Источник: газета «Российская газета»
Автор: Татьяна Шадрина
Опубликовано: 25.01.2013, 10:34

Разогнались на посадке

Экипаж Ту-204 не включил вовремя стоп-краны


Экипаж нарушил инструкцию, делают выводы эксперты, ознакомившись с данными расследования аварии с самолетом Ту-204 авиакомпании Red Wings, которые вчера обнародовала Техническая комиссия Межгосударственного авиационного комитета.

Лайнер, напомним, 29 декабря выкатился за взлетную полосу аэропорта Внуково. Начался пожар, пять человек погибли. Росавиация, кстати, накануне аварии отправила производителю самолета предписание разобраться с системой торможения, после серии авиапроисшествий. Эксперты "РГ" по горячим следам выдвинули две версии: ошибка пилотов и проблема с реверсом (системой, с помощью которой гасится скорость).

Данные МАКа практически подтвердили, что обе эти версии в совокупности и стали причиной трагедии. Реверс в нужный момент не заработал, но экипаж не включал стоп-краны двигателей, а пытался снизить скорость самолета по штатной схеме, повторив ее три раза. И упустил драгоценные секунды.

После того, как самолет должен был начать торможение, а управление двигателями перейти в положение "максимального реверса", последовал доклад бортинженера, что реверс не включен. Именно в это время надо было уже включать стоп-краны двигателей для того, чтобы начать снижать скорость, пояснил "РГ" глава аналитического отдела "Авиапорт" Олег Пантеев.

Приземлился самолет на скорости около 230 километров в час. Но одновременного обжатия обеих основных опор шасси не происходило, что указывает на конструктивные недоработки, считают эксперты. Так что торможение в самом начале приземления оказалось неэффективным. Экипаж повторно попытался разобраться с реверсом, после слов бортинженера: "Реверс включай!" был зарегистрирован перевод управления двигателями в положение "максимального реверса", но торможния не происходило. Приборная скорость составляла 230...240 км/ч.

Через 4 секунды пилот выключил реверс. В течение следующих 6 секунд он находился в выключенном положении. В это время экипаж предпринял попытку автоматического торможения, о чем свидетельствуют внутрикабинные переговоры экипажа и кратковременное появление разовых команд: "Автоматическое торможение включено"...

Выкатывание самолета за пределы взлетно-посадочной полосы произошло через 32 секунды после приземления, практически по ее оси, на приборной скорости около 215 километров в час. Уже в процессе выкатывания бортинженер все-таки выключил двигатели с помощью стоп-кранов, но было слишком поздно. Столкновение самолета со склоном оврага произошло с путевой скоростью около 190 километров, говорится в сообщение МАК.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 25 января 2013 года | Дайджест публикаций за 25 января 2013 года
Авторские права на данный материал принадлежат газете «Российская газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Межгосударственный авиационный комитет, Федеральное агентство воздушного транспорта, Ту-204-100, Международный аэропорт "Казань", Международный аэропорт Когалым, Пилот Ай Си, Ан-32, Ред Вингс (в процессе тестирования)