Автор: Сергей Колобков
Опубликовано: 12.04.2013, 09:53
 

"Золотой" бензин для доступной авиации


Может ли цена бензина доходить до 140 руб. за литр? Может, если это авиационный бензин, который в России не производится и который по пути из Европы на российский Дальний Восток становится "золотым". Топливо, потребление которого в России составляет смехотворные 25 тыс. т в год, между тем является основным для Ан-2. Именно этот самолет, прошедший модернизацию, по мысли российских чиновников, может стать основой для реализации программы доступной авиации в отдаленных российских регионах.

Ан-2 на протяжении полувека был основной "рабочей лошадкой" для региональных перевозок. И хотя сейчас самолет морально и технически устарел, российские власти, озаботившиеся повышением доступности авиаперевозок в отдаленных регионах, недавно ухватились за идею дать ему вторую жизнь. Так, летом прошлого года Минтранс совместно с Минпромом подготовили план модернизации парка Ан-2, которая подразумевает замену двигателя и аэронавигационной аппаратуры. Ориентировочно, это обойдется в 600―850 тыс. долл. на один самолет, всего планировалось модернизировать до 800 машин.

Но эти планы могут столкнуться с другой неожиданной проблемой ― нехваткой и высокой стоимостью авиационного бензина, ведь именно Ан-2 ― главный потребитель этого топлива. На сегодняшний день, по расчетам гендиректора компании "Джет трансфер" Александра Евдокимова, стоимость одного килограмма авиационного бензина в Центральной России составляет 100 руб. (или 70 руб. за литр) и продолжает расти. Высокой ценой это топливо обязано большим расходам на его транспортировку. С 2003 года из-за ужесточения экологических норм авиационный бензин в России не производится. Весь спрос целиком удовлетворяется за счет импорта из Великобритании, Франции и США. Кроме того, говорит гендиректор ООО "Дельфин мотоспорт" (представляет в России интересы американской ConocoPhillips) Евгений Доронин, свою лепту вносят и акцизы: недавно они повысились с 7800 руб. до 10 200 руб. за тонну. В целом его потребление в стране, по оценке Евгения Доронина, составляет скромные 25 тыс. т, из которых 15 тыс. т приходятся на госзакупки. Помимо ConocoPhillips на этом рынке присутствует Shell через своих дистрибьюторов ― компании "Адмикор" и "Миском".

Помимо Ан-2 авиабензин нужен самолетам Cesna и вертолетам Robinson. Из-за роста парка этой техники, отмечает Александр Евдокимов, за последние два года потребление авиационного бензина увеличилось на 50%. Представитель авиакомпании "Вертикаль-Т" (ее дочерние структуры эксплуатируют самолеты Cesna ) отмечает, что стоимость авиационного бензина из-за несовершенства логистики возрастает по мере удаления от европейской части России. "Бензин идет из Европы через всю территорию России: в Западную Сибирь, Якутию и на Камчатку он поставляется в контейнерах, что приводит к завышению цен и ставит вопрос об эффективности полетов самолетов и вертолетов на поршневых двигателях, в частности Ан-2", ― отмечает представитель авиакомпании "Вертикаль-Т". Так, на Камчатке стоимость авиабензина уже доходит до 200 руб. за килограмм (140 руб. за литр). Собеседник РБК daily из "Вертикаль-Т" сомневается, можно ли вообще рассуждать о развитии малой авиации при такой стоимости топлива. Решением проблемы мог бы стать прямой импорт авиабензина на Дальний Восток из США или Китая, в этом случае цена упала бы до 50―70 руб. за килограмм.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 12 апреля 2013 года | Дайджест публикаций за 12 апреля 2013 года
Авторские права на данный материал принадлежат газете «RBC Daily». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Ан-2, Евдокимов Александр, ДЖЕТ ТРАНСФЕР, Авиакомпания "Вертикаль-Т", Вертикаль-Т, Восток, Восток (в процессе тестирования)