Источник: газета «Известия в Украине»
Автор: Алина Полищук
Опубликовано: 29.01.2013, 11:44

Внутренние авиаперевозчики будут работать по европейским стандартам

В Украине вступили в силу новые правила, которые регламентируют работу авиакомпаний. Отныне пассажиры, купившие билеты на внутренний рейс, вправе требовать такие же условия и комфорт, какие обеспечивают своим клиентам международные авиакомпании


В полете будут раздавать напитки пассажирам всех классов, один чемодан разрешат провезти бесплатно, а в салонах установят кресла для инвалидов и новорожденных. За каждую задержку вылета на два-три часа пассажиров должны накормить и организовать подключение к интернету. Если же рейс отложен на сутки, авиакомпания оплатит гостиничный номер и покроет расходы на проезд в гостиницу.

Багажное деление

Новые правила авиаперевозок, разработанные Министерством инфраструктуры Украины совместно с Госавиаслужбой, уравнивают в правах пассажиров международных и внутренних рейсов. Кроме того, иностранные авиакомпании, которые работают у нас, больше не смогут устанавливать для украинцев особые условия перелетов. Еще недавно популярные лоукостеры (от англ. low cost - бюджетные авиаперевозчики, предлагающие перелеты по низким ценам), кроме стоимости билета, брали с клиентов плату за багаж и еду. Теперь они обязаны бесплатно поить пассажиров из расчета 100 мл прохладительных напитков на каждый час полета зимой и 150 мл - летом. Установлена четкая норма для бесплатного провоза багажа: любой человек на любом рейсе имеет право провезти один чемодан весом до 23 кг. За каждым ребенком в возрасте до двух лет должно быть зарезервировано багажное место общим весом до 10 кг.

По новым правилам, пассажиры любых рейсов и любого класса перелета имеют право бесплатной перевозки сверх нормы личных вещей, которые они держат при себе, а не сдали в багаж. Это может быть дамская сумочка, верхняя одежда или зонтик, питание для ребенка, специальная детская или инвалидная коляска. Правда, вес таких предметов (за исключением инвалидной коляски) не должен превышать 5 кг. Помимо этого, авиакомпании в обязательном порядке должны предоставлять клиентам места для пассажиров с детьми, а также устанавливать кроватки для новорожденных и размещать больных на носилках. Это не чрезмерные требования, утверждают эксперты. Подобный уровень комфорта оговорен и европейскими правилами авиаперевозок, которых придерживаются абсолютно все компании. Другой вопрос, как новые условия отразятся на ценах тех же бюджетных перевозчиков.

По словам президента Украинского аналитического центра Александра Охрименко, именно за счет отказа от некоторых элементов сервиса и комфорта в полете лоукостеры в Украине добивались приемлемых для наших граждан цен. То есть в стоимость билета входило только стандартное кресло, но платить за него приходилось не $150, а всего лишь $50. Эксперт убежден, что расходы на бесплатный провоз багажа и напитки авиакомпании теперь заложат в цену билета. В компании Wizz Air, которая работает в сегменте бюджетных авиаперевозок в странах Центральной и Восточной Европы, заявили, что на стоимости внутренних перевозок это, скорее всего, не отразится. "Но при введении таких обязательств мы будем вынуждены пересмотреть структуру тарифа на рейсы из Киева в Лондон и Будапешт", - сообщил исполнительный вице-президент группы Wizz Air Джон Стефенсон.

Страховой случай

В Мининфраструктуры считают, что возможное подорожание билетов с лихвой окупится вниманием авиаперевозчиков к каждому клиенту. "Новые правила перевозки ужесточают ответственность компаний за невыполнение обязательств перед пассажирами, - пояснил министр инфраструктуры Владимир Козак. - Отныне авиаперевозчик ежедневно в 10 утра должен сообщать Госавиаслужбе о задержках рейсов и о том, какие меры он принял в связи с этим". Компенсации пассажирам, пострадавшим от сбоя в работе компании, должны быть одинаковыми, подчеркнул министр, независимо от того, летит человек из Киева до Одессы или до Франкфурта. Если вылет задержан до пяти часов, клиентов должны накормить, напоить, дать возможность позвонить и подключиться к интернету. После пятичасового ожидания своего рейса в аэропорту уже можно потребовать вернуть деньги за билет.

Если рейс отложили на сутки, авиакомпания обязана оплатить пассажирам гостиницу и трансфер, то есть доставить их до гостиницы и привезти обратно в аэропорт. А вот за отмену рейса клиенты нерадивого перевозчика имеют право на денежную компенсацию, сумма которой четко прописана и зависит от расстояния перелета. Неудавшийся рейс дальностью до 1,5 тыс. км обойдется компании в 250 евро для каждого пассажира, срыв рейса до 3,5 тыс. км обойдется перевозчику в 400 евро, свыше этого - 600 евро. За задержку багажа клиенту должны заплатить компенсацию около 40 евро, а за его утерю - 1,2 тыс. евро, даже если в чемодане лежала только зубная щетка и сменное белье. "В старых правилах таких точных сумм прописано не было, - вспоминает адвокат по защите прав потребителей Галина Шуткова. - Поэтому большинство пострадавших даже не знали, что могут рассчитывать на какие-то компенсации. Теперь добиваться их выплаты теоретически будет легче".

Шуткова отмечает, что теперь любой иск относительно ответственности перевозчика за причиненный ущерб будет предъявляться не только в соответствии с украинскими законами, но и в рамках Монреальской конвенции. Это станет если не гарантией его справедливого рассмотрения, то хотя бы дополнительным преимуществом в пользу клиентов. На руку пассажирам сыграет и то, что Госавиаслужба получила право штрафовать авиакомпании. За плохой сервис в Воздушном кодексе предусмотрены немалые суммы: 8,5-136 тыс. грн для компании-перевозчика и 1,7-17 тыс. грн для отдельных должностных лиц. "Теперь очень многое будет зависеть именно от профильного ведомства, - резюмирует адвокат. - Чиновники должны следить за работой авиаторов не только в случае форс-мажора, но и на обычных регулярных рейсах. Именно там права потребителей по мелочам нарушаются чаще всего".

 

Дайджест прессы за 29 января 2013 года | Дайджест публикаций за 29 января 2013 года
Авторские права на данный материал принадлежат газете «Известия в Украине». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Аэропорт (в процессе тестирования)