Источник: сайт «JETS.ru»
Автор: Алексей Марков
Опубликовано: 29.01.2013, 11:35

"Комар", который больно кусался


Ровно 70 лет назад, 30 января 1943 года состоялась один из самых громких боевых вылетов британской авиации против нацисткой Германии. В этот день группа скоростных бомбардировщиков королевских ВВС "Москито" (Mosquito) нанесла бомбовый удар по берлинскому стадиону "Спортпаласт", где с торжественным докладом об успехах немецкой Германии и в чеcть 10-летия прихода партии национал-социалистов к власти должен был выступать сам министр пропаганды.

Выступление Геббельса было отложено на целый час и наглядно показало, что небольшие и быстрые английские бомбардировщики оказались не по зубам лучшим из ассов люфтваффе.

Кого боялся Геббельс

Министр пропаганды и один из вождей Третьего Рейса Геббельс до последних дней войны вел дневник. После его самоубийства и взятия Берлина этот документ попал в руки союзников и был многократно опубликован. Британский бомбардировщик "Москито" (комар) упоминается там много раз. Из дневников рейхсминистра видно, какое тягостное впечатления на руководство нацисткой Гемании производили эти точечные, но очень болезненный укусы. Дело в том, что, несмотря на очень скромную бомбовую нагрузку, "Москито" (Mosquito) могли прицельно бомбить любую цель рейха в любое время оставаясь практически неуязвимыми для немецкой системы ПВО. Более того, в большинстве случаев атака "Москито" не сопровождались предварительным оповещением населения, что производило на немцев чрезвычайно гнетущее психологическое действие. Небольшую бомбу, сброшенную с "Москито", можно было получить в любой точке рейха и в любой момент без превентивных завываний сирен и призывов пройти в бомбоубежище. Достаточно сказать, что первой версией случившегося после неудачного покушения на Гитлера в июле 1944 года стало предположение, что фюрер пострадал от бомбы, сброшенной с легкого британского бомбардировщика. От бомб "Москито" в рейхе был не застрахован никто, включая самых первых лиц.

Другой высокопоставленный нацист, заместитель Геринга Минх как-то в частной беседе признался, что больше всего боится, что Англия в своей воздушной войне сделает ставку именно на массовое применение "Москито". Минх был одним из ведущих специалистов Германии по авиационной промышленности и знал, что "Москито" оснащались двигателями с компрессорами наддува, спроектированными для работы на больших высотах. Соответственно, эти британские бомбардировщики имели потолок до 11 000 метров. Их крейсерская скорость на этой высоте составляла 640-675 км/ч. Такие высотно-скоростные характеристики делали их практически недосягаемым для атак даже лучшего из находящихся в то время на вооружении у нацистов перехватчика Messerschmitt Bf.109G-6, а также наземной зенитной артиллерии. Проще говоря, у немцев не было эффективных средств бороться с "Москито".

Фанерный "Стеллс"

Как бы это не звучало странно, но основным материалом для производства этой чудо-машины было дерево. В конструкции самолета была применена толстая трехслойная фанерная обшивка, укрепленная внутри вставками из ели. Широкое использование древесины позволило достичь достаточно большой прочности при достаточно малом весе конструкции. У деревянного корпуса было еще одно немалое для бомбардировщика преимущество - немецкие радары были не в состоянии своевременно засекать приближающийся "Москито", так как у этого самолета только двигатели и некоторые элементы управления были сделаны из металла.

Изготавливались детали чудо-машины на небольших мебельных фабриках как в Англии, так и в Австралии с Канадой. Запасы древесины в канадских лесах для производства данной модели самолета проблем с сырьем не сулили. Британские пилоты, имея в виду материал, из которого были изготовлены боевые машины, ласково называли их "мечта термита".

"Неправильный" бомбардировщик

Без сомнения "Москито" - одна из самых эффективных и красивых крылатых машин Второй мировой войны. Однако судьба этого легкого бомбардировщика была отнюдь не легкой. Довольно долгое время проект "Москито" мало интересовал британских военных и оставался лишь частной разработкой фирмы De Havilland Co. Дело в том, что изготовленный из дерева и почт не имевший собственного защитного вооружения, "Москито" опровергал все существующие расчеты стратегов из штаба Британских королевских воздушных сил, для которых ключевым фактором являлась бомбовая нагрузка и оборонительное вооружение. "Москито" не могли похвастаться ни тем , ни другим. Однако, несмотря на отсутствие такого оборонительного вооружения, потери среди них были одними из самых низких из всех самолетов Второй мировой войны - 16 на 1000 вылетов. Объясняется это очень высокими летно-техническими характеристиками: скорость и высота полета делали их малоуязвимыми для германских истребителей и огня зенитной артиллерии.

Если же сравнивать "Москито" (Mosquito) с другими машинами по сумме их характеристик, а главное - по эффективности боевого применения, то преимущество "комаров" становилось очевидным. Так, например, если сравнивать "Москито" в другим популярным британским бомбардировщиком, того времени, четырехмоторным "Ланкастером" (Avro 683), то достоинства первого становились видны сразу.

"Москито" при бомбардировке района Берлина брал на борт только 50% бомбового веса, по сравнению с "Ланкастером", но его потери в боевых вылетах были в 10 (!) раз меньше. Стоимость производства одного "Москито", была в три раза стоимости Ланкастера, а управлялся "Москито" двумя пилотами ("Ланкастер" требовал экипажа из семи человек). И самое главное - "Москито" показывал значительно лучшие показатели точности при дневном бомбометании, и, таким образом, его половинная бомбовая нагрузка причиняла врагу значительно белее тяжелый урон.

Новая жизнь "Москито"

"Москито", за свою красоту, а также простоту в ремонте и обслуживании продолжают оставаться одной из самых любимых состоятельными коллекционерами крылатых машин времен Второй мировой войны. Так в сентябре 2012 года "Москито" модификации FB.26 был отреставрирован фирмой Avspecs Ltd для его владельца Джерри Ягена (Jerry Yagen). К восторгу многочисленных зрителей машина совершила шесть демонстрационных полетов на одном из новозеландских аэрошоу.

Совсем недавно там же, в Новой Зеландии 18 января нынешнего 2013 года в рамках аэрошоу "Крылья над Вайрарапой" (Wings Over Wairarapa) "Москито" появился в сопровождении двух Спидфайеров.

Наиболее полная коллекция модификаций "Москито", насчитывающая три полностью восстановленных машины, в настоящее время находится в Центре авиационного наследия в Хавиланде (Havilland Aircraft Heritage Centre) в Англии.

 

Дайджест прессы за 29 января 2013 года | Дайджест публикаций за 29 января 2013 года
Авторские права на данный материал принадлежат сайту «JETS.ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Крылья (в процессе тестирования)