О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Грузовое предупреждение

"Ъ" стали известны подробности предложения, сделанного группой компаний "Кратос" Игоря Каталевского собственнику международного аэропорта Уфы - правительству Башкирии

"Ъ" стали известны подробности предложения, сделанного группой компаний "Кратос" Игоря Каталевского собственнику международного аэропорта Уфы - правительству Башкирии. Компания предлагает стать оператором грузовых перевозок в МАУ, построить к саммитам ШОС и БРИКС новый комплекс по обслуживанию грузов и обновить парк спецтехники. Объем вложений группа не конкретизирует. В правительстве говорят, что в целом предложение отвечает стратегии развития аэропорта. Окончательное решение может принять до конца апреля совет директоров МАУ.

В распоряжении "Ъ" оказалось официальное предложение, с которым в марте этого года к правительству Башкирии обратилась группа компаний "Кратос". В письме на имя министра экономического развития Башкирии Александра Марьина гендиректор "Кратоса" Александр Зубов предлагает развивать грузовой бизнес в международном аэропорту Уфы, взяв в долгосрочную аренду или купив у правительства, единственного акционера аэропорта, часть территории, относящейся к грузовой инфраструктуре.

Из письма следует, что проект может быть реализован в короткие сроки - к саммитам глав государств ШОС и БРИКС, которые пройдут в Уфе в 2015 году. "Кратос" сообщает, что готов создать к этому времени "современный комплекс по обслуживанию грузов" в аэропорту, улучшить его материальную базу, обновить парк спецтехники и фасады зданий, а также благоустроить территорию и повысить квалификацию персонала.

Экономических расчетов в письме нет. Александр Зубов пояснил "Ъ", что компания готова предоставить их после принятия решения акционером. По его предварительной оценке, "объем обрабатываемого груза в аэропорту Уфы реально увеличить как минимум вдвое". Компания готова обсуждать 10-летнюю аренду аэропортовой инфраструктуры. Объем вложений представитель "Кратоса" не уточнил, отметив лишь, что на первом этапе речь идет "о не очень большой сумме", связанной с необходимостью привести в порядок грузовой склад МАУ. Привязку к саммитам он объяснил тем, что "в аэропорту Уфы планируют построить новый терминал, все станет классом выше, и если грузовое направление останется как есть, будет несоответствие".

Группа "Кратос" объединяет операторов грузовых терминалов в аэропорту Красноярска ("Сибирь Карго Сервис") и Шереметьево (ООО "Руспорт" и ООО "Аэропорт "Москва"), управляющую компанию ЗАО "ГК Кратос", трейдера нефтепродуктов ЗАО "Авиа ГСМ Сервис" и топливозаправочную компанию ЗАО "Сибирь Авиа Сервис", оператора грузового комплекса в аэропорту Ярославля ООО "Туношна карго сервис", девелопера аэропортовых проектов ООО "Инвестиционная группа "Кратос". Компания подконтрольна Игорю Каталевскому. На ее официальном сайте говорится, что она планирует расширить географию деятельности.

МАУ - 100% собственность правительства Башкирии. Уставный капитал - 187,9 млн руб., чистые активы на конец 2011 года - 417,15 млн руб., имущественный комплекс оценивался в 2,02 млрд руб. Самый доростоящий актив - терминал внутренних авиалиний на 600 мест (1 млрд руб.), комплекс ГСМ (600 млн), гостиница "Аэропорт" (250 млн руб.). Входит в тройку крупных аэропортовых активов РФ со стопроцентным государственным капиталом и в десятку крупнейших по пассажиропотоку. Чистая прибыль в 2011 году составляла 104,74 млн руб. при выручке 2,26 млрд руб., в том числе 2,02 млрд - от авиационной деятельности. В 2011 году аэропорт обслужил 1,68 млн пассажиров, в том числе 430 тыс.- на международных авиалиниях. Для строительства нового международного терминала у поселка Локотки к саммитам МАУ привлек кредит Сбербанка в размере 620 млн руб. на 10 лет 10,75% годовых (см. "Ъ" от 7 февраля).

В правительстве "Кратосу" пока не ответили. Министр экономического развития Александр Марьин сказал "Ъ", что решение еще не принято и уточнил, что до конца недели ждет ответа аэропорта на предложение. После этого свою позицию сформулирует акционер. "Вопрос в любом случае будет вынесен на совет директоров, возможно, до конца апреля, там решим, крупная это сделка или некрупная",- сказал министр. Он оговорился, что "есть вероятность того, что аэропорт или совет дадут отрицательное заключение", но в целом предложение "Кратоса" вписывается в стратегию развития аэропорта, предложенную австрийской Airport Consulting Vienna (см. "Ъ" от 8 сентября 2011 года). Она предусматривала создание пункта перевозки грузов - крупного экспедитора или интегратора - пропускной способностью до 21 тыс. тонн в год. Грузовой бизнес в стратегии признавался одним из основных механизмом роста привлекательности аэропорта наряду с созданием базового перевозчика и строительством нового международного терминала.

Узнать позицию гендиректора МАУ Ивана Тихонова вчера не удалось: в его приемной сообщили, что он находится на совещании. По оценке его заместителя по производству Александра Андреева, "существующая в аэропорту технология обработки грузов, конечно, отстает". В 2011 году МАУ обслужил 3,7 тыс. тонн грузов с ростом к 2010 году на 4,9%. Финансовые данные по этому направлению предприятие не публикует. Грузовой терминал аэропорта был построен в 1960-е годы, его полезная площадь составляет около 150 кв. м.

Два года назад "Кратос" проводил оценку деятельности МАУ (см. "Ъ" от 14 апреля 2011 года) с санкции минземимущества Башкирии. Действия аудиторов тогда вызвали возмущение профсоюза аэропорта, который расценил их как попытку акционера без конкурсных процедур передать в частные руки наиболее доходные направления МАУ. В правительстве, в свою очередь, заявляли, что привлекли "Кратос" "с целью повышения эффективности деятельности аэропорта".

Главный редактор "Авиатранспортного обозрения" Алексей Синицкий отмечает, что "до сих пор "Кратос" не был замечен в интересе к аэропортовому бизнесу в широком смысле и специализировался на узком сегменте грузовой авиационной логистики". "Я бы не стал предполагать, что их цели простираются дальше заявленного",- сказал эксперт.

Руководитель аналитической службы отраслевого агентства "Авиапорт" Олег Пантелеев согласен, что "речь не идет о попытке войти в аэропортовый бизнес без конкурса". "У "Кратоса" есть серьезные проекты по созданию авиационной грузовой сети. Там, где он работает, хорошие показатели",- отметил он.

Руководитель исследовательского агентства Infranews Алексей Безбородов в то же время полагает, что "грузовой базы, привлекательной для инвестора, в Уфе нет". "Она настолько мала, что любые инвестиции будут в десятки раз больше, чем оборот этого бизнеса, даже если он вырастет в десятки раз",- заключил эксперт....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ-Уфа». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка