О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Топ-менеджеры встречаются и общаются

Одно из самых интересных мероприятий аэропортовой отрасли - ежегодный форум топ-менеджеров аэропортов и ключевых предприятий "Глобал Аэропорт Девелопмент"

5-8 ноября 2012 г. в Париже, Франция, прошло одно из самых интересных мероприятий отрасли - ежегодный форум топ-менеджеров аэропортов и ключевых предприятий отрасли "Глобал Аэропорт Девелопмент" (GAD). В форуме GAD приняли участие руководители аэропортов, аэропортовых операторов и инвесторов.

По традиции первый день конференции был отведен докладам инвесторов и инвестиционных компаний. Банки, фонды и эксперты, такие как Royal Bank of Scotland, European Investment Bank, Group, LeighFisher и другие, говорили о мировых тенденциях в области покупки, продажи аэропортов и инвестиционных программ. Так, по мнению Royal Bank of Scotland, в 2012 г. наблюдалась существенная активность на рынке аэропортовых слияний и поглощений. RBS оценивает общий объем сделок в 2,2 млрд долл. США. Ключевыми сделками в 2012 г. банк считает концессию акций государственных аэропортов в Сан-Паулу (GRU и VCP) и аэропорта города Бразилиа. Сделки прошли в рамках подготовки к проведению чемпионата мира по футболу 2014 г. и Олимпиады 2016 г. Было также отмечено, что с 2008 г. отрасль переживает невероятный рост пассажирского трафика. К 2022-2026 гг. ожидается рост на 50%.

Эндрю Лоббенберг из HSBC в качестве основных тенденций рынка отметил частые выходы из проектов и появление новых авиакомпаний. "Новая авиакомпания сейчас появляется чуть ли не каждую неделю", - пошутил он. Также он сделал акцент на возрастании важности альянсов и подчеркнул, что сотрудничество перевозчиков будет эффективным лишь при условии, если альянс базируется на общих бизнес-интересах (так, например, успеху альянса авиакомпаний может способствовать формирование авиакомпаниями общей системы закупок). За закрытыми дверями, по индивидуальным приглашениям организаторов, прошла встреча генеральных директоров (CEO) аэропортов и управляющих компаний. Отрадно отметить, что в этот раз среди участников был и представитель Российской Федерации - генеральный директор ЗАО "Управляющая компания "Аэропорты регионов" Евгений Чудновский. Гуру мирового аэропортового рынка внимательно присматривались к молодому и энергичному российскому менеджеру.

Мэтью Каттс и Пол Уиллис из EC Harris представили результаты составленного компанией индекса инвестиционной привлекательности 40 стран с точки зрения вложений в их инфраструктуру. Индекс помогает оценить макроэкономические риски и потенциал возврата на инвестиции в инфраструктуру каждой из стран. По рейтингу EC Harris, наименее рискованными будут инвестиции в проекты в Сингапуре, Катаре и Канаде. Наиболее рискованными считаются инвестиции в проекты в Аргентине, Греции и Венесуэле. Россия занимает 34-ю строчку рейтинга. По мнению докладчиков, в случае, если инвестор привлечет сильную команду менеджеров и будет сфокусирован на результат, возврат на инвестиции в российскую инфраструктуру может существенно превысить ожидания.

Энди Карлайл из LeighFisher отметил, что развивающиеся рынки будут оставаться мировым трендом развития отрасли. Эксперт также предостерег аэропорты от чрезмерной концентрации на работе с одной авиакомпанией. "Если у вас один перевозчик, то в случае его ухода может случиться так, что заменить его будет некем", - отметил он.

В 2012 г. драйвером роста аэропортовой активности вновь признан регион Юго-Восточной Азии. За последние 10 лет среднедушевой доход жителей государств ЮВА в среднем вырос на 262 %. Так, в Малайзии среднедушевой годовой доход составил 8420 долл. США. Повышается коэффициент мобильности населения, чему способствует бурный рост и развитие бюджетных авиакомпаний. Еще один фактор, который увеличит скорость роста авиаотрасли в стране, - введение режима "открытое небо", начиная с 2015 г. По словам докладчика, в 2001 г. пассажиропоток MAHB (Malaysia Airports Holdings Berhad) составлял 33 млн человек в год, из которых только 1 млн воспользовались услугами низкобюджетных перевозчиков. А в 2011 г. общий пассажиропоток MAHB составил более 64 млн человек в год, уже 35 млн из которых воспользовались услугами лоукостеров. К слову, российские авиакомпании, вместе взятые, в 2011 г. также перевезли
немногим более 64 млн человек. При этом, хотя среднедушевой доход в нашей стране на пару тысяч долларов выше, чем в Малайзии, мобильность российского населения существенно ниже. Возможности этого сегмента рынка в России очень велики, и инвесторы, которые смогут привлечь на российский рынок бюджетных перевозок долгосрочное проектное финансирование, смогут получить гарантированный доход операций как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе.

В своем докладе финансовый директор Malaysia Airports Holding Berhad Файзал Мансор рассказал о масштабных планах международного аэропорта Куала-Лумпур (KUL) по увеличению пропускной способности авиаузла, в частности о проектировании и подготовке к строительству нового, крупнейшего в мире терминала, полностью предназначенного для обслуживания бюджетных перевозчиков и пассажиров. Терминал 2 будет рассчитан на 45 млн пассажиров, его площадь составит 257 тыс. м2. В терминале будет 68 гейтов, оборудованных телетрапами, и 8 удаленных стоянок. Терминал будет способен обслуживать А380, а также станет мультимодальным узлом пересадки на городской и пригородный транспорт. В аэровокзальный комплекс будут входить четыре отеля, большие торговые площади, доступные пассажирам и гостям терминала, VIP-залы. Проект терминала получил Золотой Сертификат LEED за экологичность конструкций и уровень защиты окружающей среды. Однако следует отметить, что Malaysia Airport приняла решение о запуске подобного инвестиционного проекта, опираясь на многолетний опыт плодотворного сотрудничества с Air Asia и Air Asia X (сегодня имеет самый большой и самый молодой флот в мире), основываясь на модели роста их пассажиропотоков. Согласно данным моделям, к 2025 г. только от этих перевозчиков Malaysia Airport получит до 61 млн "бюджетных" пассажиров в год.

Выступление Божены Тамм, директора по экономике и финансам оператора польских аэропортов Познань-Лавица было бы интересно послушать коллегам из авиакомпании "ЮТэйр". Божена рассказала о модернизации военного аэродрома Модлин в Мазовецком воеводстве, расположенном недалеко от Варшавы. Реализация проекта реконструкции аэродрома и строительства нового терминала была начата в 2010 г. Аэропорт будет полностью введен в эксплуатацию в 2014 г. Общая стоимость проекта оценивается в 95 млн евро. Предполагается, что уже в 2014 г. Молдин примет около 2 млн "бюджетных" пассажиров и обслужит более 23 тыс. взлетно-посадочных операций.

Важной задачей аэропортов остается повышение удельной доли неавиационных доходов. В докладе Андреа Белардини из The Nuance Group речь шла об инновационном управлении коммерческими площадями и изменениях в поведении покупателя. По мнению докладчика, сегодня покупатель максимально индивидуализирован и более не желает делиться на группы и категории. Индивидуальный подход к каждому покупателю и возможность потребителя контролировать ситуацию и оказывать влияние на процессы - путь к завтрашнему успеху аэропортового ретейла.

О тенденции индивидуализации говорили и крупнейшие европейские аэропорты. В кейсе об аэропорте Хитроу аудитории рассказали о пассажирке Сьюзи - держательнице карты лояльности аэропорта, которая позволяет получать всяческие бонусы. Отслеживая транзакции, совершенные по карточке, отдел маркетинга аэропорта знает, как часто пассажир летает, с кем, по каким направлениям, в каких магазинах делает покупки и, соответственно, может лучше сформировать предложение товаров и услуг. Доля транзитных пассажиров в парижском аэропорту Шарль де Голль, Франция, составляет 30 % пассажиропотока в год, и, по прогнозам, эта цифра будет расти. Однако аэропорт продолжит работать по смешанной концепции "хаб" + "точка - точка" (point-to-point). Ряд изменений, внесенных в инфраструктуру, позволил разделить пассажиров на два независимых друг от друга потока. Так они могут быстрее проходить контроль и тратить больше времени на покупки в дьюти-фри.

Неподдельный интерес участников вызвала презентация Fraport об индивидуальном подходе к обслуживанию потребителей. Главный вице-президент оператора Аннегрет Райнхардт-Леманн (Annegret Reinhardt-Lehmann) определила эту концепцию так: "давать пассажиру то, чего он не ожидает". К примеру, после зоны таможенного контроля, куда нельзя проносить емкости с жидкостью, пассажирам, пока они ждут посадки на рейс, выдавали маленькие бутылки с водой. 4 июля, в День независимости США, пассажирам дарили сладкие драже. Реакцией было приятное удивление. Некоторые спрашивали: "За это платит правительство США?", но желаемый эффект был достигнут. Г-жа Райнхардт Леманн резюмировала, что такие акции существенно повышают лояльность пассажиров.

В своей презентации Алан Ламонд из Pascall + Watson Architects раскрыл термин "аэротрополис", или "город-аэропорт", приведя в пример Гуарульюс (Сан-Паулу, Бразилия) как самодостаточную зону, экономическим двигателем которой является аэропорт. Г-н Ламонд считает развитие аэротрополисов одной из перспективных тенденций будущего. Еще один яркий пример - Дубай. "Для половины населения Земли Дубай - это исключительно город-аэропорт", - отметил Ламонд. Также докладчик обратил внимание на то, что не всегда мы в полной мере используем преимущества от пассажиропотока, который нам дает аэропорт. В пример докладчик привел лондонский аэропорт Хитроу, который пока ничтожно мало зарабатывает на пассажирах, путешествующих из аэропорта в город. "Сколько людей приезжает на станцию Паддингтон "Хитроу-экспрессом"?! Эту огромную массу BAA просто теряет!" - досадовал он.

Тем не менее закрылся форум на положительной ноте. Несмотря на европейскую экономическую стагнацию, в мировом масштабе аэропортовая отрасль демонстрирует уверенный рост. Появляются новые, современные и эффективные модели управления и развития аэропортов, новые регионы роста, новые терминалы, новые инвесторы. Отрасль явно не намерена останавливаться на достигнутом и в 2013 г....
Авторские права на данный материал принадлежат «Airports International». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка