О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Истребитель Т-50 избавили от кислородного голода

Российский истребитель пятого поколения "Сухой Т-50" оборудовали безлимитной системой подачи кислорода в маску летчика. Он нужен для полетов на высоте свыше 4 км - без кислорода летчик начинает "засыпать" и теряет сознание

Российский истребитель пятого поколения "Сухой Т-50" оборудовали безлимитной системой подачи кислорода в маску летчика. Он нужен для полетов на высоте свыше 4 км - без кислорода летчик начинает "засыпать" и теряет сознание. Во всех существующих строевых российских самолетах кислород подается из баллонов, которые рано или поздно заканчиваются. В Т-50 его вырабатывает из воздуха специальная система, разработанная научно-производственным предприятием "Звезда".

- Кислород здесь продуцируется из воздуха, система отбирает его из компрессора двигателя и подает в дыхательную маску пилота. Время полета больше не зависит от запаса кислорода, и пилот может летать с несколькими дозаправками топливом, в отличие от существующих самолетов, где летчику все время нужно смотреть, не кончился ли у него кислород раньше, чем горючее, - рассказал "Известиям" главный специалист НПП "Звезда" Михаил Дудник.

По его словам, кроме неограниченного количества кислорода система позволяет экономить полезную нагрузку боевой машины - вся установка по выработке кислорода весит около 30 кг, тогда как кислородные баллоны на два часа полета - 90 кг.

- Главным образом это важно для самолетов-истребителей, где всегда дефицит места и веса и где запасать кислород в большом количестве, как на больших бомбардировщиках, невозможно, - пояснил Дудник.

По его словам, система разрабатывалась последние пять лет и сейчас установлена на четырех опытных самолетах Т-50, которые проходят испытания в Подмосковье.

- Первые опытные Т-50, которые изготавливают в Комсомольске-на-Амуре, перелетали своим ходом, и им приходилось, конечно, заправляться топливом, но пополнять запасы кислорода не требовалось, - пояснил Дудник.

Без кислорода не может обойтись ни один современный самолет - на высотах свыше 4 км дышать уже нечем. И если для пассажирского или транспортного самолета наличие громоздких баллонов на борту практически незаметно, то для истребителя, где рассчитывается каждый сантиметр и грамм, облегчение веса на 60 кг весьма существенно.

На базе БКДУ для истребителя Т-50 создана аналогичная установка для учебно-боевых самолетов ВВС России Як-130, в этом году получат кислородную систему и палубные истребители МиГ-29К. Оценив преимущества таких систем, их уже заказали для своих истребителей Су-30 армии Алжира и Малайзии.

- На первых опытных Як-130 стояла обычная воздушная установка с баллонами, - вспоминает летчик-испытатель Роман Таскаев. - В 1999 году мы перегоняли такой Як-130 в Италию на завод Aermacchi. Кислород взяли, чтобы хватило на весь перелет, но из-за частичной разгерметизации баллонов его расход увеличился, и нам пришлось садиться на аэродром в Братиславе на дозаправку. С новой системой таких проблем в принципе быть не может.

В российской армии кислород пока традиционно "добывается" на земле. Этот процесс требует подготовленного персонала и сложного специального оборудования. При нарушении технологий велика вероятность взрыва.

- Сейчас в состав батальонов аэродромно-технического обеспечения входят кислорододобывающие автомобильные станции, - рассказал "Известиям" бывший главком ВВС Анатолий Корнуков. - Для их обслуживания необходимы солдаты и сержанты, прошедшие шестимесячное обучение по этой специальности, а офицеры вообще учатся этому пять лет. Из-за высокой пожароопасности кислорода отбор на эти специальности идет очень строгий.

По словам Корнукова, новая кислородная система поможет сократить штат аэродромных служащих и увеличит эффективность применения истребителей на дальних расстояниях. Не будет проблем и на полевых аэродромах, где кислорододобывающего оборудования нет.

Система бортовой кислорододобывающей станции под обозначением OBOGS есть и в американской армии - ею оборудованы самолеты пятого поколения F-22 и палубные истребители F-18....
Авторские права на данный материал принадлежат «Известия». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка