Автор: Сергей Брилев
Опубликовано: 20.05.2013, 08:56
 

Михаил Погосян: Т-50 обеспечит надежную защиту рубежей


Не надо быть профессиональным экономистом, чтобы понимать очевидные вещи. Помимо стихийных бедствий вроде засухи или, наоборот, наводнений, в истории человечества зафиксирован только один рукотворный сценарий, при котором наблюдается дефицит продовольствия и сопутствующих товаров. Сценарий этот называется "социализм". Им увлеклась Венесуэла. Там, как когда-то в СССР,  возник дефицит теперь уже и туалетной бумаги. Про это был очень иллюстративный сюжет на Euronews, вышедший вслед за уже десятками сюжетов о том, как советско-кубинской способ хозяйствования породил в тропической Венесуэле дефицит еды. Во всех остальных случаях крестьяне, если им не мешать, справляются сами - есть люди хотят всегда. Другое дело - инновации, где, как показывает практика, напротив, роль государства может быть решающей и в позитивном ключе.

Какова судьба инноваций в России? Если уж и был в нашей стране в последние годы замах на что-то по-настоящему новое, то в случае с первым за многие годы реальным новым отечественным пассажирским самолетом Sukhoi Superjet. После памятных печальных событий с Superjet в Индонезии, только-только ставший тогда президентом Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) Михаил Погосян, попросил "Вести в субботу" о паузе - чтобы разобраться. Он выполнил свое обещание. У него есть ответы и на новые, и на старые вопросы.

Еще недавно нагромождение чаще списанных самолетов на аэродроме Жуковский производило тягостное впечатление. Аэродром был забит былой славой. Впрочем, с недавних пор здесь вновь стали не только консервировать и ремонтировать, но и готовить совершенно новые комплексы, а гражданский Sukhoi Superjet  - даже и самой новой модификации - теперь здесь не самое новое. Назначивший "Вестям в субботу" встречу у Superjet глава ОАК Михаил Погосян знал, куда еще нас повести.

- А это что за красота? Т-50? Истребитель пятого поколения?

- Сейчас проходит испытание. У нас в этом году большая программа летных испытаний.

- Гостайна на гостайне?

- Конечно.

- Такой пока только у американцев есть, да? Ф-22?

- Да.

- Согласно соцопросам, 52% зрителей "Вестей в субботу" - женщины. Они обычно далеки от авиации. Как объяснить женщинам, что это за самолет?

- Это самолет, который по своим возможностям в два раза эффективнее, чем те самолеты, которые есть сегодня. Самолет, который обеспечит защиту рубежей, мощь Военно-воздушных сил на ближайшие 40-50 лет.

Теперь - подробности для продвинутых ценителей авиатехники. В Sukhoi T-50 необычно очень многое, начиная от формы самолета, которая обеспечивает малый уровень заметности. Здесь - маленькие кили, отсутствие прямых углов между поверхностями. А еще - внутреннее размещение оружия, двигатель с поворотным вектором тяги, который обеспечивает дозвуковой и сверхзвуковой крейсерский режим полета. Так близко за его испытаниями еще не наблюдала ни одна съемочная группа.

- А что он может?

- Он может все.

Пока военный Sukhoi T-50 проходит испытания, в истории гражданского Sukhoi Superjet  наступил следующий этап.

- Михаил Асланович, сколько уже произведено самолетов Sukhoi Superjet?

- Уже произведено 32 самолета.

- А сколько вы их готовы производить?

- Мы должны выйти на темп 50-60 самолетов в год. Такая задача стоит, исходя из прогноза рынка, который мы сделали. Порядка 830 самолетов.

- Мне повезло. Я на этом самолете уже дважды или трижды летал - в Казань, в Минск. Вижу, что самолет немного другой. Например, есть два туалета.

- Три туалета. Один - в бизнес-классе.  И в хвостовой части.

- Почему?

- Это требования "Аэрофлота", учитывая дальность полетов. Для улучшения комфорта пассажиров предусмотрен дополнительный туалет - в хвостовой части фюзеляжа, дополнительная кухня.

Кроме "Аэрофлота" самолет уже вовсю эксплуатируют в Европе - в Италии, а в Азии - в Индонезии и Лаосе. В июне начнутся первые поставки в Латинскую Америку - в Мексику. Но в России - и в "Аэрофлоте", и в авиакомпании "Якутия" - рейсы Superjet  не раз пришлось откладывать и даже прерывать - как правило, из-за того, что срабатывала сигнализация. Погосян на это отвечает, что, конечно, для новых самолетов всегда есть этап устранения мелких недостатков и, конечно,  есть что поправить. Но и говорить о том, что страховка бывает лишней, нельзя.

Кабина пилота выглядит как чудо техники. Принципиально новое здесь - это многофункциональные индикаторы, боковая ручка управления. Все так, как на огромных Boeing-780 и Airbus-380. На региональных самолетах такого нет. И этот самолет надо слушаться.

- Наверное, в похожей кабине год назад принималось совсем неверное решение летчиком-испытателем, что привело к гибели Sukhoi Superjet в Индонезии. Чем закончилось это расследование? Каковы окончательные выводы?

- Окончательные выводы комиссии подтвердили те прогнозы, которые были сделаны после того, как были обработаны результаты записей "черных ящиков": машина была абсолютно исправна.

- То есть ошибка пилота, человеческий фактор?

- Здесь сочетание двух факторов - это ошибка пилота и в определенном смысле ошибка диспетчера, который разрешил полет на высоте в той зоне, где он не должен был его разрешать.

- Много контрактов вы в результате этого потеряли?

- Не потеряли, но темп заключения новых контрактов несколько снизился.

- Никто не стал отказываться от покупки?

- Нет, за исключением известной истории с Armavia, которая, как известно, обанкротилась.

- А что все-таки с сигналами, которые поступают не от рынка, а от техники, когда, говоря по-простому, звучат тревожные "пики"?

- Система встроенного контроля предупреждает самолет о возможных будущих ситуациях, и это иногда приводит к тому, что самой ситуации нет, но система предупреждения срабатывает.

- Но лучше ее не отключать, как показывает практика?

- Лучше не отключать. Лучше перестраховаться. Это повышает безопасность.

А еще из кабины Superjet видно, как в небо поднимаются другие самолеты. И не только старые - например, доживающий свой век Як-40 - но и новые боевые - Т-50. Новые самолеты на 30% состоят из композитных материалов. По словам Михаила Погосяна,  если самолет четвертого поколения на сверхзвуке может преодолеть максимально 650-700 километров, как, например, Су-27, то Т-50 -  больше полутора тысяч километров. А дозвуковая дальность - около 3,5 тысячи километров.

Испытания идут так, что в серию Т-50 должны запустить уже в 2015-1016 годах.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 20 мая 2013 года | Дайджест публикаций за 20 мая 2013 года
Авторские права на данный материал принадлежат сайту «Вести.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Объединенная авиастроительная корпорация, Погосян Михаил, Су-27, Як-40, Самолетостроение, Ан-32, Якутия (в процессе тестирования)