Источник: журнал «Forbes-Украина»
Автор: Федор Орищук
Опубликовано: 28.01.2013, 12:02

Гендиректор аэропорта "Борисполь" Антон Волов: место "АэроСвита" могут занять лоукосты

Крах "АэроСвита" может быть на руку пассажирам


Руководитель "Борисполя" Антон Волов почти два года создавал в аэропорту инфраструктуру для хабового авиаперевозчика. После банкротства "АэроСвита" эта работа может оказаться тщетной. В интервью Forbes он рассказал о том, насколько упадет пассажиропоток "Борисполя" из-за проблем "АэроСвита" и чем аэропорт намерен привлекать новые лоукост-компании.

- Как повлияет на работу аэропорта уход с рынка "АэроСвита"?

"АэроСвит" - единственный по-настоящему хабовый перевозчик "Борисполя". После того как мы выбрали для аэропорта хабовую модель развития и в марте 2011 года на основе нашего старого терминала "B" сделали трансферную зону, у "АэроСвита" стал сумасшедшими темпами расти трансфер. Через "Борисполь" много начали летать из Скандинавии в Бангкок, из Нью-Йорка в Тель-Авив. На рейсе из Нью-Йорка в Тель-Авив в Киеве пересаживалось до 90 человек. Это серьезные объемы. По данным авиакомпании "АэроСвит", они перевезли около 600 тысяч пассажиров в 2012 году против 400 тысяч в 2011 году (объем трансферных перевозок. - Forbes).

А теперь компания прекращает свое существование. Мы боялись этого давно. В компании утверждают, что все среденемагистральные рейсы передадут МАУ, а оставят себе дальнемагистральные. Как это будет выглядеть для трансферных пассажиров? Будет ли это им удобно и понятно, когда маршруты станут предлагать две разные компании? Я не понимаю, как пассажир в этом разберется.

- А если "АэроСвит" вообще откажется от дальнемагистральных перевозок?

Будет два варианта. Если МАУ подберут эти направления, став дальнемагистральным перевозчиком, объем пассажиропотока не должен упасть. Но пока мы не знаем о планах компании МАУ. Если дальнемагистральные уйдут, а МАУ останутся только со среднемагистральными рейсами, они смогут существовать только на основе протекционизма. В ином случае, когда сюда зайдут лоукосты, они просто уничтожат местного конкурента на международных направлениях. Потому что не бывает хабового перевозчика, который опирается только на короткомагистральные рейсы.

Авиационный бизнес сложный. У нас очень дорогой рынок капитала. Чтобы конкурировать с иностранцами, нужно иметь флот одинаковых новых самолетов, которые первые пять лет не требуют тяжелых форм обслуживания, потребляют гораздо меньше керосина. Их нужно брать под европейские ставки, а не под наши сумасшедшие проценты. Сейчас этого нет. В большинстве своем у них есть старые суда, которые потребляют много керосина и требуют недешевого обслуживания.

Непростая конкуренция

- Наряду со значительным ростом пассажиропотока "АэроСвит" продолжал наращивать долги. Чем это можно объяснить?

Могу высказать только отвлеченное экспертное мнение. Понять природу долгов авиакомпании очень просто. Международные перевозки - это интернациональный бизнес. На всех международных линиях они конкурируют с международными перевозчиками. Самые главные затраты авиакомпании: на флот, техническое обслуживание, содержание самолетов, затраты на лизинг и топливо. Топливо в Украине - дороже. Дороже обходится лизинг. Воздушные суда, используемые "АэроСвитом" - старые, потребляют больше, ломаются чаще. У "АэроСвита" из семи дальнемагистральных самолетов мы видим только три в эксплуатации.

- Остальные поломаны или стоят по другим причинам?

Они на ремонте. Для того чтобы его закончить, нужны деньги. Но самолеты уже в таком состоянии, когда ремонт требует крупных затрат. После пятилетнего срока использования самолета начинаются так называемые тяжелые формы техобслуживания. В процессе могут быть обнаружены серьезные дорогостоящие поломки. Поскольку самолеты сертифицированы по международным нормам, а компания вынуждена соблюдать нормы по авиабезопасности и техобслуживанию, то перевозчик не может поднять их в воздух. А денег на ремонт нет.

- То есть основные причины…

Неэффективность управления, в том числе и по причинам устаревшего парка. Компания не может эффективно управлять своей маршрутной сеткой, если у самолетов часто происходят технические проблемы. Если самолет делает первое плечо, к примеру, в Прагу, и из-за неисправности там задержался на час, ломается вся маршрутная сеть на весь день.

- Значит, главная проблема "АэроСвита" - не плохой менеджмент, а старый парк?

Ну, а кто им дал этот парк? Тут вопрос, что первичнее - курица или яйцо… Можно спорить. Неэффективный флот потребляет много топлива, а они еще пытаются конкурировать с "Люфтганзой", понижая тариф, и сами себя загоняют в угол. Я им не завидую.

- Когда начали накапливаться долги аэропорту "Борисполь"?

С ноября. Сами долги в зимнее время нас не пугают - это низкий сезон для авиакомпаний, и они традиционно в это время накапливают задолженность. Летом, когда начинаются чартеры, отдают. То же самое было в прошлом году. МАУ и "АэроСвит" накопили много долгов, но договорились с нами о реструктуризации. В итоге обе компании вовремя выполнили свои обязательства и заплатили проценты по рыночной ставке - с момента их возникновения.

- Какова сумма долгов "АэроСвита" сейчас?

Это коммерческая информация. Авиакомпания летает в день на миллион гривен - от 700 тысяч гривен до 1 миллиона гривен (плата аэропорту "Борисполь" в день во время нормальной работы авиакомпании. - Forbes). Сейчас я вам скажу, какая задолженность "АэроСвита", а завтра ко мне придут МАУ и скажут: "Ага, у нас долги меньше, а ты нас душишь!" (после интервью информагентство "РБК-Украина" сообщило со ссылкой на данные Генпрокуратуры, что задолженность "АэроСвита" перед "Борисполем" составляет 42 млн гривен. - Forbes).

- А общий долг перед аэропортом "Борисполь" МАУ и "АэроСвита"?

Они такие же, как и в прошлом году. Авиакомпании считают, что ничего экстраординарного нет.

- Почему тогда еще до появления информации о банкротстве было столько шума и заявлений вокруг задолженности "АэроСвита"?

Совпало много факторов. Мы в прошлом году, как и в этом, прекращали их обслуживание. Точно так же объявляли остановку и останавливали обслуживание авиакомпании.

- Вы можете подтвердить, что рейсы "АэроСвита" начинает выполнять МАУ?

- Сейчас МАУ выполнили социальную функцию и вывезли пассажиров "АэроСвита" из ряда городов. Чтобы летать, МАУ должны иметь назначения. Их выдает Госавиаслужба, и они у компании есть. Между этими двумя компаниями также есть соглашение о код-шере, которое позволяет, к примеру, купить билет на рейс на бланке "АэроСвита", и под его кодом а осуществлять перелет на самолете МАУ. Код-шер - обмен кодами. Человек видит у себя рейс под кодом "АэроСвита" - VV, а там стоит самолет под кодом PS (код МАУ. - Forbes).

Слово за МАУ

- Какой доход теряет "Борисполь" от сокращения рейсов "АэроСвита"?

За декабрь "АэроСвит" перевез приблизительно на 23,4% меньше пассажиров, чем в прошлом году.

- А в январе?

- Общее падение перевозок по аэропорту "Борисполь" в этом месяце по состоянию на 10 января - 14%.

- В МАУ также падает? Может, падение перевозок - это общая тенденция рынка?

Многие компании, в том числе МАУ, немного растут.

- Каким видят развитие этой ситуации в аэропорту "Бориcполь"?

Мы давно разрабатываем технологию перевода всех международных рейсов в терминал "D", в том числе рейсов "Международных авиалиний Украины". Чтобы максимально сконцентрировать все перевозки в одном терминале. Если компания "АэроСвит", на которую приходится около 30% наших перевозок, прекратит свое существование, это будет очень серьезное падение пассажиропотока. Тогда, возможно, все наши пассажиры поместятся в одном терминале.

В этом случае мы сможем осуществить наши давние планы и говорить с лоукостами об оперировании в терминале "F" по совершенно другим тарифам и совершенно другим объемам услуг. В одном терминале неэффективно и нелогично совмещать несовместимое - обслуживание лоукостов и базовых перевозчиков.

Лоукосты не хотят платить за дорогие терминалы, им не нужна сопутствующая инфраструктура, аэромосты. При самом плохом варианте, если "АэроСвит" прекратит свое существование, а "Международные авиалинии Украины" не заберут себе его рейсы, мы должны быть готовы обслуживать в терминале "F" лоукосты.

- А что сейчас мешает приглашать лоукосты?

Сейчас "Международные авиалинии Украины" базируются в терминале "F". Чтобы привлечь лоукосты, нужно предложить другой продукт. Нельзя так просто обслуживать МАУ по одной цене, а EasyJet - по другой. Надо предложить другой набор услуг.

- По словам Арона Майберга, источники проблем "АэроСвита" - в дорогом топливе и большой стоимости услуг в аэропортах для авиаперевозчиков. В отличие от Европы, где расценки значительно ниже, чем в Украине.

Базовые перевозчики у нас имеют значительные скидки. Тарифы на внутренние рейсы в десять раз ниже, чем на международные. Арон Сергеевич прав в какой-то мере: всегда есть возможность понижать тарифы, и если понизить, то им будет легче жить. У нас есть базовые тарифы, у них есть скидки как у базового перевозчика. И эти тарифы рассчитаны так, чтобы обслуживать кредиты по инфраструктуре, которую мы для них же построили. Если авиакомпания заявит четкий план, где укажет, что благодаря более низким тарифам они привезут на миллион пассажиров больше, я уверен - в Мининфраструктуры, где устанавливают тарифы, пойдут навстречу.

Сейчас министерство издало приказ о возможной скидке на услуги аэропортов для авиакомпаний. Как только будут разработаны единые правила применения такой скидки, этот инструмент станет дополнительным механизмом для стимулирования авиакомпаний.

Органичный рост зависит от экономической ситуации в стране. Его динамика в авиации идет параллельно с динамикой роста ВВП страны. Пассажиропоток в Киев или из Киева зависит от экономической ситуации. А транзитный пассажиропоток не привязан к нашим реалиям. Это те пассажиры, которые, к примеру, будут лететь из Копенгагена в Хошимин.

Сейчас вопрос к МАУ как к базовому перевозчику: кем они хотят быть - лоукостом либо хабовым перевозчиком с дальнемагиcтральными рейсами или чем-то средним? После того как они определятся с долгосрочным видением, аэропорт подкорректирует свою стратегию развития для максимального стимулирования рынка авиационных перевозок в Украине. "Борисполь" предоставляет и готов предоставлять комфортные условия для любых категорий пассажиров, а задача авиакомпаний - привлечь этих пассажиров интересными предложениями и маршрутами.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 28 января 2013 года | Дайджест публикаций за 28 января 2013 года
Авторские права на данный материал принадлежат журналу «Forbes-Украина». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Аэропорт, Международный аэропорт "Уфа", Авиакомпания "Домодедовские авиалинии", Пони, Волов Антон, Аэросвит (AeroSvit), Международные авиалинии Украины (в процессе тестирования)