Slon.ru
11 марта 2013, 13:08
Лоукостер пришел в Россию, но станут ли билеты дешевыми?
Уполномоченная с российской стороны "Трансаэро" все-таки подписала коммерческое соглашение с назначенным перевозчиком из Великобритании, что открыло ему путь в Москву
Краткая предыстория такова. После того как весной прошлого года один из британских перевозчиков на московском направлении, British Airways, приобрел другого, BMI, конкурс на частоты по межправительственным соглашениям со стороны Великобритании стал неизбежным. Для "Трансаэро" идеальным вариантом был бы приход ее британского партнера Virgin Atlantic, но авиационные власти Ее Величества решили иначе, и в Россию отправился easyJet. В том числе ими была принята во внимание и обоснованная тарифная политика низкобюджетного перевозчика.
В декабре прошлого года easyJet начала глубинные продажи на московские рейсы, и выяснилось, что ее цены почти в два раза ниже, чем у "Трансаэро". Причем продажи начались по тарифам, которые были обнародованы при получении согласия британских авиавластей. Но слово "тариф" в России является магическим. Не пожелавший назвать своего имени источник в авиационных властях очень быстро возмутился: "еasyJet начала продажи, не представив в Росавиацию никаких документов, в том числе по тарифной политике. Это нарушение межправительственного соглашения".
Далее, российские власти решили выяснить - не "пахнут" ли низкие цены демпингом. Вообще, сделать это по одному направлению сложно: то, что для еasyJet - норма, для российской компании - демпинг, и наоборот, наши цены для них - запредельные. Хотя бы в силу того, что бизнес-модели у компаний разные.
Но есть и более простой способ - сравнить показатели рентабельности. Для этого ничего не нужно запрашивать, достаточно заглянуть в публичную отчетность.
Таблица. Рентабельность по операционной прибыли без учета расходов на амортизацию и операционный лизинг (EBITDAR), %
Авиакомпания | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 |
---|---|---|---|---|---|
Трансаэро (отчетность по МСФО) | 13 | 15 | 11 | 13* | 9* |
easyJet** | 17 | 11 | 8 | 12 | 14 |
8 оценка
** финансовый год заканчивается 30 сентября
Источник: расчеты ГК "РЕГИОН"
Как видно из таблицы, показатели разнятся незначительно. Так в чем же была загвоздка? Несколько лет назад топ-менеджер одной из авиакомпаний Евросоюза, летающей на паритете с "Аэрофлотом", рассказал мне об условиях сотрудничества: стоимость билетов при перелете из точки в точку не должна быть ниже, чем у российского национального перевозчика, более 20%. Причем только на направлении между Москвой и тем городом, куда летишь. Если хочешь возить транзитных пассажиров, можешь хоть нулевую цену ставить, но хлеб у российского перевозчика на прямом направлении отнимать не смей. Иначе препоны будут возникать на каждом шагу. Вот и получается, что подобные "условия", завуалированные благообразными формулировками, и составляют коммерческую тайну коммерческих соглашений между назначенными перевозчиками.
В последнее время у нас в стране много говорится о необходимости сделать авиаперевозки более доступными, произносится слово "лоукостер", содержание которого понимается превратно. Но опыт прихода настоящего низкобюджетного перевозчика показывает, что слова и дела у нас быстро начинают расходиться. Масштаб расхождений можно будет оценить спустя некоторое время, проанализировав практику ценообразования еasyJet в России....
Авторские права на данный материал принадлежат «Slon.ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 7, 2024
Аэрофлот в летнем сезоне будет выполнять рекордное количество рейсов из Москвы в Сочи
Май 7, 2024
Через таможню аэропорта Казани попытались 243 раза незаконно провезти товар
Май 7, 2024
Президент поручил к 2030 г. довести долю отечественных самолетов в РФ минимум до 50%
Май 7, 2024
Посол Индонезии заявил, что страна прикладывает все усилия для запуска прямых полетов в РФ