О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Scatился со взлетной полосы

По оценкам экспертов, главным последствием для авиакомпании Scat может стать не столько снижение пассажиропотока, сколько финансовые и административные санкции. Их размер можно будет спрогнозировать после оглашения результатов расследования

Авиакомпания Scat стала участником двух авиа-происшествий в течение двух недель. В ночь на 7 февраля самолет, выполнявший рейс Тараз - Алматы, выкатился при посадке за пределы ВПП и проехал в аварийном режиме 580 м. Никто не пострадал. По оценкам экспертов, главным последствием для авиакомпании может стать не столько снижение пассажиропотока, сколько финансовые и административные санкции. Их размер можно будет спрогнозировать после оглашения результатов расследования.

В отношении авиакомпании Scat в настоящее время расследуются два уголовных дела. Первое - по факту крушения 29 января нынешнего года SRJ-200 (количество погибших - 21 человек) по ст. 295 ч. 3 УК "Нарушение правил безопасности полетов, повлекшее смерть двух и более лиц". Второе - по факту инцидента в ночь на 7 февраля, когда АН-24, совершавший рейс Тараз - Алматы, при посадке выкатился за пределы ВПП и проехал по грунту в аварийном режиме 580 метров, по ст. 295 ч. 4 УК "Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного судна, создавших угрозу наступления тяжких последствий". В этот раз никто не пострадал.

Диапазон возможных последствий для авиакомпании довольно широк. "Исследователи из Тайваня установили, что на этом острове снижение пассажиропотока для компании, самолет которой попал в катастрофу, продолжается в среднем 2,5 месяца, а потом все восстанавливается. Это один из примеров. Для авиа-компаний России и СНГ таких исследований не проводилось или мне о них неизвестно, - сообщил "Къ" директор по России консалтинговой компании Infojets Владислав Бородулин. - Нужно понимать, что спрос на перевозки определяется множеством факторов, и безопасность - только один из них". К слову, других авиаперевозчиков на этом направлении нет, а для преодоления 1,5 тыс. км между Кокшетау и Алматы по автодороге потребуется около 18 часов.

По словам коммерческого директора Scat Николая Бурякова, пока компания не может оценить влияние произошедших событий на уровень пассажиропотока. "С января по середину марта у авиакомпаний сезонный спад потока. К тому же пока прошло мало времени для корректных оценок - нельзя же считать только по нескольким дням. Конкретные цифры мы сможем получить как минимум по итогам февраля", - отметил он.

Более значимое последствие для компании - ухудшение финансовых условий для бизнеса. "Влияние катастроф на финансы компании довольно очевидно: снижаются котировки акций (для публичных компаний), повышаются ставки страхования, цена лизинга", - отметил Владислав Бородулин.

По словам г-на Бурякова, самолеты авиакомпании были застрахованы осенью на год, поэтому до осени 2013 года условия страхования меняться не будут, "а там - посмотрим", - добавил он.

К слову, разбившийся SRJ-200 находился в залоге. "Страховая компания возместит стоимость воздушного судна. Часть денег получит компания, другую - банк, обеспечивший финансирование", - уточнил Николай Буряков.

Что касается условий страхования, то эксперты затруднились спрогнозировать, насколько вырастут ставки для авиакомпании. "Точных данных по "цене" катастрофы нет. Страховка, лизинг - это все настолько специфические вещи, что не существует каких-либо правил вроде "погибло 10 человек - страховка выросла на 10%". Все очень индивидуально, тем более на таких рынках, как Казахстан. Scat, как и все другие компании республики, находится в "черном списке" Евросоюза, поэтому ситуация и без того напряженная", - объяснил г-н Бородулин.

С ним согласен и глава Ассоциации страховщиков РК Павел Завалко: "При страховке учитывается много факторов, в том числе возраст самолета, его тип. Западные страховщики, которые выступают перестраховщиками наших страховых компаний, разу-меется, будут учитывать ухудшение статистики. В Казахстане до последних падений больших катастроф, начиная с 1996 года, не было. Могу вспомнить лишь два случая с самолетами малой авиации. Следовательно, раньше ставки для наших авиакомпаний примерно соответствовали среднемировым. Но насколько серьезным станет подъем ставок - сейчас сказать сложно. Цифры будут зависеть от результатов расследования. Если выяснится, что виновата компания, будет использоваться коэффициент для нее. Если же причина, к примеру в диспетчерском сопровождении, то повышение коснется странового коэффициента".

Самое худшее, что может случиться с компанией, - приостановление ее деятельности. "Так, например свидетельство эксплуатанта российской компании Red Wings, было приостановлено после катастрофы ее самолета в декабре 2012 года. И таких примеров много и в России, и в других странах. Самый известный пример в США - компания ValueJets", - припомнил Владислав Бородулин. Ее деятельность также была приостановлена после серии аварий. В итоге же авиакомпания была вынуждена объединиться с младшим партнером, AirTran Airways, и потерять имя.

В любом случае, после каждой катастрофы повышается внимание регуляторов к состоянию безопасности в авиаотрасли. Как рассказали "Къ" в Минтранскоме, в настоящее время в казахстанских авиакомпаниях проводятся проверки. По информации Межгосударственного авиационного комитета (МАК), вся зафиксированная информация с бортовых регистраторов скопирована и передана в комиссию по расследованию для дальнейшей обработки и анализа....
Авторские права на данный материал принадлежат «Курсив.kz». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка