О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"Фазотроновские" радары для вертолетов

Генеральный конструктор ОАО "Корпорация "Фазотрон-НИИР" Юрий Гуськов о вертолетной тематике предприятия

Корпорация "Фазотрон-НИИР" знаменита своими радиолокационными прицельными комплексами для истребителей "МиГ". Но вот уже несколько лет важное место в производственной программе предприятия занимают работы по новой для него тематике - радиолокационным комплексам для вертолетов. Недавно "Фазотрон" завершил испытания, запустил в производство и сегодня уже осуществляет серийные поставки радиолокационных комплексов типа FH01 для армейских боевых вертолетов Ка-52. Кроме того, ведутся испытания комплекса с новой РЛС типа FHA для модернизации вертолетов авиации Военно-морского флота типа Ка-27. Накануне выставки HeliRussia 2013 мы встретились с Генеральным конструктором корпорации "Фазотрон-НИИР" Юрием Гуськовым и попросили его рассказать о новых работах компании по вертолетной тематике.

- Юрий Николаевич, в какой стадии находится сегодня программа создания радиолокационного комплекса для вертолетов Ка-52?

- Радиолокационный комплекс FH01 для вертолета Ка-52 к настоящему времени уже прошел все необходимые испытания и находится в серийном производстве. На сегодня мы поставили заводу-изготовителю этих вертолетов более четырех десятков таких комплексов, и ими укомплектованы все Ка-52, поступающие на вооружение ВВС России.

Напомню, разработка РЛК для вертолета Ка-52 началась на "Фазотроне" еще в середине 90-х. Но то было очень непростое время - работы по оборонной тематике практически не финансировались. В этих условиях было принято решение изготовить экспортную версию этого комплекса, получившую название "Арбалет". В 1997 г. мы приступили к его летной отработке на опытном Ка-52, продолжавшейся до 2002 г. Наконец, в 2002 г. началось нормальное финансирование по теме гособоронзаказа, что позволило возобновить работу по основной версии этого комплекса, известной сейчас под названием FH01.

Мы прошли весь долгий путь испытаний нового комплекса, включающий стендовые, приемочные, межведомственные, летные и, наконец, государственные совместные испытания, успешно завершившиеся в 2011 г. Это позволило нам запустить новый РЛК в серийное производство и приступить к серийным поставкам, которые мы осуществляем уже третий год. Для комплектации заказываемых Министерством обороны России вертолетов Ка-52 мы на сегодня отгрузили более 40 таких комплексов и уже даже выполнили предусмотренную планом программу поставок 2013 г. Вертолеты Ка-52 с нашими радарами в настоящее время активно эксплуатируются не только в Центре боевого применения армейской авиации в Торжке, но и на других авиабазах ВВС России.

- Каково мнение наших военных летчиков о "фазотроновских" вертолетных радарах? Ведь до сих пор РЛС на вертолетах армейской авиации в России не использовались...

- Летчики довольны. Благодаря введению в состав оборудования Ка-52 радиолокационного комплекса экипаж получил возможность картографирования местности с высоким разрешением, эффективного выделения на фоне подстилающей поверхности движущихся наземных целей и их сопровождения. Благодаря этому экипажу становится значительно проще ориентироваться на местности в условиях плохой видимости, появляется возможность выдачи целеуказания по обнаруженным объектам имеющимся на борту оптико-электронным средствам и соответствующему оружию. При этом радиолокационный комплекс, по сравнению с оптико-электронными системами, имеет значительно более широкое поле поиска, эффективно работает в условиях тумана и запыленности, в любое время суток, включая глубокую ночь при полном отсутствии освещенности. Стоит добавить, что с помощью вертолетного радара эффективно обнаруживаются и различные наземные препятствия, представляющие собой угрозу для безопасности полета - например, опоры линий электропередач и даже сами провода, натянутые между ними. Кроме того, обеспечивается возможность обнаружения маловысотных воздушных целей.

Работа наших радаров на борту Ка-52 получает высокие оценки от военных летчиков из строевых частей. А для помощи в освоении новой для них техники и решения неизбежно возникающих при этом рабочих моментов "Фазотрон" направляет на места базирования Ка-52 бригады своих специалистов. Отзывы с авиабаз - положительные. С уверенностью могу сказать, что наш первый вертолетный радиолокационный комплекс удался, а его применение на борту Ка-52 существенно расширило боевые возможности вертолета и армейской авиации в целом.

- Определены ли уже направления дальнейшего развития этого комплекса?

- Как известно, для оснащения заказанных ВМФ России десантных вертолетоносцев "Мистраль" наше Минобороны в ближайшие годы планирует получить партию корабельных многоцелевых вертолетов Ка-52К, являющихся модификацией "сухопутных" Ка-52. Они также будут комплектоваться радиолокационными комплексами "Фазотрона".

По нашему мнению, с учетом специфики применения корабельной версии вертолета целесообразно, чтобы ее радиолокационный комплекс функционировал не только в миллиметровом диапазоне (как сейчас на Ка-52), эффективном для работы по наземным целям, но и в диапазоне 3 см, оптимальном для обнаружения надводных целей (в таком режиме, например, можно обнаруживать крупные корабли на дальности до 150-180 км, т.е. практически на порядок дальше, чем с использованием миллиметровой РЛС). Такую двухрежимность бортового радиолокационного комплекса можно было бы реализовать при оснащении его активной фазированной антенной решеткой, но мы понимаем, что это приведет к существенному удорожанию вертолета. Поэтому готовы рассмотреть и другой вариант - с обычной зеркальной антенной, имеющей излучатели и передатчики двух диапазонов. Подобные проработки нами уже ведутся, но решение - за заказчиком.

Другим направлением может стать создание экспортной версии "Арбалета" для комплектации вертолетов типа Ка-52, предназначенных для поставки потенциальным зарубежным заказчикам. Вопросы таких поставок в настоящее время обсуждаются на переговорах с рядом стран.

- А как продвигаются работы по другой вертолетной программе "Фазотрона" - в интересах модернизации палубных Ка-27?

- Создание бортовой РЛС типа FHA ("Копье-А") для модернизации противолодочных вертолетов семейства Ка-27 является второй нашей крупной работой по вертолетной тематике. Модернизированный Ка-27М получит новую радиолокационную командную тактическую систему, в которую, помимо нашей РЛС типа FHA войдет целый набор современных датчиков и подсистем: и радиогидроакустическая подсистема, и магнитометр, и аппаратура радиотехнической разведки, и др. "Фазотрон" в этом проекте выступает не только разработчиком новой РЛС, но и интегратором всей радиолокационной командной тактической системы, поставляя для нее также цифровой вычислитель и индикатор штурмана.

РЛС типа "Копье-А" кругового обзора с зеркальной антенной уже прошла серию стендовых испытаний и прошлым летом поступила на летные испытания на борту опытного Ка-27М. Минувшей осенью проводились испытательные полеты этого вертолета при базировании на боевых кораблях Северного флота ВМФ России. В испытаниях нового бортового комплекса задействуется два вертолета. Основной объем испытаний планируется завершить к середине этого лета, когда планируем получить Предварительное заключение заказчика, позволяющее запустить нашу новую аппаратуру в серийное производство с тем, чтобы уже со следующего года начать поставки флоту модернизированных вертолетов. Всего подобным образом предполагается модернизировать почти полсотни строевых вертолетов Ка-27, состоящих на вооружении российского ВМФ.

Прошедшие ремонт и модернизацию с использованием нашей новой радиолокационной командной тактической систем вертолеты Ка-27М смогут оставаться в строю отечественного ВМФ по крайней мере до конца этого десятилетия, при этом эффективность их использования повысится многократно.

Эту же РЛС "Копье-А" (но без остальных подсистем радиолокационной командной тактической системы) планируется применить и на модернизированном поисково-спасательном вертолете на базе Ка-27 или Ка-32. Ну а на будущее Министерство обороны ставит задачу создания нового корабельного многоцелевого вертолета. Один из вариантов в этом направлении предусматривает создание палубного вертолета более легкого, чем Ка-27, класса - например, на базе готовящегося сейчас к испытаниям и производству Ка-62. Его палубную версию для ВМФ предполагается оснащать нашей радиолокационной командной тактической системой - аналогичной той, что сейчас испытывается на модернизированных Ка-27.

- Юрий Николаевич, мы встречаемся с Вами перед выставкой вертолетной индустрии HeliRussia 2013, но впереди у нас - МАКС-2013. На авиасалоне в Жуковском "Фазотрон" традиционно демонстрирует самые главные свои новинки. Что планируете показать в этот раз?

- Действительно, авиасалон МАКС в Жуковском мы всегда рассматриваем как главную площадку для демонстрации наших новых достижений. В этом году, помимо обоих вертолетных комплексов, о которых мы говорили выше (FH01 для Ка-52 и FHA для модернизации Ка-27), рассчитываем показать всю линейку наших радаров для истребителей: от серийно выпускаемых "Жук-МЭ", применяемых сегодня на самолетах МиГ-29СМТ, МиГ-29К/КУБ, МиГ-29М/М2 и МиГ-29UPG, до БРЛС с АФАР. Причем, помимо уже известного радара "Жук-АЭ" (FGA-29), прошедшего испытания на опытном истребителе МиГ-35, планируем впервые продемонстрировать и прототип новейшей БРЛС с АФАР, разрабатываемой сейчас нами по перспективной 3D-технологии. Кроме того, "Фазотрон" намерен показать на МАКС-2013 два новых образца малогабаритных РЛС, которые создаются совместно с Московским авиационным институтом и могут найти применение, например, на беспилотных летательных аппаратах....
Авторские права на данный материал принадлежат «Взлёт». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка