О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Беспилотники для фермеров

Беспилотники, разработанные для нужд сельского хозяйства, на Дону планируют внедрять уже в этом году. В перспективе их могут приспособить для кино и телевидения

Беспилотники, разработанные для нужд сельского хозяйства, на Дону планируют внедрять уже в этом году. В перспективе их могут приспособить для кино и телевидения.

Боевую беспилотную авиацию, возможно, вскоре потеснит гражданская. В первую очередь ее направление, разрабатываемое для сельского хозяйства. При помощи беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) сегодня можно не только следить за качеством земли и посевов, но и "точечно" удобрять почву.

Целый комплекс для подобных нужд разработали ученые кафедры летательных аппаратов Таганрогского технологического института Южного федерального университета. Работа велась в течение двух лет, и сегодня разработчики уже готовы продавать систему сельхозпроизводителям.

"Новый беспилотный комплекс уже готов, и мы продолжаем развивать это направление. Он будет являться частью системы, которая будет оказывать услуги по мониторингу состояния земель. Это и всхожесть, и состояние удобрений. Но есть и дальнейшее развитие на перспективу - это дополнительное внесение микроудобрений, сейчас оно у нас обозначилось и мы начинаем над ним работать", - расказал Interfax-Russia.ru заместитель заведующего кафедрой летательных аппаратов ЮФУ, руководитель проекта Олег Носко.

В процессе работы над комплексом на территории Ростовской области регулярно ведутся испытания БПЛА. Их проводят над опытными и производственными землями Донского института сельского хозяйства в поселке Рассвет. Кстати, именем этого поселка ученые и назвали комплекс.

"Уже сегодня мы можем оказывать услуги по мониторингу реальным сельхозпроизводителям. Нам это позволяют сделать математический аппарат и оборудование и сами беспилотные системы. То есть, в этом году уже подошли к промышленным работам", - поделился Олег Носко.

По его словам, новым комплексом уже заинтересовались донские производители. Они готовы участвовать в проекте и выступать в качестве заказчиков и потребителей, в первую очередь информации о состоянии их угодий. Со временем, надеются разработчики, сельхозкомпании созреют к приобретению уже готовых комплексов и к их самостоятельной эксплуатации. Для этого на территории производителя необходимо будет создать соответствующее звено, экипаж для управления и организовать прочие сопроводительные мероприятия.

Стоимость комплекса "Рассвет" соизмерима со стоимостью бизнес-седана. Комплекс состоит не только из самолетов, но и из вертолетов. Для управления необходима наземная станция и комплекс обработки информации, а также "экипаж" - операторы и пилоты.

Технические характеристики беспилотного комплекса оптимальны для задач аграрного мониторинга. К примеру, самолет весит 6 кг, при этом картинки с его камеры характеризуются наиболее четким изображением. В аппарате нет ничего лишнего, уверяет руководитель проекта, поэтому производительность его оптимальна.

Самолет, в зависимости от погодных условий, может находиться в воздухе около 2-3 часов. Вертолет, который планируют использовать в качестве носителя удобрений, летает порядка часа.

В понимании большинства БПЛА созданы в первую очередь для военных целей. Россия в этом направлении пока заметно отстает от зарубежных производителей, в особенности что касается электроники, занимающей львиную долю стоимости аппарата. При этом главная проблема отечественной промышленности - недостаточная элементная база, и в России пока что используются зарубежные разработки, микросхемы и другие элементы для создания беспилотников.

Между тем, российские госструктуры начинают проявлять заинтересованность к боевым беспилотникам. В частности, летом 2012 года президент РФ Владимир Путин завил, что на развитие отечественной беспилотной авиации до 2020 года планируется выделить более 400 млрд рублей.

"Здесь нам нужна вся линейка, включая автоматизированные ударные, разведывательные и другие комплексы. Нам нужно самым активным образом разворачивать программы по беспилотным системам - по оценкам всех экспертов, это важнейшее направление развития авиации", - сказал президент на совещании в Краснодаре, посвященном выполнению гособоронзаказа.

Тогда же кафедра летательных аппаратов ЮФУ заявила о своем желании поучаствовать в развитии этого направления. Правда, пока представители кафедры этот вопрос не освещают.

По мнению собеседника Interfax-Russia.ru, современные отечественные образцы беспилотников не уступают зарубежным в летно-технических характеристиках.

Некоторые из них уже запущены в серию и производятся в России. Возможно, что в некоторых параметрах они даже превосходят конкурентов из других стран, считает Олег Носко.

И все же гражданская беспилотная авиация сегодня стремится занять ведущие позиции. Ожидается, что основными потребителями беспилотной продукции в мире станут фермеры. К такому выводу пришли исследователи американской организации AUVSI, которая изучает рынок БПЛА. При этом, у России есть шансы занять лидирующие позиции.

"Сейчас мы находимся не в роли догоняющих, вовремя спохватились. И в применении беспилотной авиации в сельском хозяйстве почти не отстаем от зарубежных коллег. Сейчас рынок гражданской беспилотной техники, нацеленный на сельскохозяйственное направление, считается наиболее перспективным в мире. Поскольку военная ниша уже практически закрыта имеющимся и развивающимся модельным рядом, в отличие от нее агрониша пока что не заполнена. Там для нее еще непаханое поле, и в том числе там имеются большие финансовые ресурсы. И, конечно, есть большая экономическая выгода использования таких средств в сельском хозяйстве", - рассказал руководитель проекта "Рассвет".

Кстати, кроме сельского хозяйства у гражданской авиации есть еще одно актуальное и перспективное направление - так называемые летающие кинокамеры. В частности, для кинематографа и телепередач съемки с борта беспилотника могут не только сэкономить время, но и в некоторых случаях сберечь жизни снимающих.

Недавно в Калифорнии произошла авиакатастрофа, в которой разбился вертолет съемочной группы Discovery. После этого в киноиндустрии заговорили о том, что нужно уходить от использования вертолетов с людьми при опасном маневрировании над сложными рельефами.

Кафедра летательных аппаратов ЮФУ также планирует заниматься развитием гражданской авиации для кино и телевидения. Но пока что очередь за посевными площадями....
Авторские права на данный материал принадлежат «Интерфакс». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка