О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Российское оружие для Китая, или Как обойтись без знакомых граблей

Китай опять будет закупаться у российских оружейников. Центральное телевидение Китая (CCTV) сообщает, что подписано рамочное соглашение о поставках 24 истребителей Су-35 и четырех неатомных подводных лодок типа "Лада"

Китай опять будет закупаться у российских оружейников. Центральное телевидение Китая (CCTV) сообщает, что подписано рамочное соглашение о поставках 24 истребителей Су-35 и четырех неатомных подводных лодок типа "Лада". В чем особенность этих контрактов, как они могут быть связаны, почему предыдущие разы оканчивались скандалами и как избежать новых?

Судя по формулировке ("рамочное соглашение") речь идет не о твердом контракте, а лишь о расширенном варианте договоренности о намерениях. Тем не менее, озвученные цифры - 24 истребителя Су-35 и четыре лодки типа "Лада" - уже довольно давно и, можно сказать, меланхолично обсуждаются в прессе, правда, в сослагательном наклонении.

Перед нами этап фиксации этого сослагательного наклонения в сторону реальности. Так что можно рассмотреть нюансы того твердого контракта, что может вырасти из-за спины этого "рамочного".

Стартовый заказчик

Потенциальный контракт на Су-35 станет первым экспортным заказом на этот тип самолетов, уже активно поставляемых в ВВС России. Понятие "стартового заказчика" чрезвычайно важно в торговле оружием - нередко успех такой сделки формирует отношение к технике на долгие годы. Технику, на которую уже есть иностранный заказ, берут охотнее и на более выгодных для поставщика условиях.

Су-35 потенциально может пойти в самые разные регионы, в частности - "на хвосте" поставок предыдущих версий суховской платформы Т-10, выпускавшихся в Комсомольске-на-Амуре. Речь идет о платежеспособных странах, получавших самолеты типа Су-30МК2 (помимо Китая это Вьетнам и Индонезия). Но уже давно рассматриваются способы прорваться и к более экзотическим заказчикам типа Бразилии. Запуск китайской сделки серьезно упростит для Су-35 дальнейшее продвижение на внешнем рынке.

Неатомный подплав за счет великого восточного друга

С подводными лодками история более интересная. Во-первых, есть подозрение, что речь пойдет не собственно о "Ладах" (неатомных ПЛ проекта 677), а о широких вариациях на ее тему, известных под экспортным шифром "Амур".

В сущности, это еще не лодка, а набор требований к техническому облику. И этот набор ждал крупного платежеспособного заказчика, который в состоянии конкретизировать техническое задание и оплатить доводку концепта до стадии рабочего проекта, а потом и до железа на верфи.

Но ведь проект 677 строится и для ВМФ России? Да, но его создание дается тяжело. Головная лодка ("Санкт-Петербург"), хотя и принята флотом в эксплуатацию, фактически является опытовым стендом: следующие за ней лодки, судя по заявлениям официальных лиц, строятся со значительными изменениями в проекте.

Поэтому китайский заказ особо важен: это способ отработать какие-то решения для ВМФ России, фактически, за китайский счет. Эта схема использовалась довольно широко. Например, палубный истребитель МиГ-29К нового облика (изделие 9-41) изначально создавался в рамках НИОКР по заказу Индии, и только потом был закуплен авиацией ВМФ России.

Ключевым вопросом для нас является вопрос о двигателе

В частности, "сердцем" проекта неатомной субмарины является ВНЭУ (воздухонезависимая двигательная установка). Вопрос о ее типе и реализации, по сути, определяет облик проекта в целом.

Нынешние российские судостроители, насколько можно судить, работают с технологией ВНЭУ на электрохимических генераторах (как в случае с германскими субмаринами проекта 212). В то же время в прессе сообщалось, что Китай заинтересован в создании неатомных субмарин на базе другой технологии - т.н. "двигателей Стирлинга" (как на шведских лодках типа Gotland и японских типа Soryu). При этом собственные китайские НИОКР как раз ведутся именно в этой области.

Это может означать, что российская сторона также заинтересована в получении технологий стирлинговского двигателя для ВНЭУ. Использовать для этого совместный проект разработки вооружения - достаточно выгодный способ.

Сложное возвращение российского оружия в Китай

Что все это значит? Ведь десять лет назад бурный роман отечественного ВПК с китайским заказчиком хоть и не прекратился, но изрядно охладел. Причем как раз в той области, которая опять выдвигается на передний край - боевом авиастроении.

В 2003 году Китай, воспользовавшись положениями действовавших контрактов на лицензионную сборку 200 истребителей Су-27СК (под обозначением J-11), разорвал соглашения, фактически лишив российскую сторону половины ожидавшегося дохода.

Причиной разногласий стали нарастающие скандалы вокруг версии самолета J-11B. Фактически, речь шла о том, что китайцы "самостийно" начали вносить в проект изменения и выпускать уже собственную машину, основываясь на российской интеллектуальной собственности - естественно, без малейшей компенсации. Китай в процессе реализации контракта решил, что уже не хочет собирать машину по исходному проекту, и пытался совершенствовать истребители "на ходу", что не понравилось российской стороне.

И вот теперь Россия готова вернуться на китайский рынок боевой авиации. Закономерный вопрос: что будет сделано в этот раз, чтобы избежать схожих проблем? Первое, на что нужно обратить внимание - объем поставки. Если поставщик всерьез боится того, что Китай купит минимально-достаточное количество машин и просто разорвет контракт, то нужно вести переговоры о твердых поставках максимально возможного числа истребителей.

Жесткость китайской позиции в переговорах о числе Су-35, которые ведутся уже давно, производит впечатление. Поначалу в кулуарах ходили слухи о возможных объемах поставки, желаемых российской стороной - не менее 70-75 машин. Китай в это же самое время хотел 10-12 самолетов. Некоторые эксперты указывали тогда автору в частных разговорах, что "меньше сотни продавать смысла вообще не имеет".

Год назад речь шла уже о 48 машинах, при том, что эти цифры полагались нижним допустимым пределом. Теперь и он сократился вдвое. Чисто номинально в этом перетягивании каната победил Китай.

Новый формат или старые грабли?

В какой степени удастся защитить российские ноу-хау в анонсированных сделках - вопрос пока открытый. В принципе, здесь следует говорить даже не столько о гарантиях "чистоты" (понятно, что полученная техника все равно будет подвергнута тщательному изучению и, при наличии потребностей и возможностей, - воспроизводству), сколько о заранее определенной компенсации подобного непочтительного отношения. Т.е. о том, что в сумму контракта должны лечь и оценки рисков несанкционированного копирования.

Более интересен, однако, другой аспект соглашений - фактически, совместный российско-китайский проект разработки неатомной лодки. Здесь Россия начинает использовать технологию, которую она уже неплохо освоила во взаимодействии, например, с Индией.

Это новый шаг в интенсификации военно-технического сотрудничества, в сравнении с покупкой готовых образцов и организацией лицензионной сборки. Вопрос в том, компенсируют ли возможные выгоды от совместной доводки технологий для неатомных ПЛ те риски, что возникнут при поставке в Китай новейших российских истребителей.

Представляется неслучайным, что обе эти сделки анонсированы единым пакетом. По-видимому, их именно так и надлежит рассматривать: как интегрированный целостный компромисс.

А вот от того, получится ли из него новый формат военно-технического сотрудничества или же продолжится старый бег по граблям, как десять лет назад, будет зависеть многое во внешних стратегиях российской "оборонки"....
Авторские права на данный материал принадлежат «РИА "Новости"». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка