной авиации - не менее 170 часов на каждого авиатора.

Эти данные не могут не радовать. Как отметил в декабре на встрече с доверенными лицами российского президента министр обороны РФ Сергей Шойгу, "мы видим, что у нас летчики стали летать в 20 раз больше, чем пять лет назад".

Действительно, по оценкам специалистов, научно обоснованный минимальный годовой налет для летчиков военной авиации составляет 110-130 часов. В противном случае не происходит поддержания на должном уровне необходимых навыков в пилотировании, что может привести к ЧП в воздухе. В 2003 году в российских ВВС средний годовой налет на одного летчика составлял лишь от 12 до 44 часов, в 2006-м - 39 часов, в 2011-м - 90 часов.

Таким образом, в российских ВВС в немалой степени решена задача, которая была поставлена перед военной авиацией в конце 2011 года, чтобы каждый авиатор в 2012 году налетал не менее 130 часов. В последующем, как планировали тогда же в Генеральном штабе, "мы перейдем на 200-220 часов, и таким образом налет российских летчиков приблизится к международным стандартам".

Столь заметно повысить летный профессионализм пилотов позволило то обстоятельство, что в авиачасти стало бесперебойно поступать необходимое количество топлива. Его в полной мере стало хватать, чтобы осуществлять как долговременные дальние полеты стратегических бомбардировщиков и противолодочной авиации, так и увеличить интенсивность подготовки истребителей и штурмовиков. В нулевые годы подобной картины не наблюдалось: лимиты на авиационный керосин из года в год урезались.

Известно также, что в Советском Союзе каждый, кто держал в руках штурвал военного транспортника или ручку управления истребителем, бомбардировщиком, налетывал не менее 200 часов в год. У отдельных пилотов этот показатель был значительно выше.

Не всех горожан это радует

О том, что российские пилоты стали больше летать, косвенно свидетельствует и тот факт, что из нескольких мест от гражданского населения в течение 2012 года поступали жалобы: военные самолеты "сильно шумят" над расположенными рядом жилыми кварталами.

Например, с жалобой на рев авиадвигателей в администрацию Челябинска обращались жильцы домов, которые находятся в непосредственной близости от военного аэродрома "Шагол", куда еще в ноябре 2010 года из Бурятии была передислоцирована военная авиачасть фронтовых бомбардировщиков Су-24. Впрочем, жаловались и жильцы более отдаленных районов. Недовольные утверждали, что военные самолеты с периодичностью 10-15 минут пролетают низко над городом, издают сильный гул, который пугает детей и приводит в действие сигнализации частных машин. Горожане отмечали, что тренировочные полеты нередко проходят и ночью, что вызывает их особое недовольство.

Уже несколько лет "воюют" с местными ВВС и жители Перми. Им тоже не нравится, что "военные самолеты уж слишком низко летают, часто так, что пролетают на уровне наших девятиэтажек".

Жалуются и тверчане: военный аэродром "Мигалово" располагается в черте Твери, транспортники Ил-76, Ан-22 и другие заходят на посадку через центр города. "Раньше было более или менее терпимо, - пишут горожане, - но теперь полеты осуществляются круглосуточно. Особенно достается Первомайскому микрорайону, многие дома которого построены всего в четырех километрах от взлетно-посадочной полосы". Уставшие от грохота авиадвигателей жители обращались в СМИ, в прокуратуру, к губернатору, в Министерство обороны и даже к президенту страны, "но вопрос никак не решается".

А в сентябре 2012 года даже имел место скандал, связанный с заснятием на автомобильный видеорегистратор полета Су-24 на предельно малой высоте над трассой М21 Ростов-на-Дону-Волгоград в районе хутора Светлый Лог. Съемку произвел и выложил во всемирной сети некто Федор Н., житель Тюмени, который за месяц до этого вместе с женой и двумя дочерьми ехал по этой дороге отдыхать на Азовское побережье. Интернет-сообщество вскипело. Летчики были названы "распоясавшимися" и "безответственными трюкачами", подвергающими смертельной опасности автомобилистов и пешеходов.

Резонанс был такой, что этим фактом занялась военная прокуратура Южного военного округа. Она вскоре установила, что лихачество близ земли над шоссе устроили пилоты Морозовской авиагруппы (город Морозовск Ростовской области) 45-летний подполковник Алексей Мижурко и его напарник по экипажу 30-летний капитан Андрей Юсим. Кстати, Мижурко - "авиаакробат еще тот": он участвовал в первой и второй чеченских войнах и в пятидневном российско-грузинском конфликте 2008 года, за что был награжден орденом Мужества.

Тогда же стало известно и о еще одном аналогичном инциденте - над трассой, что близ города Каменска-Уральского (Свердловская область), едва не касаясь колесами крыш автомобилей, пролетел военно-транспортный вертолет Ми-8, приписанный к авиабазе, дислоцированной в поселке Упрун (2-е командование ВВС и ПВО). "Опасное" барражирование винтокрыла также зафиксировала видеотехника одного из автолюбителей, который в тот момент проезжал по данной дороге.

Трюки и трюкачество

В итоге разбор этих рядовых, в общем-то, полетов провел сам главком ВВС генерал-лейтенант Виктор Бондарев. Он, по сути, защитил и "бомберов", и вертолетчиков, заявив, что как в одном, так и в другом случае виражи выполнялись по плану боевой подготовки и были санкционированы непосредственным командованием авиационных частей. Скажем, "сушка" держала высоту не менее 50 метров над землей, экипаж выполнял вертикальную фигуру высшего пилотажа, при которой в качестве линейного ориентира был выбран участок дороги М21. "Нам нужны летчики, подготовленные ко всем условиям боевого применения", - подчеркнул Бондарев. Однако он все же отдал приказ о запрете подобного "трюкачества", сопряженного с "пуганием" гражданских лиц.

Любопытно, однако, что в Сети было много и позитивных откликов по поводу этих инцидентов. "Видно, что в России все-таки есть авиация не только на парадах, тренируются ребята, все правильно, а то раньше в преферанс у самолетов резались, когда не было топлива, чтобы летать", - характерная оценка одного из пользователей, горячо возражающего тем, кого подобные полеты возмутили. То есть в обществе есть понимание того, что военная авиация должна летать и летать "всяко" и немало.

Ныне в самолетные и вертолетные части российских ВВС поступают десятки единиц боевой авиатехники - модернизированные и новейшие образцы. И отрадно, что они не стоят на приколе, активно летают. Ну а что "шумят" да "пугают" иногда - что ж, не на бесшумных же планерах воевать в случае чего. Хотя, конечно, и эту проблему надо как-то решать. Кроме того, тут ведь и головотяпство со стороны гражданских ответственных лиц присутствует: кто-то ж "чем-то думал", когда, например, проектировал микрорайон близ военного аэродрома в Твери или Перми.

 

Дайджест прессы за 25 января 2013 года | Дайджест публикаций за 25 января 2013 года
Авторские права на данный материал принадлежат газете «Независимое военное обозрение». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Пилот Ай Си, Авиационный Комплекс имени С.В. Ильюшина, Ил-76 МД, Су-24, Шойгу Сергей, Бобрун Андрей, Бондарев Виктор, Капитан, Ми-8, Ил-76, Ан-22 (в процессе тестирования)