Источник: информационное агентство «РосБалт»
Автор: Александр Шварев
Опубликовано: 30.01.2013, 10:59

Два миллиарда рублей - не повод для расследования


Закрыто уголовное дело о нецелевом использовании 2 млрд рублей, выделенных по распоряжению Владимира Путина из бюджета на организацию перевозок пассажиров обанкротившегося авиаальянса AiRUnion. В ходе расследования было установлено, что эти деньги оказались на счетах Газпромбанка, банка ВТБ, "Банка Москвы" и "дочек" аэропорта "Внуково".

Как стало известно "Росбалту", данное уголовное дело было возбуждено 10 мая 2011 года Следственным управлением при Управлении на транспорте МВД России по ЦФО по статье 201 УК РФ (злоупотребление полномочиями). В основу расследования легли материалы проверок Счетной палаты РФ и ГУЭБиПК МВД РФ, выявивших факты "использования субсидий из бюджетных средств в сумме 2 млрд рублей не по целевому назначению".

Летом 2008 года авиаальянс AiRUnion ( в него входили авиакомпании "Красэйр", "Домодедовские авиалинии", "Самара", "Омскавиа" и "Сибавиатранс") оказался на грани банкротства. Были приостановлены перевозки тысяч пассажиров, уже купивших билеты. На совещании в правительстве премьер Владимир Путин поручил своему заместителю Сергею Иванову разобраться с ситуацией, при которой в аэропортах "люди сидят сутками, с маленькими детьми, без соответствующих условий". Сергей Иванов сообщил, что уже создан специальный штаб для перевозок пострадавших граждан. На это Путин возразил: "Штаб - ладно, надо решить проблему. Если нужны средства, нужно выделить их немедленно".

Было решено, что перевозками пассажиров AiRUnion займется контролируемая правительством Москвы авиакомпания "Атлант-Союз", на эти цели ей в общей сложности выделили 5,8 млрд рублей - 2,2 млрд из бюджета столицы, 3,6 млрд рублей из федерального бюджета через Госкорпорацию "Ростехнологии". Последняя в дальнейшем планировала создать на базе AiRUnion уже государственную авиакомпанию.

В результате пассажиров перевезли, скандал вокруг AiRUnion утих. Однако Счетная палата и МВД РФ провели проверку использования 5,8 млрд рублей и заподозрили, что 2 млрд рублей из этих средств пошли не по назначению. Ревизоры выяснили, что "Атлант-Союз" на государственные деньги стал скупать долги авикомпаний, входивших в AiRUnion, при помощи заключения договоров цессия (переуступки долга). Фактически речь шла о том, что "Атлант-Союз" расплачивался по финансовым обязательствам самой AiRUnion и ее руководителей. Так, 1 млрд рублей потратили на выкуп у Газпромбанка векселей авикомпаний из альянса, 250 млн рублей ушли ВТБ и "Новикомбанку" на погашение кредитов 2005 года, $8,5 млн были перечислены "Банку Москвы" на погашение другого долга, а около 500 млн рублей поступили в счет уплаты долгов перед ЗАО "Торговый дом АНК", ОАО "Аэропорт Внуково". ОАО "Внуково Хэндлинг", ОАО "Международный аэропорт Внуково". Последние четыре структуры связаны с аэропортом "Внуково" (совладельцем которого является правительство Москвы) и бизнесменом, бывшим замгендиректора авикомпании "Атлант-Союз" Виталием Ванцевым.

Как посчитали ревизоры, поскольку бюджетные деньги предназначались исключительно для перевозки пассажиров, а пошли на выплату долгов, то они использовались не по назначению.

Как удалось выяснить "Росбалту", в ходе расследования были допрошены советник министра транспорта Александр Юрчик, бывшие руководители Департамента транспорта и связи города Москвы Василий Кичеджи (сейчас вице-губернатор Санкт-Петербурга) и Леонид Липсиц, другие бывшие члены правительства Москвы, замгендиректор ГК "Ростехнологии" Игорь Завьялов, зампредправления Газпромбанка Александр Муранов и т.д.

Все они говорили разное. Ванцев объяснял, в частности, что на совещаниях в правительстве речь шла не только о перевозке пассажиров, но и о сохранении активов AiRUnion. А ни то, ни другое было бы невозможно без погашения долгов: кредиторы могли в любой момент подать иск и парализовать деятельность авиакомпаний, входивших в AiRUnion. Сами представители банков уверяли, что они (вне зависимости от возврата долгов) не могли повлиять на перевозку пассажиров. А один из руководителей "Банка Москвы" заявил, что договор цессия на $8,5 млн был оформлен задним числом по личному распоряжению тогдашнего президента банка Андрея Бородина (сейчас находится в международном розыске).

Чиновники уверяли, будто были не в курсе того, что бюджетные деньги использовались не только на обслуживание пострадавших пассажиров, но и уходили в качестве погашения долгов различным структурам. С другой стороны, они признавали, что "Атлант-Союзу" ставилась задача сохранить текущую операционную деятельность авиакомпаний, входивших в AiRUnion

В прошлом году неожиданно сменился следователь, который вел громкое расследование, после чего она стало сходить на "нет". В результате на днях дело было прекращено по пункту 2 части 1 статьи 24 УПК РФ (за отсутствием состава преступления).

Как сочли в СУ на транспорте МВД РФ, поскольку правительство РФ и правительство Москвы не обращались с официальными заявлениями в правоохранительные органы, то от "распределения бюджетной субсидии в 2 млрд рублей" никому вреда причинено не было. Соответственно, нет и предусмотренных статьей 201 УК РФ фактов злоупотребления полномочиями в целях извлечения выгоды и нанесения вреда другим лицам или организациям.

Стоит отметить, что проект с созданием государственного авиальянса на базе AiRUnion так и не сложился, все входившие в него компании были признаны банкротами. В результате "Атлант Союз" так и не получил денег по долговым обязательствам этих авиакомпаний, выкупленных за 2 млрд рублей у кредиторов. В декабре 2012 года Арбитражный суд Москвы признал авикомпанию "Москва" (так сейчас называется "Атлант-Союз") банкротом.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 30 января 2013 года | Дайджест публикаций за 30 января 2013 года
Авторские права на данный материал принадлежат информационному агентству «РосБалт». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Иванов Сергей, Аэропорт, Авиационная компания "Атлант-Союз", Сибирская авиатранспортная компания, Аэропорт Внуково, Авиакомпания "Красноярские авиалинии", Завьялов Игорь, Липсиц Леонид, Ростехнологии (в процессе тестирования)