О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Нетрезвое снижение

Межгосударственный авиакомитет (МАК) обнародовал вчера результаты расследования катастрофы на Камчатке в сентябре 2012 года самолета Ан-28, принадлежавшего ФГУП "Камчатское авиапредприятие"

Межгосударственный авиакомитет (МАК) обнародовал вчера результаты расследования катастрофы на Камчатке в сентябре 2012 года самолета Ан-28, принадлежавшего ФГУП "Камчатское авиапредприятие". Жертвами столкновения самолета со склоном горы стали десять человек, в том числе оба пилота, находившиеся в состоянии опьянения. Их и считают виновниками происшедшего.

11 сентября самолет Ан-28 выполнял регулярный пассажирский рейс по маршруту Петропавловск-Камчатский-Палана. В 20:40 его экипаж прошел осмотр в медпункте аэропорта Елизово и по состоянию здоровья был допущен к полетам. Хотя потом патологоанатомы обнаружили в крови и моче погибших командира воздушного судна и второго пилота остатки этилового спирта. По мнению экспертов, это свидетельствовало, что в момент вылета они находились в легкой и средней стадии опьянения соответственно. Согласно же федеральным авиационным правилам, экипаж в таком состоянии вообще не должен допускаться до полетов.

Тем не менее даже подвыпивший экипаж благополучно довел машину до Паланы. Ошибки скорее делал диспетчер, использовавший для вызова экипажа опознавательный индекс другого воздушного судна. Однако, снижаясь, экипаж самолета Ан-28 начал уклоняться влево, в сторону горы Пятибратка. Скорее всего, решили эксперты, экипаж намеревался пересечь береговую черту и выйти из облачности над поверхностью Охотского моря с дальнейшим визуальным заходом на посадку правым доворотом. По трекам, сохранившимся на GPS-приемнике, используемом пилотами, подобные заходы на посадку применялись и в предыдущих полетах.

В этот момент радиовысотомер просигнализировал о том, что самолет находится над Пятибраткой слишком низко. "Отсутствие реакции на сигнализацию экипажем было обусловлено нарушением концентрации внимания, вызванным воздействием алкоголя",- решили, в свою очередь, эксперты. Немедленное прекращение снижения могло бы предотвратить столкновение с деревьями на вершине отрога горы. Саму гору и деревья над ней пилоты, очевидно, не видели - даже экипаж спасательного вертолета смог подлететь к месту катастрофы лишь после того, как развеялась облачность.

Уже в самый последний момент пилоты, пытаясь избежать столкновения, резко взяли штурвалы на себя и перевели оба двигателя в положение "взлетный режим". Однако это не помогло: пролетев еще около 500 м, самолет с большим правым креном врезался в деревья и землю.

Причиной катастрофы Ан-28, жертвами которой стали десять человек, а еще четверо получили травмы, МАК признал нарушение экипажем установленной схемы захода на посадку в аэропорту Палана. Оно выразилось в преждевременном снижении до высоты ниже минимально безопасной при полете в горной местности и в погодных условиях, исключающих устойчивый визуальный контакт с ориентирами на земле. При этом был отмечен низкий уровень дисциплины во ФГУПе. Если бы на самолете имелась система предупреждения столкновения с землей (GPWS), это могло бы предотвратить катастрофу.

Как сообщили "Ъ" в СКР, "на основании заключения МАК будет проведена летно-техническая судебная экспертиза, по результатам которой в рамках расследования уголовного дела следствие даст юридическую оценку действиям всех лиц". Уголовное преследование погибших пилотов будет прекращено, зато его могут начать в отношении врача, допустившего вылет пьяного экипажа, а также бывших руководителей ФГУПа: после катастрофы их уволили по требованию Росавиации....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка