О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Лоукостеров защищает Конституция

Антимонопольная служба намерена добиваться пересмотра межправительственных соглашений, по которым авиакомпании должны договариваться о ценах на билеты. В ФАС считают этот "анахронизм" антиконституционным картельным сговором

Антимонопольная служба намерена добиваться пересмотра межправительственных соглашений, по которым авиакомпании должны договариваться о ценах на билеты. В ФАС считают этот "анахронизм" антиконституционным картельным сговором. Власти поставят российских перевозчиков в заведомо проигрышную конкурентную позицию, опасаются источники в отрасли.

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) будет добиваться отмены согласования цен новых авиакомпаний с уже работающими на маршруте, заявил руководитель ведомства Игорь Артемьев. "Это не только "Аэрофлота" - это всех касается, - цитирует Артемьева "Интерфакс". - Это когда приходит новый игрок, то он не должен согласовывать свои цены ни с какими существующими на этом маршруте, иначе это будет просто картель".

"То есть у нас через межправсоглашения легализованные картели образуются, - пояснил глава ФАС. - Когда английского лоукостера (easyJet. - "Газета.Ru") погнали в "Трансаэро" согласовывать цену, то они это сделали на основании межнационального договора, имеющего приоритет над законом о конкуренции, но точно противоречащего Конституции".

Вторая по объемам перевозок в Великобритании и вторая среди дешевых авиаперевозчиков в Европе easyJet получила право на рейсы из Лондона в Москву в октябре 2012 года. Управление гражданской авиации Великобритании (CAA) тогда выбирало между Virgin Atlantic и easyJet, в том числе принимая в расчет обещание сравнительно низкой цены билетов: easyJet говорила о средней цене около 106 фунтов стерлингов (примерно $161, или 5 013 рублей) за перелет в один конец, в то время как Virgin Atlantic гарантировала средний тариф в экономклассе на уровне 142 фунта стерлингов ($216, или 6 715 рублей).

В середине января easyJet, не завершив полностью процедуру согласования с российскими властями, открыла продажу билетов на рейсы между Москвой и Лондоном. Компания поставила минимальный тариф: первые билеты продавались по цене от $72,49 (от 2 193 рублей; чуть ли не в два-три раза ниже, чем у работающих на линии "Аэрофлота", British Airways и "Трансаэро"). "easyJet начала продажи, не представив в Росавиацию никаких документов, в том числе по тарифной политике, - пояснял один из источников "Газеты.Ru". - Это нарушение межправительственного соглашения".

Менее чем за две недели до открытия полетов easyJet договорилась с назначенным со стороны России перевозчиком - "Трансаэро", заключив соответствующее коммерческое соглашение. Детали соглашения стороны не раскрывают. Но итоговый минимальный тариф британского перевозчика по факту вырос: глава easyJet Каролин Макколл в интервью "Газете.Ru" сообщила, что цены на билеты компании начинаются с $99 (или 3 079 рублей; на $26,5 дороже, чем предлагала easyJet, открывая продажи). По минимальному тарифу продаются 10% мест на рейс, поясняла Маккол.

Несмотря на это, предложение easyJet остается самым низким. Сейчас самые дешевые билеты у британского перевозчика можно купить по цене 5 957 рублей ($191, в Лондон 11 апреля - обратно 18 апреля; без приобретения места для багажа). Самый дорогой билет - 10 286 рублей (4-11 апреля), рассказала Маргарита Устинова, директор по развитию бизнеса метапоисковика авиабилетов и отелей Kayak в России и СНГ (у поисковика есть договор с easyJet). Самый дешевый билет на полет в Лондон и обратно в апреле у "Аэрофлота" можно купить за 9 793 рублей (10-21 апреля), у British Airways - за 12 422 рублей (11-18 апреля), у "Трансаэро" - за 12 699 рублей (11-18 апреля).

Но easyJet, открывшая полеты между лондонским Гатвиком и московским Домодедово 18 марта, пока не добилась полной загрузки своего самолета А320 (180 мест). "На завтрашний рейс easyJet есть еще около 60 мест", - рассказала Устинова.

В ФАС недовольны необходимостью согласования тарифов новыми авиаперевозчиками с уже действующими, прописанной в межправсоглашениях между Россией и другими странами по авиаперевозкам. Артемьев назвал такое положение "анахронизмом".

"… тогда, в 1991 году, было 2500% инфляции, и поэтому, конечно же, на фоне этого государство должно было как-то регулировать, а сейчас это просто анахронизм", - заявил он, добавив, что ФАС обратилась к министру транспорта с просьбой незамедлительно отменить положение о согласовании тарифов, так как оно носит ярко антиконкурентный характер и противоречит Конституции и закону о конкуренции.

"А сами, со своей стороны, уже готовим соответствующее обращение в правительство с просьбой, при необходимости, выйти в Конституционный суд, чтобы он отменил эту часть межправсоглашений (они наднациональный характер носят), как противоречащую Конституции", - добавил Артемьев.

В Минтрансе сообщили, что писем от Артемьева на этот счет пока не получали. "Когда получим, рассмотрим в установленном порядке", - добавил представитель ведомства.

Необходимость согласования цен между назначенными перевозчиками содержится в межправительственном соглашении о воздушном сообщении между Россией и Великобританией, которое было заключено еще 19 декабря 1957 года, уточняют в "Трансаэро".

Коммерческое соглашение между "Трансаэро" и easyJet положений, касающихся установления сторонами тарифов на линии Москва - Лондон, не содержит, добавили в российской авиакомпании.

Официальный представитель "Аэрофлота" от комментариев воздержался. Источник, близкий к совету директоров "Аэрофлота", удивлен позицией главы ФАС. "Артемьев не знает, что условия работы easyJet значительно отличаются от условий, в которых работают наши авиакомпании, в том числе "Трансаэро", - негодует он, перечисляя, - у easyJet есть невозвратные тарифы и нет требований по обязательному питанию на борту, бесплатной норме багажа, нет соцобязательств, которые несут российские авиакомпании". Отмену положения о согласовании тарифов источник в "Аэрофлоте" счел шагом, которым власти поставят российских перевозчиков в заведомо проигрышную конкурентную позицию....
Авторские права на данный материал принадлежат «Газета.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка