CNews
16 апреля 2013, 11:11
ЦОД "Кольцово" займется обработкой данных холдинга "Аэропорты Регионов"
Евгений Болгарин, директор по ИТ международного аэропорта "Кольцово", рассказал CNews, почему решения предприятия тиражируются на "Аэропорты Регионов"
CNews: Какие задачи в ИТ-сфере вы определили для себя как приоритетные в ближайшее время?
Евгений Болгарин: Основная задача Центра информационных технологий (ЦИТ) аэропорта "Кольцово" - обеспечение ИТ-составляющей планов интеграции с новыми активами холдинга: мы должны предоставить все наши современные и эффективные ИТ-решения другим аэропортам группы.
Российский региональный аэропорт - это, как правило, небогатое предприятие, поскольку сегодня ситуация в отрасли такова, что основные пассажиропотоки проходят через московское направление. Интеграция аэропортов в структуру холдинга подразумевает, в том числе, подключение ко всем необходимым авиационным информационным системам (включая глобальные), используя уже существующую в "Кольцово" серверную и сетевую инфраструктуру и соответствующее технологическое сопровождение. Если каждый аэропорт стал бы самостоятельно развивать информационные системы и нести связанные с этим затраты, это было бы более затратно как по финансам, так и - что не менее существенно - по времени. Наша основная задача - тиражировать решения с максимальным использованием площадки "Кольцово".
Одна из задач интеграции - реформирование технологических процессов под современную методологию. У нас, по сравнению со многими региональными аэропортами, технологии значительно модернизированы. Это направление мы тоже тиражируем, регламентируем процессы, в том числе процессы управления качеством, определяем контрольные точки.
CNews: Расскажите, пожалуйста, о специфике ИТ-инфраструктуры в вашей отрасли.
Евгений Болгарин: ИТ-инфраструктура аэропорта гораздо сильнее связана с производственной сферой, чем ИТ-инфраструктура предприятия в иной отрасли. Кроме того, спецификой отрасли является большая номенклатура таких ИТ-систем и систем связи, которая должна присутствовать в любом аэропорту независимо от его объемов. Аэропорт (особенно международный), не может обойтись без подключения к международным авиационным системам передачи сообщений AFTN и SITATEX, без использования "глобальных" систем с хостами в зарубежных центрах обработки данных: это системы регистрации пассажиров, бронирования авиабилетов, розыска багажа и другие специализированные решения, применяемые только в авиационном бизнесе.
CNews: Поясните, пожалуйста, как аэропорт Кольцово меняет ИТ-ландшафт других аэропортов группы. Можно ли оценить эффективность применяемых решений?
Евгений Болгарин: Мы даем возможность другим аэропортам максимально использовать наши уже апробированные и подготовленные к тиражированию решения. Например, центр обработки данных в Екатеринбурге - это площадка для всех аэропортов, которые приходят в холдинг "Аэропорты Регионов". Для успешного тиражирования имеющихся решений ИТ-инфраструктуру (как техническую, так и организационную составляющие) актива приходится унифицировать и "доводить" до определенного уровня. Но при этом , конечно, мы должны понимать, как, с учетом специфики каждого из предприятий группы, нужно предоставлять сервисы информирования пассажиров, автоматизации диспетчерской работы, бронирования билетов, регистрации и так далее. Показателем эффективности такого подхода к интеграции новых аэропортов является интеграция ИТ-инфраструктур аэропортов Нижнего Новгорода и Самары в общую ИТ-инфраструктуру холдинга. Причем все это без капитальных затрат на ИТ и без увеличения численности ИТ-персонала на местах при увеличении общего количества и сложности систем.
Также хорошим показателем эффективности служит скорость и качество внедрения информационных систем. Пример - успешное внедрение в сжатые сроки (сентябрь-ноябрь 2012 года) решения "1С:Зарплата и управление персоналом" в аэропорту "Курумоч" (г. Самара).
CNews: Какие проекты вы осуществили в 2012 году?
Евгений Болгарин: Реализованных в 2012 году проектов было много. Расскажу о самых знаковых. Сейчас завершается проект по внедрению решения SITAWorkbridge. Этот продукт позволяет планировать использование ресурсов аэропорта (люди, стоянки ВС, телетрапы, стойки регистрации, спецтранспорт и т.п.) с учетом правил использования ресурса и расписания рейсов в аэропорту. Например, регламентируется, что за 20 минут до вылета три грузчика начинают обслуживать рейс, а за 10 минут до вылета они должны закончить свою операцию.
Зная расписание рейсов и правила выделения ресурсов, строится рабочая нагрузка для определенного ресурса в заданный интервал времени. Далее система рассчитывает график выхода специалистов на работу таким образом, чтобы были покрыты пики нагрузки, но чтобы не держать на работе лишних специалистов в часы минимальной нагрузки. Реализация проекта дала нам возможность ввести гибкие смены в "Кольцово" и других аэропортах группы. Например, работник может выйти на смену к 5 утра, а завершить работу к 10 утра. Это позволяет экономить человеческие ресурсы и существенно оптимизировать работу.
Продолжилась интеграция ЛВС-активов в корпоративную сеть холдинга. Сейчас в корпоративную сеть объединены сети "Кольцово", "Курумоча", "Стригино" и московского офиса холдинга. Используется практика построения отказоустойчивого интернет-соединения, обеспечившего надежность связи, безотказность систем и защиту передаваемой информации.
В 2012 году исчезла классическая справка аэропорта. Сейчас все структуры "Аэропортов Регионов" обслуживаются по единому номеру 8-800. Ответственным за этот проект было другое подразделение, однако ИТ, в рамках проекта, пришлось интегрировать производственные системы аэропортов и информационную систему call-центра. При этом защищенный обмен информацией организован по публичным интернет-каналам.
CNews: Какое программное обеспечение вы используете в своей работе?
Евгений Болгарин: Наряду со ставшими уже стандартными решениями ("1С:УПП", СЭД Directum), применяется и специфическое, отраслевое программное обеспечение. Например, "Кольцово" полностью поддерживает на своей площадке оборудование ядра системы CUTEInterconnect, осуществляет первую линию поддержки, а все остальные аэропорты подключаются к "Кольцово" по защищенным каналам поверх интернета. Самостоятельно внедрять данное решение региональному аэропорту очень дорого и долго. Продукт прошел сертификацию SITA (Société Internationale de Télécommunications Aéronautiques; швейцарская многонациональная информационная организация, представляющая телекоммуникационные и ИТ-услуги в авиационной отрасли).
CNews: Рассматриваете ли вы облачные технологии как перспективные для применения в "Кольцово"?
Евгений Болгарин: Облака мы очень хотим использовать, но пока не определились с потребностями. В условиях взрывного роста холдинга, постоянных изменений, "Кольцово" не готово зафиксировать требования, предъявляемые к cloud-технологиям. Тут существенным ограничителем для нас выступает интегрированность ИТ-инфраструктуры в производство, даже "1С", из-за привязки к производственным процессам, мы пока не готовы отдать в облака.
Аэропорт занял выжидательную позицию в этом вопросе. Хотя, если рассматривать наш ЦОД в Екатеринбурге, который используется другими аэропортами группы, то можно сказать, что свое частное облако у нас уже есть.
CNews: Расскажите, пожалуйста, какие проблемы возникают при реализации проектов? Чем они вызваны и как вы их решаете?
Евгений Болгарин: Проблема при реализации ИТ-проектов - это кадровый голод. Мы нанимаем на работу студентов, готовим их, обучаем. Если промышленных и технических предприятий в городе много, то аэропорт всего один. Рынок очень узкий, ИТ-специалист у нас должен понимать специфику авиационной деятельности, а это несколько десятков специфических авиационных систем. Поэтому иногда мы сами выступаем в роли постановщиков задач, заказчика, куратора проекта, технолога проекта.
Сейчас в России почти нет ВУЗов, которые выпускают "айтишников" с прицелом на авиацию. В СССР успешно работали Киевский, Рижский и Московский институты инженеров гражданской авиации. Образование в них давалось на уровне хорошего технического университета. Сейчас основным поставщиком ИТ-специалистов отрасли стал Московский транспортный университет. Но лишь единицы выпускников после его окончания готовы вернуться в регионы.
CNews: Какие тренды вы можете выделить? Насколько они способны модернизировать или изменить отрасль?
Евгений Болгарин: Многие ИТ-сервисы, которые реализуются "Кольцово", направлены на обслуживание пассажиров. Поэтому инфраструктура будет подстраиваться под требования клиентов. Однако следует учитывать, что авиационная ИТ-сфера достаточно консервативна. При этом в последнее время с развитием стандартных технологий, повышением их надежности уникальные авиационные технологии постепенно уходят с рынка.
В качестве примера можно привести массовый в середине 2000-х перевод касс по продажам авиабилетов на IP-сети и интернет-технологии. При этом бизнесы по техподдержке выделенных каналов и специализированных пультов для продажи авиабилетов закрылись в течение полугода.
Еще пример: в аэропорту на стойках регистрации стоят уникальные принтеры для распечатки посадочных талонов на специальных бланках, стоимостью более $1 тыс. каждый. Однако сейчас их могут вытеснить стандартные принтеры, распечатывающие посадочный талон на обычной бумаге. Также распечатку посадочного талона может заменить отправка регистрационного QR-кода пассажиру на его мобильное устройство. Есть перспективы у самостоятельной регистрации багажа, где пассажир вручную может наклеить бирку на чемодан. Регистрация за 24 часа также способствует повышению мобильности пассажиров.
Для самих же аэропортов выгодна оптимизация и формализация бизнес-процессов. Многие региональные аэропорты все еще имеют структуру, унаследованную с советских времен, зачастую не оптимальную, избыточную по численности. Постепенно они от этого отойдут и оптимизируют бизнес.
Аналитика как была, так и останется в тренде. Ее основной потребитель в "Кольцово" - блок авиационной и неавиационной коммерции. Эти отделы получают информацию о том, какие пассажиры куда летят, сроки пребывания в стране назначения и так далее. После того как блок авиационной коммерции видит наметившийся тренд, он выходит с предложениями к авиакомпаниям об открытии новых или дополнительных рейсов, говорит им, что есть сформировавшийся пассажиропоток. Ведь открыть то или иное новое направление с нуля, не имея представления о спросе, для авиакомпаний очень рискованно.
В тренде будут также мобильные решения. Весь вопрос в том, насколько и в каком виде они востребованы клиентами. Так, например, у "Кольцово" была раньше мобильная версия сайта аэропорта. В течение некоторого времени мы проанализировали предпочтения пользователей, и выяснилось, что со смартфонов открывают полную, а не lite-версию. Необходимо определить спрос пассажиров на разнообразные мобильные приложения, запустить востребованные сервисы.
CNews: Должен ли департамент информационных технологий быть самостоятельной бизнес-единицей, оказывая услуги остальным подразделениям?
Евгений Болгарин: Центр информационных технологий аэропорта "Кольцово" является по факту производственным подразделением аэропорта. С самого начала коллектив был нацелен именно на оказание качественных ИТ-услуг и услуг связи подразделениям аэропорта и сторонним организациям, базирующимся в аэропорту. Совместно с финансовым департаментом проработана адекватная методика расчета себестоимости ИТ-услуги. Сформированы параметры SLA для сервисов. То есть нет вопроса "должен ли быть?", уже есть.
CNews: Как вы оцениваете место CIO в современном бизнесе?
Евгений Болгарин: CIO в наше время - либо "технарь", либо организатор, который берет на себя все больше новых функций. Последнее приводит компании к развитию, первое - останавливает движение вперед. ИТ-директор все чаще становится бизнес-организатором, коммуникатором, ведь ИТ проникают во все аспекты жизни....
Авторские права на данный материал принадлежат «CNews». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Апрель 25, 2024
Первый полёт полностью импортозамещённого МС-21 состоится до конца ноября
Апрель 24, 2024
Работая с клиентами, мы всегда вникаем в их потребности
Апрель 26, 2024
В Московском аэропорту Домодедово обновили разметку на ВПП
Апрель 26, 2024
Объявлены победители корпоративного чемпионата ОАК по профессиональному мастерству