О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"Большое Савино": угрозы "Базэл" и особенности проведенного конкурса

Компания "Базэл Аэро", на прошлой неделе объявившая результаты конкурса по отбору инвестора для строительства нового аэровокзального комплекса в пермском аэропорту "Большое Савино" нелегитимными, пообещала обратиться в некие компетентные органы

Компания "Базэл Аэро", на прошлой неделе объявившая результаты конкурса по отбору инвестора для строительства нового аэровокзального комплекса в пермском аэропорту Большое Савино нелегитимными, пообещала обратиться в некие компетентные органы. Однако до сих пор этого не сделала - похоже, в компании Олега Дерипаски просто не понимают, кому жаловаться. В свою очередь эксперты, говоря о самом конкурсе, недоумевают - а что это вообще было? На основании какого закона действовали организаторы? Является ли победа одного из участников гарантией получения аэропорта в управление? Подробнее - в материале "ФедералПресс.Приволжье".

История попыток построить в Большом Савино новый терминал началась аж в 2006 году. Краевые власти во главе с губернатором Олегом Чиркуновым решили построить новый терминал, чему предшествовали пять лет попыток перевести имущество аэропорта в краевую собственность. Проект терминала разработала югославская компания Cyvas, однако его "зарубил" губернатор. Выплаченные югославам авансом 16,9 млн рублей пришлось возвращать в бюджет через суд. После этого было принято принципиальное решение строить терминал за счет частного инвестора. Уже в 2008 году о своем желании заняться развитием Большого Савино заявили сразу три международных оператора аэропортов: австрийский Meinl Airports, сингапурский Changi Airports International, немецкий Fraport. Кроме того, было подписано невнятное по содержанию соглашение - инвестиционный меморандум - со столичной группой "Новапорт".

На этом история не закончилась - на внебюджетные деньги проект реконструкции аэропорта заказали испанскому архитектору Рикардо Бофиллу, который оценил строительство нового терминала в 44 млн евро. Став губернатором, Виктор Басаргин этот проект даже не стал рассматривать. На этом интервенция зарубежных "инвесторов" закончилась, и дело пошло быстрее.

Виктор Басаргин сразу взял быка за рога. В "ускоренном режиме" имущество "Пермских авиалиний" (которые прежний губернатор все-таки успел перевести из федеральной в краевую собственность), управляющих аэропортом, было включено в прогнозный план приватизации. Это было необходимо для допуска частного инвестора к управлению предприятием. Решение о реорганизации предприятия в ОАО было зарегистрировано в январе 2013 года. Уставный капитал общества составит 272,6 млн рублей. Акционирование завершится в начале весны. План дальнейших действий выглядит так: акционированные "Пермские авиалинии" проведут допэмиссию, которую выкупит инвестор и тем самым размоет долю края, став основным акционером. Взамен на это право инвестор будет обязан построить новый пассажирский терминал, вложив в его строительство не менее 4 млрд рублей, и открыть его до конца 2016 года. Пропускную способность аэропорта за счет нового терминала планируется увеличить до 2 млн пассажиров в год. Также планируется, правда, уже за счет федерального бюджета, строительство рулежных дорожек и перрона.

И тут краевые власти принимают нетривиальное решение - найти инвестора для строительства терминала до того, как ПАЛ станет акционерным обществом. Решение об объявлении конкурса "по отбору инвестора для строительства нового аэровокзального комплекса в пермском аэропорту Большое Савино" не кажется таким очевидным, если учесть, что акционирование также предполагает конкурсную процедуру.

В конкурсе на лучшего инвестора приняли участие три компании - ООО "Базэл Аэро" (Краснодар, подконтрольна Олегу Дерипаске), ОАО "Кольцово-Инвест" (Москва, входит в группу компаний "Ренова" Виктора Вексельберга), ОАО "Аэропорт Толмачево" ( подконтрольное ООО "Новапорт", Новосибирская область).

В последний день февраля конкурсная комиссия, состоящая в основном из краевых чиновников, подвела итоги: "Кольцово-Инвест" получило 109 баллов, на втором месте оказалось ОАО "Аэропорт Толмачево" - 95 баллов, на третьем ООО "Базэл-Аэро" - 84 балла. Тут же было объявлено, что в течение месяца с компанией-победителем будет подписан инвестиционный меморандум, после чего можно будет "приступить к детализации проекта".

На следующий день о "несправедливости" конкурсной комиссии объявила пресс-служба "Базэл Аэро", который заявлял о своем намерении купить пермский аэропорт еще год назад. "Вызывает сомнение внимательность, с которой участники отборочной комиссии отнеслись к оценке инвестиционных предложений, - говорится в сообщении компании. - "Базэл Аэро" имеет опыт как в строительстве, так и в реконструкции пассажирских терминалов площадью более 60 тыс. кв. м, а сингапурский аэропорт Changi, который является одним из основных акционеров СП "Базэл Аэро", неоднократно признавался лучшим аэропортовым оператором в мире и имеет опыт введения в эксплуатацию терминалов общей площадью 240 тыс. кв. м. Кроме того, нас удивили комментарии в прессе, согласно которым "Ренова" предложила самые лучшие временные условия сдачи объекта. В своей заявке "Базэл Аэро" указал дату открытия нового терминала 30 ноября 2015 года, что является самым коротким заявленным сроком сдачи объекта". Кроме того, претензии "Базэл Аэро" касаются слишком короткого срока подачи заявок (20 дней).

Компания озвучила и главную претензию к этому конкурсу: "Вызывает также вопрос и легитимность озвученного организаторами конкурса предполагаемого заключения инвестиционного контракта по итогам проведенного отбора. Мы планируем обращаться в компетентные органы за разъяснениями".

Министр транспорта Пермского края Владимир Митюшников прокомментировал ситуацию следующим образом: "Я не вижу предпосылок для того, чтобы считать этот конкурс проведенным некорректно. По всем трем параметрам, по которым оценивались конкурсанты, - по техническим, экономическим и юридическим, - "Базэл" занимал вторые-третьи позиции. Поэтому я прекрасно понимаю, почему они не обращаются со своими претензиями в официальном порядке, - у них нет никаких шансов документально доказать, что конкурсная комиссия оценивала заявки конкурсантов как-то предвзято".

И. о. руководителя пермского УФАС Антон Удальев говорит, что ему вообще не понятно, обязывают ли кого-либо результаты этого конкурса к каким-либо действиям: "Я не могу понять, является ли проведение торгов обязательным в данной ситуации? Я вообще не могу понять, что это за форма торгов, на которых разыгрывается право подписания некоего меморандума о намерениях, и каким законом это предусмотрено. Никаких обязательств эти торги фактически ни на кого не накладывают. Поэтому мне пока не понятно, в рамках каких законов и нормативно-правовых актов и в каком ведомстве "Базэл Аэро" будет результаты этого конкурса оспаривать". По словам Антона Удальева, в пермское УФАС пока никаких жалоб на эти торги не поступало, поэтому антимонопольный орган до сих пор не разбирал эту ситуацию. "Одно могу сказать точно - в законе о приватизации такого способа приватизации, как "инвестиционный меморандум", нет".

Главный редактор отраслевого агентства "АвиаПорт" Олег Пантелеев считает, что такая форма поиска инвестора для пермского аэропорта имеет право на жизнь: "Поиск инвестора через конкурс, к которому допущены ведущие компании России, - вполне рабочая конструкция. Несколько более передовая форма была реализована, когда отдавали в концессию аэропорт Пулково, но там был более сложный и дорогостоящий процесс подготовки конкурсной документации".

"Если по тем или иным критериям, по мнению участников конкурса, баллы были начислены некорректно, это легко оспорить в суде - это был открытый конкурс, вся документация на виду, - говорит Олег Пантелеев. - Но, насколько я знаю, до сих пор "Базэл" только заявлял о намерении обратиться в компетентные органы. Оценивать их шансы, не зная, чем они будут оперировать, какие претензии предъявлять организаторам торгов, я не могу. Нельзя оценивать шансы того, что еще не начинали делать. Что касается сроков подачи заявок, которые были якобы слишком коротки, то о том, что конкурс будет объявлен, знали все, и знали давно. Ничто не мешало начать готовиться к конкурсу заранее".

У депутата Законодательного собрания Пермского края Юрия Борисовца есть свои вопросы к этому конкурсу: "В первоначальной версии были депутаты в конкурсной комиссии, но потом куда-то исчезли". Победа "Кольцово-Инвест" в этом конкурсе, по мнению депутата, приводит к очевидному конфликту интересов, который почему-то не был учтен при составлении конкурсной документации. По мнению Юрия Борисовца, "Кольцово-Инвест" может постараться минимизировать инвестиционные затраты, пожертвовав пассажиропотоком пермского аэропорта в пользу другого своего актива - аэропорта Кольцово в Екатеринбурге. "Другие конкурсы проводятся с ограничением по расстоянию до аэропорта-конкурента, - говорит Юрий Борисовец. - Например, когда проводили конкурс на реконструкцию Пулково, это ограничение было минимум 900 км, чтобы сразу исключить московских участников. А у нас до Кольцово 300 км. Мы на выходе получим не Большое Савино, а Малое Кольцово".

"За этим конкурсом нет никаких денег, поэтому он не регулируется 94-ФЗ о госзакупках, - говорит источник "ФедералПресс.Приволжье" в краевом правительстве. - Даже в самой формулировке названия конкурса говорится о том, что это отбор инвесторов для рекомендации краевому правительству для подписания инвестиционного меморандума. То есть решение конкурсной комиссии носит рекомендательный характер. К слову, в 2008 году подобный меморандум был подписан с "Новапортом", но это ни к чему не привело"....
Авторские права на данный материал принадлежат «Fedpress.ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка