О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

КАПО светит летающее крыло-невидимка

Данное в Казани министром обороны Сергеем Шойгу поручение о срочном старте модернизации ракетоносцев Ту-160, похоже, начало выполняться. ОАО "Туполев" сообщило, что в этом году пройдут летные испытания нового комплекса бортовой электроники Ту-160

Данное в Казани министром обороны Сергеем Шойгу поручение о срочном старте модернизации ракетоносцев Ту-160, похоже, начало выполняться. ОАО "Туполев" (напомним, теперь это единое с КАПО предприятие) сообщило, что в этом году пройдут летные испытания нового комплекса бортовой электроники (авионики) Ту-160. Анонимные источники в военных кругах рассказали о том, как будет выглядеть таинственный бомбардировщик, который, как считают специалисты, предстоит выпускать КАПО. По мнению эксперта "БИЗНЕС Online", этот гигантский проект - попытка спасти туполевскую фирму.

Дозвуковое невидимое "летающее крыло"

6 февраля после совещания в Казани министр обороны РФ Сергей Шойгу поручил в кратчайшие сроки произвести полномасштабное развертывание модернизации Ту-160, о которой говорили уже несколько лет. И 25 марта "Туполев" сообщил о завершении стендовых испытаний модернизированной авионики для ракетоносца. Ее летные испытания пройдут в 2013 году.

Почти одновременно появились новые данные о программе создания самолета, который должен прийти на смену Ту-160. Тема называется "Перспективный авиационный комплекс дальней авиации" (ПАК ДА). По информации источников газеты "Известия", командование ВВС утвердило концепт ракетоносца. Вопреки ожиданиям, военные захотели не гиперзвуковую, а дозвуковую машину, предложение о которой сформулировал "Туполев": малозаметное для радаров "летающее крыло" огромного, по словам источника, размаха.

Теперь "Туполев" должен определиться с тактико-техническими характеристиками ПАК ДА и в начале 2014 года представить бюджет научно-исследовательской работы. Серийное производство должно начаться в 2020 году. Предположительно, серийных машин понадобится всего несколько десятков, поскольку стратегические бомбардировщики попадают под российско-американский договор о сокращении наступательных вооружений.

Отметим, что все это неподтвержденные данные, как, впрочем, и почти все, что говорится и пишется о программе ПАК ДА. Причины понятны. Газета "БИЗНЕС Online" попросила прокомментировать публикацию газеты "Известия" президента ОАО "Туполев" и генерального директора ОАО "КАПО" Александра Бобрышева, но он ответил, что все касающееся ПАК ДА - закрытая информация.

Гарант выживания КАПО

Ранее сообщалось, что контракт на проведение НИОКР по созданию ПАК ДА был заключен между минобороны РФ и "Туполевым" в августе 2009 года. В числе претендентов были фирмы "Сухого" и "Микояна", но военные, судя по информации в СМИ, изначально ориентировались на "Туполева", самолеты и коллектив которого "прекрасно себя зарекомендовали". Отметим, что и КАПО изначально фигурировало в разговорах о новом ракетоносце. О том, что его будут собирать в Казани, в разное время говорили президент России Владимир Путин, первый президент ОАО "Объединенная авиастроительная корпорация" Алексей Федоров, Бобрышев.

Аналогичного мнения придерживаются и отраслевые эксперты. Например, главный редактор портала "АвиаПорт.Ru" Олег Пантелеев в беседе с корреспондентом "БИЗНЕС Online" выразил уверенность, что "ПАК ДА будет рано или поздно создан, и в том, что КАПО будет претендентом №1 с точки зрения освоения его серийного производства, полагаю, разночтений особых нет". "Совершенно четко надо понимать, что КАПО - единственный завод в России, который способен серийно производить тяжелые и стратегические бомбардировщики, - поделился своим мнением с корреспондентом "БИЗНЕС Online" директор Центра анализа мировой торговли оружием Игорь Коротченко. Он также отметил, что этот потенциал - своего рода гарант КАПО от развала: "Потеряв эту площадку, Россия может обречь себя на то, что мы никогда не освоим серийный выпуск стратегических бомбардировщиков нового поколения". При этом Коротченко считает, надо осторожно относиться к информации газеты "Известия": "Таких заявлений можно сделать много. Это абсолютно неофициальный источник, и он не может рассматриваться в качестве серьезной информации. Это не более чем версия".

Тем не менее, отметим, что кое-какие ее подтверждения есть. Для начала надо вспомнить, что в 1980-х туполевцы уже прорабатывали проект Ту-202, который также называли "бомбардировщиком девяностых". Но программа была прекращена в 1992 году в виде мирной инициативы. Так вот, предположительно, Ту-202 был выполнен по схеме "летающее крыло" и напоминал американский В-2. В интернете даже можно найти фотографии продувочной модели этого "бомбера".

Вспоминая споры 1950-х

Впрочем, ряд экспертов (например, "Независимого военного обозрения") полагает, что приоритетность программы ПАК ДА сегодня невысока, и в госпрограмме вооружений на 2011 - 2020 годы она, скорее всего, снижена по сравнению с ГПВ-2007-2015. Это подтверждается и тем, что к этапу серийного производства планируется перейти не в 2017 году, как предполагалось изначально, а после 2020 года.

Причины? И здесь мы возвращаемся к началу статьи. В стратегической авиации РФ сегодня 66 бомбардировщиков - 11 Ту-160 и 55 Ту-95МС. Большая часть этих самолетов, имея незначительный налет, может эксплуатироваться до 2030 - 2040-х годов. Кроме того, значительный эффект может дать модернизация сотни имеющихся дальних бомбардировщиков Ту-22М3. За счет внедрения новых авионики и вооружения, а также по причине того, что часть нынешних функций Ту-22М3 возьмут на себя новые фронтовые бомбардировщики Су-34, "тройки" переходят в нишу стратегической авиации. Скорее всего, программа модернизации Ту-22М3, Ту-95 и Ту-160 должна получить приоритет, в том числ и за счет средств, выделяемых по теме ПАК ДА.

Интересно, что, как и в 1950-е годы (времена противоборства "ракетчиков" и "самолетчиков"), у идеи ПАК ДА есть противники, считающие, что такие самолеты России не нужны, их способны заменить ракетные войска стратегического назначения.

Либо Ан-70, либо ПАК ДА?

Газета "БИЗНЕС Online" попросила прокомментировать новости о перспективном ракетоносце эксперта по вопросу ПАК ДА, главного редактора журнала "Экспорт вооружений" Андрея Фролова.

- Андрей, насколько серьезно можно принимать информацию о том, что ПАК ДА будет дозвуковым?

- Такой вариант подразумевался. Например, судя по информации о двигателе для ПАК ДА, это будет дозвуковой самолет.

Но главный вопрос - концептуальный. Новый бомбардировщик - это что будет? Как американский В-2, который был рассчитан на прорыв сильно укрепленной ПВО и точечное поражение небольшим количеством высокоточного оружия советских узловых объектов, которому сверхзвуковая скорость была не нужна? Или же мы рассматриваем ПАК ДА как некую матку, на которую "нацеплено" несколько десятков крылатых ракет, и она отстреливает их с дальности в 5 тысяч километров, не входя в зону ПВО противника? Все зависит от того, как мы понимаем место стратегической авиации в оборонной стратегии России. Поскольку мы как эксперты пока не можем об этом судить, все остальные вопросы повисают.

- Почему сложнейшую тему ПАК ДА поручили "Туполеву" - фирме, находящейся, мягко говоря, не на самом пике формы?

- Думаю, что мы имеем дело с некой формой поддержки. Это первое.

Второе. Возможно, это попытка все яйца в одну корзину не класть. Да, были сообщения, что "Сухой" тоже занимается новым стратегическим бомбардировщиком (кстати, будем помнить, что "Сухой" в свое время "сотку" нарисовал, у него были проработки по перспективным стратегическим самолетам). Но сейчас у "Сухого" и так работы выше крыши - и ПАК ФА, и Су-34, и Су-35, и "Суперджет". И загружать его еще и бомбером…

Третье. Не факт, что "Сухой" потянет.

- А сегодня страна вообще способна потянуть проект ПАК ДА?

- Да, есть такой вопрос. Насколько вообще российская промышленность способна не просто нарисовать самолет, но и его сделать? Даже значительно менее сложные комплексы сталкиваются с серьезными проблемами при серийном производстве. И, мне кажется, что ПАК ДА только рисовать будут до 2018 года.

- Насколько серьезны шансы КАПО стать площадкой для серийного производства ПАК ДА?

- Давайте посмотрим на российские самолетные производственные площадки. Истребительные (те, что заняты в кооперации "Сухого") отпадают. Самара, которая делала Ту-95? Но самарский завод не входит в ОАК и, скорее всего, ни на что такое уже не способен. Ульяновск? Он "забит" программой по Ил-476, кооперацией по МС-21 и ремонтом Ан-124. Воронеж? Это производство Ил-96 и Ан-148, плюс кооперация по "Суперджету" и, видимо, по МС-21; туда же упорно хотят затянуть легкий военно-транспортный самолет Ил-112, который, похоже, опять реанимировать решили. Но, думаю, даже если Воронеж и не будет загружен работой, то просто не потянет.

То есть даже методом исключения остается КАПО. А оно плюс к этому сохранило компетенцию по работе с самолетами дальней и стратегической авиации, не говоря уже о том, что в 2008 году сдало новый Ту-160. Единственное, что меня смущает, это Ан-70 в Казани. Вынесет ли Боливар двоих? Если на КАПО "повесят" Ан-70, скорее всего, ПАК ДА там не будет. И сейчас-то нет рабочих и инженеров для Ан-70, а если поставить туда принципиально новый самолет, с совершенно другим уровнем производства, чем у того же Ан-70, то вовсе непонятно, откуда этот кадровый резерв возьмется....
Авторские права на данный материал принадлежат «Бизнес-Online». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка