Коммерсантъ
3 апреля 2013, 09:32
"Иркут" поднимет деньги экспортеров
Чиновники нашли оригинальный способ финансово поддержать перспективный проект создания нового гражданского самолета МС-21
Предложение о перераспределении средств федерального бюджета в пользу ОАО "Корпорация "Иркут" (входит в Объединенную авиастроительную корпорацию) на реализацию инвестиционного проекта по созданию гражданского самолета МС-21 содержится в письме заместителя главы Минэкономики Олега Савельева во Внешэкономбанк (есть в распоряжении "Ъ"). Речь идет о проекте создания ближне-среднемагистрального пассажирского самолета, который должен к 2020 году прийти на смену Ту-154 и семейству Ту-204. По официальным данным ОАК, ввод в эксплуатацию первых самолетов семейства МС-21 и сертификация воздушного судна намечены на 2016 год. Однако в феврале вице-премьер Дмитрий Рогозин заявил, что выход программы по созданию МС-21 на этап серийного производства произойдет не ранее 2020 года.
Предполагалось, что программа создания МС-21 составит около 190 млрд руб., из которых около 70 млрд руб. (чуть менее 40%) должно внести государство. Уточненный бюджет проекта - $3,9 млрд, знает источник "Ъ" в Минпромторге. При этом общий объем господдержки проекта, имеющего "общегосударственное значение", может вырасти до 69% (из них 55% составят средства ФЦП "Развитие гражданской авиационной техники России на 2002-2010 годы и на период до 2015 года"), говорится в письме господина Савельева. 15% выделит корпорация "Иркут" из собственных средств, а оставшиеся 26% она привлечет из внебюджетных источников.
Источником внебюджетных средств для МС-21 станет Сбербанк России, с которым "Иркут" уже договорился о привлечении банковского кредита в размере $1,04 млрд сроком на десять лет, говорится в документе. Однако Сбербанк согласен выделить эти средства при условии предоставления банку госгарантии РФ на $400 млн и только в иностранной валюте "в целях минимизации проектных рисков и снижения стоимости финансирования проекта". Между тем, пишет Олег Савельев, в федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период до 2015 года "не предусмотрено предоставление госгарантий РФ по кредитам либо облигационным займам, привлекаемым на осуществление инвестиционных проектов, в иностранной валюте".
Решить эту непростую задачу взялся Минпромторг. Суть его предложения - перераспределение средств, предусмотренных федеральным законом о бюджете-2013 для целей предоставления госгарантий РФ по банковской гарантии ВЭБа, предоставляемых в обеспечение деятельности его дочернего ОАО "Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций" (ЭКСАР) по договорам страхования экспортных кредитов и инвестиций, следует из письма Олега Савельева. В феврале первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов дал поручение ведомствам проработать это предложение. В рамках этого поручения ВЭБу предложено в срок до 1 апреля рассмотреть данное предложение.
Банковскую гарантию ВЭБа на $10 млрд со сроком действия до 31 декабря 2032 года включительно ЭКСАР получило в конце прошлого года. "Государственная гарантия РФ N13840063V от 26 декабря 2012 года предоставляется в обеспечение по банковской гарантии, выданной в пользу неопределенного круга российских и иностранных страхователей (выгодоприобретателей) по портфелю страхования ОАО "ЭКСАР"", указано на сайте агентства. Кроме того, в марте премьер Дмитрий Медведев поручил ведомствам проработать вопрос о дополнительном предоставлении госгарантий РФ на 500 млрд руб. по обязательствам ЭКСАРа для поддержки в 2014-2016 годах и на период до 2020 года российских экспортеров промышленной продукции военного назначения.
Вчера в ЭКСАРе и ВЭБе от официальных комментариев отказались, но близкий к госбанку источник сообщил "Ъ", что там идею Минпромторга не поддерживают, о чем ВЭБ уведомил Минэкономразвития. "Соответствующее письмо было направлено в министерство в понедельник. В нем говорится, что реализовать предложение технически невозможно, поскольку в бюджете-2013 такая возможность не предусмотрена",- отметил собеседник "Ъ". В Минпромторге, в свою очередь, "Ъ" уточнили, что предложение министерства предполагает внесение изменений в бюджет-2013, предусматривающих "включение дополнительных лимитов в иностранной валюте в размере $400 млн на цели поддержки проекта МС-21 за счет уменьшения на такую сумму госгарантий, предусмотренных на поддержку экспорта". "Речь идет о чисто технической корректировке бюджета-2013, не затрагивающей его базовых параметров",- утверждает собеседник "Ъ".
"Правилами отбора инвестиционных проектов и принципалов для предоставления государственных гарантий предусмотрено, что отбору подлежат проекты, по которым есть софинансирование из внебюджетных источников в размере 25%",- напоминает управляющий партнер адвокатского бюро "Карабаев и партнеры" Сергей Карабаев. "С точки зрения действующего законодательства и административных процедур предложенная Минпромторгом схема допустима,- соглашается управляющий партнер "Вегас Лекс" Альберт Еганян.- Но с точки зрения логики и истинного смысла понятия "внебюджетное финансирование" она вызывает настороженность". Он напомнил, что средства "Иркуту" в рамках софинансирования собирается предоставить Сбербанк, на 51% принадлежащий ЦБ РФ, и сделать это он согласен только при условии выделения госгарантий в иностранной валюте. "Это такое альтернативное внебюджетное финансирование, которого в последнее время становится все меньше, поскольку регулятор в лице Минфина все пристальнее за этим следит",- отмечает он.
При этом Сергей Карабаев уверен, что перераспределение денег, выделенных на поддержку экспорта, в пользу проектов, готовность которых далека от экспортного варианта, может создать опасный прецедент. В конечном итоге, резюмирует эксперт, реальные экспортеры рискуют остаться без господдержки....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Апрель 24, 2024
Работая с клиентами, мы всегда вникаем в их потребности
Апрель 23, 2024
Специалисты ИАЗ закончили сборку отсека Ф4 очередного серийного самолёта МС-21
Апрель 25, 2024
Самолет "Уральских авиалиний" едва не загорелся из-за телефона бортпроводника
Апрель 25, 2024
Рейсы между Сахалином и Кунаширом из-за непогоды задержали на вторые сутки