О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"Рысачок" - второй заход после жесткой посадки

Легкий многоцелевой самолет "Рысачок" приступил к сертификационным испытаниям

Легкий многоцелевой самолет "Рысачок" приступил к сертификационным испытаниям. А ведь совсем недавно казалось, что у этой программы нет будущего. Контракт на создание "Рысачка" был аннулирован после судебных разбирательств, заказчик, разработчик и производитель предъявляли друг другу финансовые претензии. Попробуем разобраться в этой истории.

В конце января 2007 года был объявлен открытый конкурс. Его победитель получал право заключения государственного контракта на выполнение НИОКР "Разработка и изготовление выпускного многодвигательного самолета с целью последующей поставки не менее 30 воздушных судов в образовательные учреждения гражданской авиации Российской Федерации для обучения пилотов коммерческой авиации". На конкурсной документации стояла подпись Сергея Краснова, ректора УВАУГА (Ульяновское высшее авиационное училище гражданской авиации). Эта организация была выбрана государственным заказчиком по этой программе.

В целом проект ТЗ на учебный (а фактически - многоцелевой) самолет, составленный специалистами ГосНИИ ГА, можно оценить как весьма сложный для выполнения. Например, требование "обеспечить безопасное и быстрое покидание самолета парашютистами на скорости до 250 км/ч" реализовать очень не просто. Для сравнения: на Ан-2 десантирование осуществляется при приборной скорости 140-180 км/ч. Немало проблем разработчику сулили и противоречия между отдельными пунктами ТЗ. Вызывала сомнения и экономическая часть ТЗ: "Цена и себестоимость эксплуатации учебно-тренировочного варианта самолета должны обеспечивать минимальную по сравнению с аналогами стоимость жизненного цикла самолета, используемого в качестве выпускного типа для обучения пилотов коммерческой авиации".

По итогам конкурса 25 июня 2007 года контракт на выполнение НИОКР получило ООО "Научно-коммерческая фирма "Техноавиа". Ее возглавляет хорошо известный в авиации Вячеслав Кондратьев. В советские времена он работал в КБ Яковлева и ОСКБ МАИ. В КБ Сухого Кондратьев, фактически являясь главным конструктором, сначала создал не вполне удачный Су-26, но после "работы над ошибками" выдал летчикам-спортсменам превосходный Су-26М. В начале 90-х годов появилась фирма "Техноавиа", реализовавшая ряд проектов легких самолетов, самым известным из которых является СМ-92 "Финист" (произведено порядка тридцати таких машин). В общем, если кто и мог реализовать столь сложное ТЗ, то это, скорее всего, как раз Кондратьев.

Процесс уточнения технического задания и его согласования заказчиком (УВАУГА) и исполнителем ("Техноавиа") занял пять с половиной месяцев, и 13 декабря 2007 года ТЗ было подписано. Конструкторы начали работу.

То, что происходило дальше, понятно из судебных документов. Спустя полгода заказчик передал разработчику ТЗ с существенными изменениями, которые заключались в следующем:
  • В первоначальном ТЗ содержалось требование разработать самолет, способный выполнять задачу десантирования парашютистов без указания их численности. В измененном ТЗ указано, что количество парашютистов в самолете не должно быть ниже 15, и их десантирование должно осуществляться с высоты до 4000 метров. Данное изменение ТЗ повлекло необходимость существенной доработки конструкции самолета в виде установки в нем 15 специальных сидений и привязных систем.
  • В измененном ТЗ появилось требование о том, что разрабатываемый самолет должен представлять собой моноплан "с низким расположением крыла", что усложнило проектирование двери салона для обеспечения безопасного десантирования и погрузки-выгрузки крупногабаритных грузов.
  • В первоначальном ТЗ содержалось указание на то, что максимальная посадочная масса должна "минимально отличаться" от максимальной взлетной массы. В измененном ТЗ установлено требование равенства этих двух показателей. Увеличение посадочного веса до взлетного существенно усложнило задачу по проектированию самолета, поскольку потребовало пересчета прочности шасси, пола и корневой части крыла.
  • Также измененное ТЗ было дополнено требованиями о соответствии уровней шума международным стандартам и об обеспечении бортовым оборудованием самолета ручного и директорного захода на посадку по "неточным" и "точным" системам посадки, в том числе, по первой категории.
  • Максимальная коммерческая нагрузка самолета была изменена с 1000 кг до 1500 кг, что потребовало усиления конструктивных элементов пола самолета, поскольку максимальная коммерческая нагрузка была увеличена в полтора раза.
  • Диапазон крейсерских скоростей самолета был увеличен с 400 км/ч до 440 км/ч, что повлекло необходимость пересчета основной прочности и иных характеристик самолета.
  • Появилось дополнительное требование по ресурсу самолета в 7 календарных лет, что повлекло за собой большой объем исследований ожидаемой повреждаемости элементов конструкции самолета.
  • В измененном ТЗ были введены пункты по компоновке кабины экипажа самолета дверями автомобильного типа для каждого члена экипажа, аварийным выходом для экипажа и пассажиров, питанию каждого двигателя независимой подсистемой.


Обновленное ТЗ было согласовано с руководством "Росавиации" (Федеральное агентство воздушного транспорта), а также с ГосНИИ ГА и ГосНИИ АН (Государственный научно-исследовательский институт "Аэронавигация"). Фирма "Техноавиа" подписала этот документ. Правда, произошло это лишь 30 октября 2008 года, то есть через десять месяцев после заданной планом работ даты.

Разработка "Рысачка" продолжалась. Однако если первый этап НИОКР был сдан в срок, то потом пошли задержки. В связи с ними заказчик попытался отсудить у компании "Техноавиа" неустойку в размере 28 млн. руб. Однако в иске УВАУГА было отказано по причине внесения существенных условий в ТЗ и передачу его исполнителю с опозданием на 10 месяцев.

Тогда руководство ульяновского училища поступило еще проще - оно перестало принимать у разработчика работы по этапам НИОКР. Заказчик предъявил иск о взыскании с разработчика 361 млн. руб. за несвоевременное исполнение контракта и потребовал его расторжения. В ответ "Техноавиа" выдвинула встречное требование - оплатить выполнение работ по этапам 5,7,8 НИОКР. За вычетом аванса (155 млн. руб.) УВАУГА должно было выплатить 155 млн. руб.

В ходе рассмотрения обоих исковых заявлений, объединенных в одно дело, 19 декабря 2011 года суд принял решение о взыскании с УВАУГА 136,5 млн. руб. за выполненные "Техноавиа" работы по этапам 5-8 НИОКР. Училище подало на апелляцию. После полугодичных разбирательств стороны заключили мировое соглашение: взыскание денег с УВАУГА отменить, считать контракт на разработку легкого многоцелевого самолета от 25 июня 2007 года расторгнутым с 10 мая 2012 года.

Результаты НИОКР остались в распоряжении "Техноавиа" - включая три летных экземпляра самолета "Рысачок" и экземпляр для статических испытаний. Правда, "ЦСКБ-Прогресс", в свою очередь, предъявил требование об оплате постройки самолетов. 31 мая 2012 года суд постановил взыскать с "Техноавиа" в пользу завода 147 млн. руб.

Сейчас создается впечатление, что денег у "Техноавиа" не нашлось, и в обеспечение иска "ЦСКБ-Прогресс" получил все те же многострадальные самолеты "Рысачок". Исходя из принципа "не пропадать же добру", самарцы решили провести сертификацию самолета и попытаться организовать его продажи. Деньги на испытания выделяет "ЦСКБ-Прогресс", причем эти расходы одобрены "Роскосмосом".

Летом прошлого года полномочный представитель Президента РФ в Приволжском ФО Михаил Бабич на встрече с Дмитрием Медведевым озвучил региональный проект местных авиаперевозок. По мнению полпреда, в округе можно организовать 56 маршрутов, для обслуживания которых нужно 18 самолетов вместимостью до 14 пассажиров. В качестве одного из вариантов Бабич назвал "Рысачок".

Можно вспомнить, что полпред Михаил Бабич поддерживает и прямо конкурирующий проект - организацию в Ульяновске производства самолета EV-55 Outback, который разрабатывается чешской компанией Evector. Стремление тратить государственные деньги сразу на два аналогичных проекта вызывает недоумение. Особенно если учесть, что возможность рентабельной коммерческой эксплуатации этих самолетов, мягко говоря, сомнительна....
Авторские права на данный материал принадлежат «Финам FM». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка