О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Нам бы в небо

Центром Северо-Западной авиакомпании планирует стать псковская авиакомпания ОАО "Псковавиа"

О перспективах развития региональной авиации в России говорят не первый год, однако пока интерес к внутренним перелетам у россиян невысок. Так, за 2012 год внутренними авиалиниями воспользовались 34 млн человек. Но только 4,7 млн из них выбрали межрегиональные маршруты, остальные летали в Москву или Санкт-Петербург, пишут "Ведомости" со ссылкой на министра транспорта РФ Максима Соколова.

- В России сложилась ситуация, когда на рынке авиационных перевозок действуют 15 крупных компаний, которые перевозят до 90% всех пассажиров по средне- и дальнемагистральным маршрутам, - рассказал председатель Госкомитета Псковской области по транспорту и связи Игорь Сильченков. - Однако, как и на других рынках, разделенных между крупными игроками, существуют ниши, невыгодные большим компаниям.

Центр полетов

Одной из таких невыгодных крупным авиаперевозчикам ниш остаются межрегиональные рейсы. Соответственно, задача организовать перелеты между регионами перекладывается на "плечи" субъектов Федерации. Весной этого года в правительстве РФ обсуждали проект по субсидированию авиаперевозок для четырех федеральных округов: Северо-Западного, Сибирского, Уральского и Дальневосточного.

Центром Северо-Западной авиакомпании планирует стать псковская авиакомпания ОАО "Псковавиа".

По данным Института регионального развития, в марте 2013 года только 1,1% туристов воспользовались авиасообщением.

Пока что полный пакет акций компании находится в федеральной собственности. По заверениям заместителя губернатора области Геннадия Безлобенко, "Псковавиа" в ближайшие месяцы должна быть передана на баланс Псковской области.

По условиям передачи акций предприятия, область в срок до 2016 года должна привлечь не менее 480 млн рублей инвестиций на реконструкцию и модернизацию "Псковавиа". В ближайших планах у региона - приобретение двух бортов Bombardier CRJ200, вместимостью 50 кресел каждый.

- Эти самолеты подходят нам для региональных перевозок по всем критериям. И область покупает их непосредственно с европейского рынка, - рассказал "Псковской правде" заместитель губернатора Псковской области Геннадий Безлобенко. - Сейчас идут переговоры с государственной лизинговой компанией, которая может помочь с приобретением самолетов.

По словам замгубернатора, процесс займет около полугода.

Крылья вверх

Большая часть многомиллионных инвестиций, которые должен привлечь регион, уйдет на погашение лизинговых платежей за новые самолеты. Оставшиеся средства планируется вложить в развитие инфраструктуры аэропорта.

- Покупать самолет сегодня совершенно невыгодно. АН-24 мы берем в аренду, летный состав, и иногда технический, принимаем на работу, - пояснил генеральный директор ОАО "Псковавиа" Александр Туманов.

На сегодняшний день парк "Псковавиа" состоит из восьми бортов в лизинге. Пассажиров компания по-прежнему перевозит на АН-24, 1988 года выпуска, а грузы - на АН-26. Эти воздушные суда Геннадий Безлобенко характеризует как старые и неэкономичные. В частности, на самолетах АН-24 и АН-26 оплачивается труд четырех пилотов, тогда как более новые воздушные суда летают с двумя пилотами.

Рентабельность авиаперевозок "Псков - Москва" - отдельная тема. Сейчас самолеты летают в столицу три раза в неделю, и в компании заявляют о планах перехода на пять полетов в неделю.

- Рейсы на Москву могут быть рентабельны, - уверяет руководитель "Псковавиа". - Если туда-обратно мы везем 30 человек, то уже выходим на загрузку в 65%, с рентабельностью в 1-2%.

- Нужно учитывать, что эта техника (АН-24, АН-26. - Прим. авт.) создавалась в первую очередь для военных нужд. Тогда потребность в керосине никто не считал, - добавил он. - На сегодняшний день АН проигрывает в расходе топлива иностранной технике на 50%.

Вместимость АН-24 - 48 пассажирских мест.

Найти самолет вместимостью до 50 кресел - большая проблема, комментирует заместитель губернатора Псковской области Геннадий Безлобенко. Из отечественной техники это будет либо АН-24, самолет, разработанный еще в конце 1950 г., либо АН-140 - более новый, но и более дорогой самолет. К тому же из-за отсутствия крупных заказов на производство существуют проблемы с сервисной базой и запчастями для этого самолета.

Конечно, экономически выгодно было бы полностью заменить существующий флот авиакомпании, отмечает Геннадий Безлобенко. Но пока область не может себе этого позволить.

Посадка на рейс

Будущая маршрутная сетка ОАО "Псковавиа" будет зависеть от того, какие регионы пожелают присоединиться к программе по созданию Северо-Западной авиакомпании, пояснили в областном комитете по транспорту и связи. Пока перспективными направлениями из Пскова называют полеты в Вологду, Петрозаводск, Апатиты и Соловки (все рейсы - через Санкт-Петербург). Также на летний период рассматривают возможность авиарейсов в Анапу через Гомель.

В реализации планов по развитию авиаперевозок в компании "Псковавиа" серьезно рассчитывают на помощь со стороны туроператоров. Однако по ряду моментов пока договориться не получается.

- Мы готовы подстраиваться под туроператоров, - заверил на встрече с турфирмами в конце февраля Александр Туманов. - Но расскажите нам, что вам нужно, рассчитайте.

Со своей стороны "Псковавиа" ставит турфирмам условие выкупа значительной части билетов на рейс - и на этом общение сразу заканчивается, рассказывает руководитель авиакомпании. Для туроператоров выкуп пакета - это неподъемная задача. Так что, рассказывает "Псковской правде" председатель Ассоциации туроператоров и туриндустрии Северо-Запада "АСТУР" Гелена Самохвалова, пока турбизнесу нечего обсуждать с "Псковавиа".

- У нас нет гарантий, - прокомментировала она. - Турфирмы должны самостоятельно прогарантировать 70% загрузки рейса. Но мы не можем продавать воздух.

По ее словам, такие условия, когда турфирмам вначале придется продать рейс и только потом авиакомпания сможет подтвердить борт, представителей турбизнеса не устраивают.

Цитата

- Тем более туроператоры не должны заниматься стыковкой рейсов, - говорит Гелена Самохвалова. - Для ряда наших клиентов, готовых пользоваться авиаперевозками, важно определенное время рейсов, с учетом последующих пересадок.

Стыковками авиарейсов должна заниматься непосредственно авиакомпания, считает председатель Ассоциации туроператоров и туриндустрии, приводя в пример стыковочные рейсы в Риге - полностью подстроенные под все европейские рейсы.

- Для того чтобы нам начать сотрудничество, мы должны видеть полное техническое описание предоставляемого самолета, его полеты, - уточнила Самохвалова. - Пока этого нет.

Что касается предполагаемых направлений полетов: Вологда, на взгляд туроператоров, может быть востребована туристами только в новогодние праздники, как "родина Деда Мороза", Соловки - направление, интересное преимущественно для паломников.

- Это все-таки бюджетный сектор, - заключила председатель ассоциации. - Может быть, и появятся туры, но не потоком, скорее, разовые поездки.

Кстати

В одной из турфирм, занимающихся паломническим туризмом, ответили, что стали бы рассматривать возможность отправки группы на Соловки по воздуху только при условии соотносимой цены на поезд и самолет.

На продвижение нового авиарейса в среднем, по оценкам экспертов, уходит от года до полутора лет. На приобретаемые Bombardier CRJ200 период "раскатки" должен сократиться до полугода.
- Какое-то время нужно летать, чтобы люди просто привыкли, что такой рейс есть, - прокомментировал замгубернатора Псковской области Геннадий Безлобенко.

По областной программе "Развитие авиационных услуг Псковской области" предусмотрено субсидирование рейсов, и в этом случае авиакомпания никаких убытков не несет. Остается, правда, вопрос целесообразности бюджетных расходов "на керосин" - который, кстати, уже звучал при обсуждении областного бюджета на 2013 год....
Авторские права на данный материал принадлежат «Псковская правда». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка