О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Ил-40

7 марта 1953 года, 60 лет назад, состоялся первый полет реактивного штурмовика Ил-40, экипаж В.К. Коккинаки

Ил-40 - первый отечественный реактивный бронированный штурмовик, который был разработан под руководством Сергея Владимировича Ильюшина. Появление этого самолета было обусловлено переходом мировой военной авиации на реактивные двигатели и первым опытом воздушных боев в Корее.

В конце 1951года было разработано техническое предложение по созданию двухместного бронированного штурмовика Ил-40 с двумя двигателями АМ-5Ф, с мощным артиллерийским, ракетным и бомбовым вооружением. В подготовке материалов активно участвовали С.Н.Черников, В.М.Германов, Н.П.Столбовой, В.М.Шейнин и др. Это предложение, направленное в правительство в январе 1952года, было рассмотрено в сжатые сроки и 1 февраля вышло постановление Совета Министров о проектировании и постройке опытного самолета Ил-40.

По схеме Ил-40 представлял собой двухдвигательный низкоплан со стреловидным крылом и оперением (угол стреловидности 35 градусов по линии 1/4 хорд). Шасси убирающееся, трехстоечное, с носовым колесом. Экипаж - два человека: летчик и стрелок-радист.

Основной силовой частью конструкции являлся бронекорпус, воспринимавший нагрузки от крепившихся к нему двигателей, носовой и хвостовой частей фюзеляжа, крыльев. В нем размещались негерметизированные кабины экипажа, шесть фюзеляжных топливных баков и часть агрегатов электро- и радиооборудования. Бронекорпус собран из 3-8-мм стальных листов (толщина выбиралась в зависимости от условий вероятного поражения элементов машины огнем с земли или истребителями).

Для защиты летчика от огня перед кабиной установили 10-мм бронестенку и 124-мм лобовое стекло. Боковые стекла козырька имели толщину 68 мм. От огня сверху и сзади защищали 8-мм бронелист на сдвижной части фонаря, 16-мм бронезаголовник сиденья и бронестенка, отделявшая кабину пилота от топливного бака. Кабина стрелка также имела сильную бронезащиту из 4-10-мм стальных листов. Кресла экипажа - катапультируемые: летчик катапультировался вверх-назад, а стрелок - вверх-вперед, фонари кабин имели две независимые системы аварийного открывания - воздушную (действующую от шторки катапультируемого сиденья) и электрическую (срабатывающую от нажатия кнопки на борту кабины).

Носовая часть фюзеляжа крепилась к передней стенке бронекорпуса. В ней находились шесть 23-мм пушек HP-23 конструкции А.Э.Нудельмана и А.А.Рихтера, а также передняя стойка шасси в убранном положении и часть оборудования. Пушки с темпом стрельбы 800 выстрелов в минуту устанавливались по три с каждого борта. Концы их стволов выступали наружу, боезапас равнялся 150 снарядов на ствол.

Нормальная бомбовая нагрузка Ил-40 в соответствии с Постановлением правительства и ТТТ заказчика равнялась 400кг, в перегрузочном варианте - 1000кг. Предусматривалась возможность в счет перегрузки установить реактивные орудия с восемью ТРС-132 и двенадцатью ТРС-82.

Спецоборудование самолета гарантировало боевое применение оружия и использование Ил-40 днем и ночью, в простых и сложных метеоусловиях.

Ил-40 - самолет с очень непростой судьбой. Не раз его запускали в серию и тут же запрещали. Время доказало его необходимость, но слишком поздно. Сергей Владимирович Ильюшин оценивал создание Ил-40 как качественный скачок. Справедливость его вывода подтвердило последующее развитие военной авиации. Но насколько совершенной оказалась концепция Ил-40, настолько недальновидным было решение о прекращении работ по нему....
Авторские права на данный материал принадлежат «ПАО "Ил"». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка