Источник: журнал «АвиаСоюз»
Опубликовано: 28.02.2013, 13:56

Кузница пилотов для гражданской авиации


История одного из ведущих учебных заведений гражданской авиации началась в 1943 г. Приказом начальника ГУ ГВФ №634 от 2 марта 1943 г. была создана Исиль-Кульская авиашкола первоначального обучения ГВФ, которая начала функционировать в мае этого же года. В конце 1945 г. школа была перебазирована в г. Сасово (Рязанская область), с 1947 г. постановлением Совета Министров СССР ее переименовали в Сасовское летное училище ГВФ, а в январе 1949 г. училищу было присвоено имя Героя Советского Союза Тарана А.Г. Согласно распоряжению Правительства РФ и приказу Федерального агентства воздушного транспорта, 29 июля 2009 г. училище реорганизовано в обособленное подразделение "Сасовское имени Героя Советского Союза Тарана Г.А. летное училище гражданской авиации" филиал Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Ульяновское высшее авиационное училище гражданской авиации (институт)".

С июня 2005 г. училище возглавляет Евгений Смольников, выпускник Рижского института инженеров ГА, кандидат педагогических наук, работавший до этого в течение 20 лет заместителем начальника училища по учебной работе. Имеет свидетельство пилота-любителя, удостоен государственных и отраслевых наград.

В этом году наше училище отмечает свое 70-летие. За прошедший период в нем подготовлено для предприятий гражданской авиации СССР и России более 22000 пилотов, а для зарубежных авиакомпаний свыше 1070 специалистов.

Одним из самых сложных периодов в истории нашего учебного заведения стали девяностые годы и начало двухтысячных годов в связи с серьезным кризисом авиатранспортной системы страны. Недостаточное финансирование, падение спроса на выпускников, резкое уменьшение плана набора курсантов, низкий уровень заработной платы - все это привело к тому, что училище понесло серьезные кадровые потери. Но костяк коллектива продолжал работу: остались те, кто верил в будущее Сасовского летного. Благодаря их самоотверженному труду, знаниям и опыту удалось сохранить материально-техническую базу, славные традиции учебного заведения.

Начиная с 2008 г. улучшается финансирование. Появляется возможность выполнять регулярные учебные полеты, своевременно ремонтировать авиационную технику, развивать учебную базу, улучшать условия труда и быта работников и курсантов. Поступают новые самолеты: Як-18Т 36-ой серии, Л 410 УВП Э-20. Наступил качественно новый этап развития училища. Появилась потребность в пилотах, что привело к увеличению набора курсантов. Если в конце 90-х мы набирали всего 25-30 человек, то в 2011 г. - 120, а в 2012 г. в училище приняты 130 курсантов. В этом году эта цифра возрастет до 180! Вместе с этим, увеличилось количество желающих получить профессию пилота. Конкурс среди абитуриентов сегодня - 5 человек на место. Характерно то, что среди курсантов половина уже имеет высшее образование. Такие выпускники особенно привлекательны для работодателя.

Особенно надо отметить тот факт, что среди желающих поступить на летное обучение много девушек. Они на деле доказывают, что могут и отлично учиться, и отлично пилотировать самолет. У нас их мечты покорить небо становятся реальностью.

С 2011 г. выпускным самолетом является Л 410 УВП Э-20. Он оснащен современным цифровым оборудованием кабины пилотов ("стеклянная" кабина). Это, несомненно, положительно влияет на качество подготовки курсантов, так как они приобретают неоценимый опыт полетов в условиях, близких по своему содержанию к рейсовым, и имеют возможность получить устойчивые навыки эксплуатации современных средств аэронавигации и связи.

В 2013 г. в училище поступят самолеты первоначального обучения Cessna 172S. Первая группа курсантов с 1 сентября 2012 г. приступила к теоретическим занятиям по данному типу самолета.

Большое значение в летном обучении имеет тренажерная подготовка. Сегодня училище располагает двумя комплексными тренажерами КТС Як-18Т 36-ой серии, процедурными тренажерами Як-18Т, Л 410 УВП Э-20 и Boing-737. В феврале 2013 г. введен в эксплуатацию КТС Л-410 УВП Э-20, который является единственным комплексным тренажером данного типа ВС в России. Современное оборудование тренажера создает эффект реальности полета с обзором воздушного пространства и земной поверхности. Инструктор может задать экипажу сложные метеоусловия полета, различные нестандартные ситуации и отказы. Это дает возможность курсантам научиться грамотно пилотировать самолет в различных условиях полета, принимать верные решения при возникновении отказов и неисправностей.

Можно с уверенностью сказать, что за годы в училище сложилась своя методика подготовки пилотов, своя Сасовская школа летного обучения. Эта школа основана на богатом опыте пилотов, преподавателей, командиров, который складывался десятилетиями. Таким образом, сложились традиции, главный смысл которых - подготовить высококвалифицированного специалиста для отрасли.

Сегодняшний курсант имеет в своем распоряжении учебные аудитории, лаборатории, кабинеты для практических занятий, которые оснащены самыми современными техническими средствами обучения: компьютеры, интерактивные доски, видеопроекторы, документ-камеры.

Активно развивается сетевая инфраструктура, сформирована электронная библиотека. Эффективно работает телестудия, специалисты которой вместе с преподавателями создают учебные фильмы по различным специальным дисциплинам, которые являются отличным подспорьем курсантам и позволяют им глубже вникнуть в изучаемый предмет.

За последние годы значительно улучшены условия быта курсантов, проведена реконструкция трех общежитий учащихся. Сегодня в каждом общежитии установлены системы спутникового телевидения, есть доступ в Интернет. В 2013 г. планируется ввод в действие новой курсантской столовой на 250 посадочных мест, закончена реконструкция семейного общежития для молодых специалистов.

Важным шагом в развитии материально-технической базы училища является реконструкция ВПП аэродрома Сасово. Первый этап реконструкции, который включал в себя строительство ИВПП с асфальто-бетонным покрытием длиной 1500 м и шириной 42 м и рулежной дорожки, завершен в июне 2012 г. В 2014-2015 гг. работы по ИВПП будут продолжены. Предстоит строительство стоянок самолетов, рулежных дорожек, установка метео- и радионавигационного оборудования, систем посадки. Наличие ИВПП, оснащенной современным радиотехническим и светотехническим оборудованием, даст возможность выполнять учебные полеты независимо от времени года, погодных условий, днем и ночью.

В училище создана хорошая база для занятий спортом, постоянно работают секции по баскетболу, футболу, волейболу, плаванию, легкой атлетики, лыжам, настольному теннису, стрельбе. Для любителей силовых упражнений реконструирован тренажерный зал и закуплено необходимое оборудование. С ноября 2012 г. с введением в строй Ледового дворца в г. Сасово у курсантов и работников появилась возможность заниматься хоккеем с шайбой круглый год. Сегодня спортсмены училища регулярно становятся победителями городских и областных соревнований по различным видам спорта.

Каждый желающий найдет себе занятие по душе в Культурно-досуговом центре, где работают художественная мастерская, танцевальная студия "Fly up", кружок эстрадной песни и оригинального жанра, ВИА и студия КВН. Эти занятия позволяют юношам и девушкам не только интересно и разнообразно проводить свое свободное время, но добиваться побед в различных конкурсах: "Музыкальный фейерверк", "Студенческая весна" и.т.д.

Училище по праву гордится своими выпускниками, среди которых были руководители управлений МГА СССР и территориальных управлений ГА. Многие наши выпускники работают в федеральных авиационных структурах, возглавляют авиакомпании и авиапредприятия. 88 выпускникам училища присвоены звания "Заслуженный пилот СССР" и "Заслуженный пилот России". В разные годы из стен училища выпустились: дважды Герой Советского Союза, летчик-космонавт СССР В.М. Комаров; Герой Советского Союза, летчик-космонавт Л.С. Демин; Герой Советского Союза, командир самолета Як-40 И.А. Кашин; Герой Советского Союза, выпускник 1987 г. Дмитрий Беляев, Герой России А.А. Титлов. Четверо выпускников удостоились высокого звания Героя Социалистического труда. Это И.М. Зырянов, И.Т. Хохлов, Ю.А.Южаков, Н.М. Белобородов.

Пилот сегодня - это не только романтическая профессия. Это еще и сложная, ответственная, напряженная работа, требующая глубоких знаний и уверенных навыков пилотирования современного самолета. Выпускников Сасовского летного училища высоко ценят в авиакомпаниях за отличные знания, ответственное отношение к делу, трудолюбие и профессионализм. Эти качества мы и стремимся развивать в наших курсантах в своей повседневной работе.

Большую помощь нам оказывают заслуженные ветераны, активно действующий Совет ветеранов СЛУ ГА, Попечительский Совет училища. В год 70-летия мы обращаемся со страниц журнала ко всем, кто связал свою жизнь с Сасовским летным училищем, ко всем выпускникам со словами благодарности за вклад в развитие училища и гражданской авиации.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 28 февраля 2013 года | Дайджест публикаций за 28 февраля 2013 года
Авторские права на данный материал принадлежат журналу «АвиаСоюз». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Пилот Ай Си, Cessna 172, Як-40, Як-18Т, Ульяновский институт гражданской авиации имени Главного маршала авиации Б.П. Бугаева (в процессе тестирования)