О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"Намного выгоднее пригласить готовых пилотов и не вкладывать никаких денег в обучение своих"

Первый заместитель гендиректора авиакомпании "Трансаэро" Дмитрий Столяров и вице-президент Шереметьевского профсоюза летного состава Валерий Пимошенко прокомментировали ситуацию ведущему Алексею Корнееву

Российским авиакомпаниям разрешат нанимать иностранных пилотов. Но не более 200 человек на всю отрасль и всего на пять лет. Первый заместитель гендиректора авиакомпании "Трансаэро" Дмитрий Столяров и вице-президент Шереметьевского профсоюза летного состава Валерий Пимошенко прокомментировали ситуацию ведущему Алексею Корнееву.

Соответствующие поправки в Воздушный кодекс подготовил Минтранс. Таким образом ведомство пошло на встречу авиакомпаниям, которые жалуются на недостаток квалифицированных кадров. По данным правительственных экспертов, уже сегодня дефицит командиров воздушных судов достиг 150-200 человек и не будет ликвидирован в ближайшее время.

— Это давняя история, все-таки решили пустить на российский рынок иностранных пилотов. Как вы считаете, оправдана ли эта мера на сегодняшний день?

В.П.: Конечно, не оправдана, потому что этот дефицит рукотворный, он создан руками тех же коммерсантов, которые сейчас всем рассказывают о том, что вдруг это произошло. Это произошло не вдруг, это давняя история, как вы сказали. Пилотов в России пока еще достаточно, просто их квалификация, к сожалению, пока не позволяет выполнять обязанности командира корабля. Для того, чтобы это произошло, нужно затратить некоторые деньги, для того, чтобы их доучить, переучить. Поэтому бизнесу намного выгоднее пригласить готовых, выгоднее с точки зрения финансовой, и не вкладывать никаких денег в обучение своих. Вот и все.

— Это мнение вице-президента Шереметьевского профсоюза летного состава Валерия Пимошенко. Дмитрий Александрович, вы как считаете, действительно ли оправдана эта мера — пускать иностранных пилотов на российский рынок?

Д.С.: Вы понимаете, наша позиция заключается в том, что это не просто оправданная мера, это необходимая мера. Я вам, к примеру, приведу несколько цифр. На сегодняшний день в Российской Федерации, по разным оценкам, от 13 тыс. до 14 тыс. пилотов. Отрасль прирастает минимально на 10% в год и будет прирастать, то есть объем перевозок возрастает на 10% ежегодно. Если взять за основу цифру 14 тыс., то нам 1400 нужно подготовленных пилотов в год только для того, чтобы покрыть темпы нашего роста. Помимо этого, ориентировочно 700 пилотов уходят из авиакомпаний по разным причинам — на пенсию, списываются с летной работы, уходят в иностранные авиакомпании, которые не имеют такого ограничения по приему иностранных граждан. В результате порядка 2 тыс. пилотов ежегодно мы должны получать. К нашему глубочайшему сожалению, в течение последних десяти лет прием во все летные училища в России был на порядок меньше. Сейчас, конечно, благодаря усилиям государства, цифра принимаемых курсантов в летные училища растет, но этих людей мы будем учить четыре года, затем порядка еще четырех лет они будут становиться квалифицированными пилотами, и, может быть, кто-то из них станет командиром. Поэтому сказать об оправданности — не сказать ничего. Это просто необходимая мера.

— Надо еще раз обратить внимание на то, что иностранные пилоты в основном набираются как командиры воздушных судов, капитаны воздушных судов. Это, наверное, немаловажно. Валерий Иванович, смотрите, профсоюз же нередко заявлял о том, что пилоты перегружены работой, это подтверждается. Почему же в этом случае вы все равно против этой инициативы?

В.П.: По одной причине. Ведь мы сейчас говорим в основном о московских компаниях, которые испытывают острую нехватку летного состава. Я задаю очень простой вопрос: кто будет летать из Петропавловска в Южно-Сахалинск, из Якутска в Магадан? Иностранцы?

— Я не могу ответить на этот вопрос.

В.П.: Я думаю, что они там не будут летать. Мы решаем очень узкую проблему - нехватка летного состава в московском аэроузле и локальную проблему нескольких компаний, работающих или оперирующих в московской зоне. Это первое. Второе - действительно, из-за такой перегруженности высококвалифицированный персонал из-за рубежа к нам точно не пойдет. Потому что правовой нигилизм, который наблюдается в российских предприятиях, в том числе, в авиационных - это первое. Второе- отсутствие в российских компаниях каких бы то ни было вменяемых контрактов, которые жестко бы соблюдались. Поэтому придется довольствоваться теми, кто придет. Мы получим то, что сейчас получили во всей России - это таджики, узбеки, попросту говоря, низкоквалифицированный персонал.

— Вы согласны с этим? Это вопрос Дмитрию Столярову.

Д.С.: Во-первых, мне совсем непонятно: если не пойдут к нам иностранные пилоты, то почему это беспокоит профсоюз, если они убеждены в том, что они не придут? Не придут — и нет проблемы для профсоюза, как минимум. Относительно перегруженности, конечно, да, такие жалобы мы видели в прессе. Но, смотрите, во-первых, иностранцы придут. Во-вторых, нагрузка на иностранных пилотов ровно такая же, иногда и выше, чем на наших: по требованию у нас 80 и 90 часов в месяц по согласию летчика, может быть, в 30 календарных дней может быть налет. До 100 часов бывает за рубежом. Но не в этом дело. Пойдут или не пойдут - это уже дело самих авиакомпаний и этих пилотов. И особенно мне хотелось подчеркнуть, когда так уничижительно говорят про таджиков и узбеков, что узбекские летчики - очень хорошие летчики, украинские летчики - замечательные летчики. Мы все учились по одним учебникам, они прошли очень хорошую подготовку. И говорить о них так уничижительно, что "придут там таджики, узбеки" я бы не стал. Это прекрасные, подготовленные пилоты, давно летающие на самых современных самолетах.

— Когда мы говорим об иностранных командирах, об иностранных пилотах, это, в основном, летчики из стран бывшего Советского Союза, правильно ли я понимаю?

Д.С.: Когда мы говорим об иностранных пилотах, мы говорим о пилотах со всего мира....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ FM». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка