Региональным авиаперевозкам приоритет


Якутия один из наиболее труднодоступных регионов России. Республике необходима стабильная и развитая система перевозок. Сегодня региональные авиаперевозки - актуальная тема для всего населения Якутия.

Более 90% территории республики обеспечено только сезонной транспортной доступностью. Доля пассажирооборота воздушного транспорта в Якутии составляет 84% в общем объеме.

Учитывая сложные условия и большие расстояния, самолеты и вертолеты - практически единственное средство круглогодичного передвижения для населения северных районов

Расстояния транспортировки пассажиров и грузов внутри республики сравнимы с расстояниями межобластных перевозок.

При этом в настоящее время развитие региональной авиации тормозит много факторов: вопросы ценовой доступности при низких уровнях доходов населения, устаревшая и неэффективная авиатехника.

Отсюда и малая авиационная подвижность населения, составляющая в республике 0,3 полета на человека в год. А между тем малая авиация - единственное средство транспортной доступности для 15 млн. человек, 28 тысячи населенных пунктов, составляющих 60% территорий страны.

Возникает очевидная необходимость принятия эффективных мер государственной поддержки, в том числе направленных и на снижение конечной стоимости приобретения зарубежной техники регионального назначения и малых типоразмеров.

Сегодня высокая стоимость проезда в отдаленные северные районы реально ограничивает передвижение населения.

С 2002 года в Якутии успешно реализуется программа субсидирования внутрирайонных социально значимых перевозок из республиканского бюджета.

Авиаперевозки осуществляются в 23 районах республики по 137 маршрутам.

Высокая стоимость авиаперевозок и отсутствие альтернативных видов транспорта для обслуживании населения, проживающего в арктической зоне республики, являются сегодня реальным ограничивающим фактором в обеспечении свободы перемещения населения и решении жизненно важных социальных задач. И своевременно вышедший Указ президента республики по развитию села позволил сделать определенные шаги.

Что касается авиаперевозок, республиканским минтрансом проведен тщательный анализ и принят ряд решений по субсидированию внутрирегиональных перевозок пассажиров на воздушном транспорте.

Внесены предложения по поэтапному увеличению объема субсидирования внутрирегиональных авиаперевозок пассажиров в период с 2013 по 2016 годы.

Таким образом, количество субсидируемых авиарейсов по сравнению с уходящим годом в 2013 году увеличится на 257 рейсов в год и составит 603. В 2016 году с увеличением на 110 рейсов общее число субсидированных рейсов составит 927.

Число пассажиров, которые смогут воспользоваться субсидируемыми авиарейсами, в 2013 году составит 7 386 человек, с ежегодным увеличением в 2016 году эта цифра достигнет 13 222.

При этом напомним, что в 2012 году этот показатель равнялся всего 2 490 человек в год.

По финансовым вливаниям объем субсидий составит в 2013 году 70,6 млн. рублей. К 2016 году сумма составит 168,5 млн. рублей. Для сравнения в минувшм году было выделено 22,7 млн. рб.

Кроме того, изменится и период выполнения авиаперевозок с учетом потребности.

Если в предыдущие годы субсидированные внутрирегиональные авиаперевозки в Якутии осуществлялись в течение 3,5 месяца с 1 июня по 15 сентября, то с 2013 года период увеличен в два раза с 1 апреля по 31 октября - 7 месяцев.

Из 23 действующих внутрирегиональных маршрутов в расчет включены 14 субсидируемых направлений от районных центров арктической зоны республики до узловых аэропортов "Якутск", "Полярный" и в обратном направлении.

Определены также квоты мест на 1 рейс, исходя их численности населения, проживающего в арктических улусах республики, в том числе льготной категории населения (возрастной категории до 23 лет и старше 55 лет) и провозной емкости воздушных судов Ан-24.

Численность льготной категории населения по арктическим улусам составляет 37 175 человек, это 51,1% к общей численности. Отметим, что опыт показал недостаточность количества квот (3-4 места на 1 рейс).

Очевидна и реальная картина повышенного спроса населения в субсидированных авиаперевозках, потому первостепенная значимость видится в снижении стоимости местных авиаперевозок для населения республики.

Размер специального тарифа составляет 50% от экономтарифа. На 2013 год уровень экономических тарифов представлен по прогнозным тарифам авиакомпаний республики.

Количество пассажиров по специальным тарифам увеличится с 2 490 человек в 2012 году до 13 222 человек в 2016 году.

Отметим, что  ежегодно из государственного бюджета Якутии авиаперевозчикам предоставляются субсидии  на компенсацию убытков, возникающих в результате государственного регулирования тарифов по социально значимым воздушным направлениям в Якутии -  в отдаленные и труднодоступные населенные пункты арктических и северных районов республики.

Из государственного бюджета Якутии на эти цели было выделено 146 827 млн. рублей. Дополнительно выделено 10 116,0 млн. руб. на выполнение программы социально значимых авиаперевозок до конца 2012 года, а также 25 200 млн. на выполнение стыковочных рейсов Усть-Куйга-Тикси-Усть-Куйга.

На 2013 год приняты заявки от глав муниципальных образований по 145 маршрутам в количестве 1 729 рейсов.

Однако, несмотря на все эти меры, ситуация с транспортной доступностью во внутрирегиональных направлениях пока принципиально не меняется.

Для удовлетворения потребности всех жителей республики, независимо от возраста и места их постоянного проживания, по внутрирегиональным и местным маршрутам потребуется объем субсидий в несколько миллиардов рублей.

Субъекту России такая нагрузка непосильна, необходимо обязательное участие федерального бюджета в программе субсидирования внутрирегиональных авиационных перевозок в районах Крайнего Севера.

Однако только лишь обеспечением субсидирования стоимости авиаперелетов проблемы региональных авиаперевозок не решить. Отдельного и серьезного внимания требует вопрос модернизации парка региональных судов.

Сегодня большинство самолетов и вертолетов устаревшей конструкции заняты на местных перевозках, дорабатывают свой назначенный ресурс и через несколько лет будут поэтапно выведены из эксплуатации в 2013-2018 годы Ан-24, Ан-2, вертолет Ми-8.

Понимая эту проблему, в послдение годы республика приобрела 7 самолетов Ан-3Т, 4 самолета Ан-140 и 2 самолета Ан-38.

В среднесрочной перспективе государственной программой по развитию транспортного комплекса Якутии до 2016 года предусматривается обновление парка воздушных судов путем поставки региональным авиакомпаниям на условиях лизинга магистральных и региональных пассажирских самолетов, а также воздушных судов малой размерности отечественного и иностранного производства.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 29 января 2013 года | Дайджест публикаций за 29 января 2013 года
Авторские права на данный материал принадлежат организации «Администрация Президента и Правительства Республики Саха (Якутия)». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Ан-38, Ан-24Б, Ан-2, Ан-140, АН-24, Ми-8, Якутия (в процессе тестирования)