О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

ЦОД "Кольцово" займется обработкой данных холдинга "Аэропорты Регионов"

Евгений Болгарин, директор по ИТ международного аэропорта "Кольцово", рассказал CNews, почему решения предприятия тиражируются на "Аэропорты Регионов"

Евгений Болгарин, директор по ИТ международного аэропорта "Кольцово", рассказал CNews, почему решения предприятия тиражируются на "Аэропорты Регионов". Среди преимуществ тиражирования - оптимизация операционных и капитальных ИТ-затрат. Благодаря такому подходу, в аэропорту "Стригино" (Нижний Новгород) за короткий срок внедрен весь необходимый набор информационных систем. Результат - в том числе благодаря информатизации за последние 2 года пассажиропоток вырос почти в 3 раза - с 225 до 725 тыс. человек в год.

CNews: Какие задачи в ИТ-сфере вы определили для себя как приоритетные в ближайшее время?

Евгений Болгарин: Основная задача Центра информационных технологий (ЦИТ) аэропорта "Кольцово" - обеспечение ИТ-составляющей планов интеграции с новыми активами холдинга: мы должны предоставить все наши современные и эффективные ИТ-решения другим аэропортам группы.

Российский региональный аэропорт - это, как правило, небогатое предприятие, поскольку сегодня ситуация в отрасли такова, что основные пассажиропотоки проходят через московское направление. Интеграция аэропортов в структуру холдинга подразумевает, в том числе, подключение ко всем необходимым авиационным информационным системам (включая глобальные), используя уже существующую в "Кольцово" серверную и сетевую инфраструктуру и соответствующее технологическое сопровождение. Если каждый аэропорт стал бы самостоятельно развивать информационные системы и нести связанные с этим затраты, это было бы более затратно как по финансам, так и - что не менее существенно - по времени. Наша основная задача - тиражировать решения с максимальным использованием площадки "Кольцово".

Одна из задач интеграции - реформирование технологических процессов под современную методологию. У нас, по сравнению со многими региональными аэропортами, технологии значительно модернизированы. Это направление мы тоже тиражируем, регламентируем процессы, в том числе процессы управления качеством, определяем контрольные точки.

CNews: Расскажите, пожалуйста, о специфике ИТ-инфраструктуры в вашей отрасли.

Евгений Болгарин: ИТ-инфраструктура аэропорта гораздо сильнее связана с производственной сферой, чем ИТ-инфраструктура предприятия в иной отрасли. Кроме того, спецификой отрасли является большая номенклатура таких ИТ-систем и систем связи, которая должна присутствовать в любом аэропорту независимо от его объемов. Аэропорт (особенно международный), не может обойтись без подключения к международным авиационным системам передачи сообщений AFTN и SITATEX, без использования "глобальных" систем с хостами в зарубежных центрах обработки данных: это системы регистрации пассажиров, бронирования авиабилетов, розыска багажа и другие специализированные решения, применяемые только в авиационном бизнесе.

CNews: Поясните, пожалуйста, как аэропорт Кольцово меняет ИТ-ландшафт других аэропортов группы. Можно ли оценить эффективность применяемых решений?

Евгений Болгарин: Мы даем возможность другим аэропортам максимально использовать наши уже апробированные и подготовленные к тиражированию решения. Например, центр обработки данных в Екатеринбурге - это площадка для всех аэропортов, которые приходят в холдинг "Аэропорты Регионов". Для успешного тиражирования имеющихся решений ИТ-инфраструктуру (как техническую, так и организационную составляющие) актива приходится унифицировать и "доводить" до определенного уровня. Но при этом , конечно, мы должны понимать, как, с учетом специфики каждого из предприятий группы, нужно предоставлять сервисы информирования пассажиров, автоматизации диспетчерской работы, бронирования билетов, регистрации и так далее. Показателем эффективности такого подхода к интеграции новых аэропортов является интеграция ИТ-инфраструктур аэропортов Нижнего Новгорода и Самары в общую ИТ-инфраструктуру холдинга. Причем все это без капитальных затрат на ИТ и без увеличения численности ИТ-персонала на местах при увеличении общего количества и сложности систем.

Также хорошим показателем эффективности служит скорость и качество внедрения информационных систем. Пример - успешное внедрение в сжатые сроки (сентябрь-ноябрь 2012 года) решения "1С:Зарплата и управление персоналом" в аэропорту "Курумоч" (г. Самара).

CNews: Какие проекты вы осуществили в 2012 году?

Евгений Болгарин: Реализованных в 2012 году проектов было много. Расскажу о самых знаковых. Сейчас завершается проект по внедрению решения SITAWorkbridge. Этот продукт позволяет планировать использование ресурсов аэропорта (люди, стоянки ВС, телетрапы, стойки регистрации, спецтранспорт и т.п.) с учетом правил использования ресурса и расписания рейсов в аэропорту. Например, регламентируется, что за 20 минут до вылета три грузчика начинают обслуживать рейс, а за 10 минут до вылета они должны закончить свою операцию.

Зная расписание рейсов и правила выделения ресурсов, строится рабочая нагрузка для определенного ресурса в заданный интервал времени. Далее система рассчитывает график выхода специалистов на работу таким образом, чтобы были покрыты пики нагрузки, но чтобы не держать на работе лишних специалистов в часы минимальной нагрузки. Реализация проекта дала нам возможность ввести гибкие смены в "Кольцово" и других аэропортах группы. Например, работник может выйти на смену к 5 утра, а завершить работу к 10 утра. Это позволяет экономить человеческие ресурсы и существенно оптимизировать работу.

Продолжилась интеграция ЛВС-активов в корпоративную сеть холдинга. Сейчас в корпоративную сеть объединены сети "Кольцово", "Курумоча", "Стригино" и московского офиса холдинга. Используется практика построения отказоустойчивого интернет-соединения, обеспечившего надежность связи, безотказность систем и защиту передаваемой информации.

В 2012 году исчезла классическая справка аэропорта. Сейчас все структуры "Аэропортов Регионов" обслуживаются по единому номеру 8-800. Ответственным за этот проект было другое подразделение, однако ИТ, в рамках проекта, пришлось интегрировать производственные системы аэропортов и информационную систему call-центра. При этом защищенный обмен информацией организован по публичным интернет-каналам.

CNews: Какое программное обеспечение вы используете в своей работе?

Евгений Болгарин: Наряду со ставшими уже стандартными решениями ("1С:УПП", СЭД Directum), применяется и специфическое, отраслевое программное обеспечение. Например, "Кольцово" полностью поддерживает на своей площадке оборудование ядра системы CUTEInterconnect, осуществляет первую линию поддержки, а все остальные аэропорты подключаются к "Кольцово" по защищенным каналам поверх интернета. Самостоятельно внедрять данное решение региональному аэропорту очень дорого и долго. Продукт прошел сертификацию SITA (Société Internationale de Télécommunications Aéronautiques; швейцарская многонациональная информационная организация, представляющая телекоммуникационные и ИТ-услуги в авиационной отрасли).

CNews: Рассматриваете ли вы облачные технологии как перспективные для применения в "Кольцово"?

Евгений Болгарин: Облака мы очень хотим использовать, но пока не определились с потребностями. В условиях взрывного роста холдинга, постоянных изменений, "Кольцово" не готово зафиксировать требования, предъявляемые к cloud-технологиям. Тут существенным ограничителем для нас выступает интегрированность ИТ-инфраструктуры в производство, даже "1С", из-за привязки к производственным процессам, мы пока не готовы отдать в облака.

Аэропорт занял выжидательную позицию в этом вопросе. Хотя, если рассматривать наш ЦОД в Екатеринбурге, который используется другими аэропортами группы, то можно сказать, что свое частное облако у нас уже есть.

CNews: Расскажите, пожалуйста, какие проблемы возникают при реализации проектов? Чем они вызваны и как вы их решаете?

Евгений Болгарин: Проблема при реализации ИТ-проектов - это кадровый голод. Мы нанимаем на работу студентов, готовим их, обучаем. Если промышленных и технических предприятий в городе много, то аэропорт всего один. Рынок очень узкий, ИТ-специалист у нас должен понимать специфику авиационной деятельности, а это несколько десятков специфических авиационных систем. Поэтому иногда мы сами выступаем в роли постановщиков задач, заказчика, куратора проекта, технолога проекта.

Сейчас в России почти нет ВУЗов, которые выпускают "айтишников" с прицелом на авиацию. В СССР успешно работали Киевский, Рижский и Московский институты инженеров гражданской авиации. Образование в них давалось на уровне хорошего технического университета. Сейчас основным поставщиком ИТ-специалистов отрасли стал Московский транспортный университет. Но лишь единицы выпускников после его окончания готовы вернуться в регионы.

CNews: Какие тренды вы можете выделить? Насколько они способны модернизировать или изменить отрасль?

Евгений Болгарин: Многие ИТ-сервисы, которые реализуются "Кольцово", направлены на обслуживание пассажиров. Поэтому инфраструктура будет подстраиваться под требования клиентов. Однако следует учитывать, что авиационная ИТ-сфера достаточно консервативна. При этом в последнее время с развитием стандартных технологий, повышением их надежности уникальные авиационные технологии постепенно уходят с рынка.

В качестве примера можно привести массовый в середине 2000-х перевод касс по продажам авиабилетов на IP-сети и интернет-технологии. При этом бизнесы по техподдержке выделенных каналов и специализированных пультов для продажи авиабилетов закрылись в течение полугода.

Еще пример: в аэропорту на стойках регистрации стоят уникальные принтеры для распечатки посадочных талонов на специальных бланках, стоимостью более $1 тыс. каждый. Однако сейчас их могут вытеснить стандартные принтеры, распечатывающие посадочный талон на обычной бумаге. Также распечатку посадочного талона может заменить отправка регистрационного QR-кода пассажиру на его мобильное устройство. Есть перспективы у самостоятельной регистрации багажа, где пассажир вручную может наклеить бирку на чемодан. Регистрация за 24 часа также способствует повышению мобильности пассажиров.

Для самих же аэропортов выгодна оптимизация и формализация бизнес-процессов. Многие региональные аэропорты все еще имеют структуру, унаследованную с советских времен, зачастую не оптимальную, избыточную по численности. Постепенно они от этого отойдут и оптимизируют бизнес.

Аналитика как была, так и останется в тренде. Ее основной потребитель в "Кольцово" - блок авиационной и неавиационной коммерции. Эти отделы получают информацию о том, какие пассажиры куда летят, сроки пребывания в стране назначения и так далее. После того как блок авиационной коммерции видит наметившийся тренд, он выходит с предложениями к авиакомпаниям об открытии новых или дополнительных рейсов, говорит им, что есть сформировавшийся пассажиропоток. Ведь открыть то или иное новое направление с нуля, не имея представления о спросе, для авиакомпаний очень рискованно.

В тренде будут также мобильные решения. Весь вопрос в том, насколько и в каком виде они востребованы клиентами. Так, например, у "Кольцово" была раньше мобильная версия сайта аэропорта. В течение некоторого времени мы проанализировали предпочтения пользователей, и выяснилось, что со смартфонов открывают полную, а не lite-версию. Необходимо определить спрос пассажиров на разнообразные мобильные приложения, запустить востребованные сервисы.

CNews: Должен ли департамент информационных технологий быть самостоятельной бизнес-единицей, оказывая услуги остальным подразделениям?

Евгений Болгарин: Центр информационных технологий аэропорта "Кольцово" является по факту производственным подразделением аэропорта. С самого начала коллектив был нацелен именно на оказание качественных ИТ-услуг и услуг связи подразделениям аэропорта и сторонним организациям, базирующимся в аэропорту. Совместно с финансовым департаментом проработана адекватная методика расчета себестоимости ИТ-услуги. Сформированы параметры SLA для сервисов. То есть нет вопроса "должен ли быть?", уже есть.

CNews: Как вы оцениваете место CIO в современном бизнесе?

Евгений Болгарин: CIO в наше время - либо "технарь", либо организатор, который берет на себя все больше новых функций. Последнее приводит компании к развитию, первое - останавливает движение вперед. ИТ-директор все чаще становится бизнес-организатором, коммуникатором, ведь ИТ проникают во все аспекты жизни....
Авторские права на данный материал принадлежат «CNews». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка