О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Из учебно-тренировочного Як-130 делают боевой самолет

Корпорация "Иркут" намерена потеснить британцев и итальянцев на мировом рынке легких штурмовиков

Научно-производственная корпорация "Иркут" начала разработку высокотехнологичного штурмовика на базе учебно-тренировочного реактивного Як-130. Объясняется это стабильно высоким спросом в России и за рубежом на легкие штурмовики.

- Разработки начались несколько лет назад, и сейчас мы можем планировать  окончание первого этапа  2013-2014 годах. Ждите штурмовик Як-130 на мировых авиасалонах в скором времени, - пообещал "Известиям" информированный представитель оборонно-промышленного комплекса, знакомый с ситуацией

Он подчеркнул, что финансирование работ ведется за счет собственных средств корпорации. Машина будет напичкана высокотехнологичным оборудованием. Ее оснастят прицельным телевизионно-тепловизионным комплексом, позволяющим обнаруживать цели в сложным метеоусловиях и ночью, а возможно и бортовым радаром.

Бортовая электроника ориентирована на совместимость с высокоточным оружием, имеющим лазерное, телевизионное и спутниковое наведение. Классическим неуправляемым бомбам и ракетам тоже найдется место в отсеках. Источник в ОАК подчеркнул, что даже отработана технология установки на самолет системы топливозаправки. Практическая дальность "Рукавицы" (самолет по классификации НАТО называется Mitten) возрастет с нынешних 2 тыс. км до 4-5 тыс.

Сегмент легких штурмовиков на мировым рынке оружия - один из самых динамичных, и Россия в нем не представлена. Здесь правят бал британские Hawk, итальяно-бразильские AMX и хорошо знакомые России чешские L-39, на которых велась подготовка советских пилотов.

По данным Стокгольмского международного института проблем мира (SIPRI), Россия является вторым после США крупнейшим экспортером боевых самолетов. Поэтому ситуация в нише легких штурмовиков неприемлема, говорят в ОАК.

Классические штурмовики типа российского Су-25 или американского А-10 Thunderbolt II - это мощные авиационные системы, которые основной массе мировых импортеров не по карману ($25 млн - $60 млн в зависимости от комплектации и модели), да и без особой военной надобности. А легкие штурмовики гораздо дешевле (максимум $15 млн), редко несут больше одной тонны вооружений, не имеют бронирования, у них слабый прицельный комплекс, но этого достаточно для конфликтов низкой интенсивности.

Другое преимущество легких штурмовиков - относительно низкая стоимость эксплуатации. Так как они созданы на базе учебно-тренировочных машин, то не требуют дополнительной подготовки пилотов.

Планы "Иркута" одобряют и Военно-воздушные силы. Собеседник в главкомате ВВС сказал "Известиям", что боевой Як-130 ждет "большой экспортный успех", и внутри страны он может пригодиться.

- Главкомат обязательно его рассмотрит и примет решение, есть ли в нем необходимость. Легкий штурмовик очень хорош для борьбы с незаконными бандформированиями, где важнее экономичность машины, а не живучесть и защищенность, - считает офицер главкомата.

Легкие штурмовики в мире постепенно переходят на управляемое оружие, чтобы удовлетворять растущие запросы покупателей. Эксперт по современным вооруженным конфликтам Вячеслав Целуйко говорит, что дешевая подержанная машина вряд ли предпочтительнее новой высокотехнологичной в глазах даже бедного импортера.

- У подержанных штурмовиков с неуправляемым оружием эффективность весьма относительна. Нынешние повстанческие формирования имеют большое количество зенитных пушек, пулеметов, переносных ракетных комплексов. Зато легкий штурмовик нового поколения, вооруженный высокоточными бомбами и ракетами, современными прицельными и поисковыми комплексами способен поразить цели, не входя в зону действия ПВО, - рассказал эксперт "Известиям".

Он добавил, что поскольку Як-130 окажется достаточно дорогим, то купить его смогут далеко не все желающие. Но стратегия "Иркута" оправдана тем, что нишу дешевых легких штурмовиков плотно заняли китайские модели, и России следует искать своего покупателя в сегменте высоких технологий....
Авторские права на данный материал принадлежат «Известия». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка