О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Ульяновск помахал Казани "черным крылом"

Первое серийное композитное ("черное") крыло будет изготовлено в июне 2014 года в Ульяновске, заявило на днях руководство компании "АэроКомпозит"

Первое серийное композитное ("черное") крыло будет изготовлено в июне 2014 года в Ульяновске, заявило на днях руководство компании "АэроКомпозит" ("дочка" объединенной авиастроительной корпорации - ОАК). Перспектива - выпуск таких крыльев для всех российских гражданских самолетов. Еще недавно этот суперпроект считался само собой разумеющимся для КАПО им. Горбунова. Об этом говорили и президент РТ Рустам Минниханов, и президент ОАК Михаил Погосян, и руководство авиазавода. Кто же кого водил за нос? Эксперты "БИЗНЕС Online" полагают, что "переменчивость характера" стала фирменным стилем управления авиаотраслью.

Крыльевое производство как главная надежда КАПО

В конце 2008 года стало известно, что КАПО выбрано базовым предприятием по производству так называемых "черных крыльев" для всей ОАК. Но в феврале 2010 года появилась другая информация: выпускать само композитное крыло будут на ульяновском заводе "Авиастар-СП", а Казань выбрана местом производства "черных" закрылков, а также рулей высоты и направления.

Казалось бы, на этом все, ведь не о производстве спичек речь идет. Но не тут-то было. В августе 2011 года президент ОАК Михаил Погосян (он был назначен на эту должность в феврале 2011-го взамен Алексея Федорова) вдруг сообщил: "На базе КАПО в Казани будет создан центр сборки металлических и композитных крыльев". Он подтвердил сказанное в октябре 2011 года, выступая с лекцией в КАИ, и месяц спустя, на VI международном лин-форуме в Казани.

В марте прошлого года финансовый директор КАПО Жамиль Тагиров после совещания, которое провел глава министерства промышленности и торговли РФ Денис Мантуров, рассказал корреспонденту "БИЗНЕС Online", что в ближайшие 7 лет КАПО увеличит выручку в 6 раз, до 30 млрд. рублей. И основным драйвером роста будет центр компетенций по производству крыльев, в создание которого планируется инвестировать более 1 млрд. рублей кредитов. "И самым главным здесь будет процесс организации безбумажной технологии запуска производства, - конкретизировал Тагиров. - Получаем в электронном виде техническую информацию, разрабатываем технологический процесс, программы, которые закладываем в цифровые станки". То есть строились планы, делались расчеты. Коммерческий директор сообщил, что сборка металлических крыльев стартует в 2013 году, "черных" (для новой модели "Суперджета" и для МС-21) - вместе со стартом производства этих самолетов.

"Ребята с КАПО даже в Европу ездили"

Более того, совсем недавно, в мае 2012 года, на церемонии закладки первого камня завода ООО "Алабуга-Волокно" (совместный проект холдинговой компании "Композит" и "Росатома") Рустам Минниханов назвал первую компанию "якорного заказа", заметив, что композиты нужны в производстве "черного крыла" на КАПО. Дело в том, что глава "Росатома" Сергей Кириенко тогда сознался, что строить карбоновый завод в РТ никто не хотел - были более логичные претенденты. Но Минниханов "вырвал" завод, пообещав "якорный заказ" от РТ.

И вот, наконец, на днях в Ульяновске президент компании "АэроКомпозит" Анатолий Гайданский сообщил, что первое серийное композитное крыло будет собрано в Ульяновске до конца июня 2014 года. О Казани речи больше не идет.

Газета "БИЗНЕС Online" попросила разъяснить ситуацию руководство ОАК и КАПО, но там от комментариев воздержались. Наш источник в корпорации сообщил: "Планы таковы. Ульяновск делает "черное крыло" и центроплан для МС-21, первый полет которого запланирован на 2015 год. Казань - механизацию крыла и хвостовое оперение для МС-21 и "Суперджет 100" из композитных материалов. Проект центра сборки в Казани металлических крыльев для "Суперджета" не состоялся из-за того, что, по расчетам, он был бы экономической неэффективным - получилось дороже, чем в Комсомольске-на-Амуре. О новой модели "Суперджета" с композиционным крылом пока официально речь не идет… В перспективе Ульяновск будет делать "черные крылья" для всех новых гражданских программ ОАК, а Казань - закрылки, оперение и так далее".

Другой наш источник в авиаотрасли напомнил, что идея о крыльевом производстве в Казани, действительно, оговаривалась не раз: "Да, была такая идея. Сначала речь шла о металлическом крыле. Рисовали чертежи, делали планировки, а потом появилась тема и по "черному крылу". Все очень серьезно - ребята с КАПО даже в Европу ездили. Какова была идеология? Поскольку больших заказов на Ту-214 нет, надо смотреть, как загрузить завод. А в ОАК, когда корпорацией еще рулил Федоров, департаментом, занимавшимся производственными взаимоотношениями, руководил Андрей Черкашин, который толкал идею о том, что каждый завод должен брать на себя какую-то компетенцию и ее развивать.

Была договоренность, что "черное крыло" полностью забирает КАПО. Площадку мы им предлагали неплохую, под 140 тысяч квадратных метров производственных площадей. Но потом Федоров с Погосяном (тогда - вице-президент ОАК - авт.), насколько я знаю, "сломали" Ульяновск - отобрали у него корпус на 100 тысяч квадратных метров под "черное крыло", и тогда идея по Казани просто распалась… Но когда Федорова сменил Погосян, он тоже говорил о "черном крыле" в Казани. Почему? У меня нет на этот счет информации".

"ОАК славится переменчивостью характера"

У отраслевых экспертов нет единого мнения о ситуации. Одни говорят о метаниях ОАК; другие напоминают: обещания, данные казанскому авиазаводу, можно перечислять долго; третьи уверены, что КАПО попросту не могли обещать "черное крыло".

Роман Гусаров - главный редактор отраслевого портала Aviaru.net:

- Разработка и производство композитного крыла для МС-21 - важная задача. Процесс сложный: мы сегодня не обладаем такими технологиями, мы пытаемся их освоить, спроектировать такое крыло. Если получится такое крыло и будут отработаны технологии, его можно масштабировать и переносить эти технологии для разработки других моделей самолетов… В Ульяновске планировали делать крупные композитные детали вроде кессонов крыла, а в Казани - небольшие изделия типа закрылков, предкрылков. И логично транспортировать мелкие детали к крупным, а не наоборот. Но ОАК ведь, к сожалению, славится переменчивостью характера, планов: обещают сначала одно, потом переигрывают на другое, а на выходе в итоге получаем третье.

Дмитрий Баранов - ведущий эксперт УК "Финам Менеджмент"

- Маловероятно, да почти невозможно, что заявления (о "черном крыле" на КАПО - авт.) могли быть сделаны в прошлом году. Потому что еще в 2010-м, а точнее, 15 февраля 2010 года было подписано соглашение между ОАК, Ульяновской областью и компанией "АэроКомпозит" о том, что его участники будут реализовывать инвестиционный проект "Строительство завода по производству композиционных конструкций". Реализуется проект на промплощадке завода "Авиастар-СП". Согласно первоначальным планам, строительство завода должно занять три года, в 2013 - 2014 году должно начаться опытное производство, а в 2015 - 2016 - серийное производство. Мощности предприятия рассчитаны на производство 30, 70 или 100 комплектов "черных крыльев" в год, в зависимости от производственной программы. Планируемое количество рабочих мест при выходе на полную мощность - 600. Так что никто не мог делать таких заявлений. Когда проект только рассматривался, представители ОАК говорили, что выбор площадки будет зависеть от наличия в регионе квалифицированной рабочей силы, себестоимости производства и возможности предоставления преференций от региональных властей.

Олег Пантелеев - главный редактор отраслевого портала АвиаПорт.Ru:

- Есть компания, которая будет отвечать, по большому счету, за разработку и производство композитного крыла для МС-21. Это "АэроКомпозит". Она совместно с ОАК сегодня на двух параллельных площадках - в Казани и в Ульяновске - ведет монтаж оборудования. Ульяновская площадка будет делать неподвижную часть крыла - кессон, некоторые панели, а Казань будет специализироваться на механизации и ряде других элементов. То есть фактически композитное производство будет развернуто и там, и там, однако на каждой из площадок будут собственные технологические процессы и уникальные комплекты технологического оборудования. Так что всем сестрам достанется по серьгам… А насчет финальной сборки крыла не берусь сказать… И, думаю, здесь все-таки самый важный момент это то, что оборудование, позволяющее по уникальным технологиям собирать те или иные элементы "черного крыла" будет и в Казани, и в Ульяновске.

Назир Киреев - советник премьер-министра РТ:

- Как могли одновременно обещать "черное крыло" и Ульяновску, и Казани? Давайте вспомним, что еще говорили-обещали в прошлом году. Например, на уровне премьер-министра России принято решение об освоении здесь Ан-70… И вообще на очень высоком уровне заявлялось об освоении на КАПО серийного продукта. На моей памяти было принято примерно 10 решений очень высокого уровня. И я не знаю, чтобы они были выполнены. Самое интересное, что по целому ряду продуктов, которые должны были быть освоены КАПО, есть решения, принятые правительством России: о самолетах Ту-330, Ту-334, Ту324, было протокольное решение по Ан-70, было и решение нижестоящих организаций о "черном крыле". Но фактически ничего из того, что было принято, на КАПО не реализуется… Сейчас вот говорят, что мы будем обеспечивать сделанными у нас композитными агрегатиками едва ли не заграницу и все такое прочее…...
Авторские права на данный материал принадлежат «Бизнес-Online». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка