О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Главному фотографу ОАО "Ил" Николаю Нилову исполнилось 70 лет профессиональной деятельности

В день юбилея о совместной работе с Николаем Ниловым вспоминает его коллега и товарищ, генеральный конструктор Авиационного комплекса им. С.В. Ильюшина в 1970-2005 гг. Генрих Васильевич Новожилов

В день юбилея о совместной работе с Николаем Васильевичем Ниловым вспоминает его коллега и товарищ, Генеральный конструктор Авиационного комплекса им. С.В. Ильюшина в 1970-2005 гг., Академик РАН, Дважды Герой Социалистического Труда Генрих Васильевич Новожилов

На съемку телевизионной программы "Прорыв", посвященную 65-ой годовщине Победы в Великой Отечественной войне, мы пришли вместе с Николаем Васильевичем Ниловым. Приглашены были ветераны, чтобы рассказать, как работали в годы войны.

Ведущий программы посмотрел на Колю и с некоторым сомнением спросил:

- А Вы ветеран?

- Ветеран, а стаж работы с июля 1943 года. Мне не было и 14 лет, когда по просьбе моего дяди, работавшего мотористом в сборочном цеху опытного конструкторского бюро имени С.В. Ильюшина, меня взяли в фотолабораторию учеником лаборанта, поскольку я уже был фотографом-любителем.

- Вы так выглядите, что и подумать трудно.

- Коллектив хороший, - ответил Коля.
Сегодня Николай Васильевич Нилов продолжает работу. Он один из лучших специалистов в авиационной фотографии.

В давние времена фототехника использовалась не только для производства фотографий на пропуск или ударников производства, она играла очень большую роль в летных испытаниях самолетов.

В конструкторском бюро Сергея Владимировича Ильюшина в 1946 году был создан первый реактивный бомбардировщик Ил-22 с четырьмя двигателями АЛ-1 А.М. Люльки.

Встал вопрос, как записать показания приборов, тогда еще не было специальной контрольно-записывающей аппаратуры. Решили для этой цели использовать специальную кинокамеру КС-2. Ее укрепили на кронштейне над головами пилотов. В нужный момент ее включали, и она снимала показания приборов на приборной доске. Занимался всем этим хозяйством Николай Васильевич.

Так он принял участие в одном ответственном периоде в создании самолета - летных испытаний.

В этом году исполнилось 65 лет со дня первого полета самолета фронтового бомбардировщика Ил-28, более 5000 типов машин было выпущено, несколько поколений летчиков было воспитано на этой машине.

Результаты летных испытаний фиксировались на фотопленку, только дублер приборной доски вместе с кинокамерой был установлен в бомбоотсеке.

Необходимо было организовать срочную обработку отснятого материала, и Николай Васильевич нашел способ, как это обеспечить.

Профессия фотографа широко востребована на предприятии, создающим новые самолеты. Первый полет, поскольку происходит это не часто, должен быть запечатлен для истории.

Самолет начинает летать, а конструкторы планера, шасси, систем естественно интересуются, как выглядят их творение в воздухе.

Воздушные съемки это не простое дело. Два самолета идут рядом, надо открыть дверь или грузовой люк, просить экипаж занять лучшее и по курсу, и по высоте, удобное для получения хорошего снимка положение.

Не надо забывать, что две тяжелые машины идут практически бок о бок. Искусством такой съемки Нилов овладел полностью. Лучшие снимки "Ил" в полете сделаны им.

Повышая квалификацию, он оканчивает специальную школу фоторепортажа.

С 1963 года самолеты "Ил" начали принимать участие в международных выставках.

Первым в Париже был Ил-18.

В 1965 году в Ле Бурже появился Ил-62. В составе нашей делегации был и Николай Васильевич. Так началась его работа на международных авиационных салонах - Париж, Лондон, Берлин, Пекин, Сидней - всего не перечислишь.

Подчеркиваю слово работа, обвешанный фото и киноаппаратурой, в жару и холодный ветер, он снимал не только экспонаты выставок и наши пресс-конференции. На каждом салоне конструкторы, осматривая самолеты различных фирм, изучали технические решения в конструкции. Осмотр представленного позволял увидеть новое и определить тенденции в будущем развитии тех или иных типов летательных аппаратов.

Николай Васильевич всегда знал, что нас интересует. Фотографии он делал так, чтобы конструктор понимал главную идею уже решенного технического вопроса.

Целый день на ногах, всюду необходимо успеть. Мне приходилось видеть иногда мокрого от пота, но продолжавшего выполнять свою работу Нилова.

Фото и киноаппаратура совершенствовалась из года в год. У нас на вооружении был знаменитый киноаппарат "Конвас", издававший при работе значительный шум. 1987 год - знаменитый Парижский салон Ле Бурже. К этому времени практически все репортеры использовали видеокамеры, которые работали бесшумно. Сегодня мы видим, сколько корреспондентов снимают интересные события, за рубежом такое было значительно раньше. Среди них, конечно, всегда и наш Нилов. От шума "Конвеса" все оборачиваются. Это, правда, не смущало Николая Васильевича, он продолжал делать свою работу.

Вечером в гостинице Коля рассказал мне, что он, его камера стали событием дня.

- Понимаешь, за мной стали охотиться, видимо многих моих западных коллег заинтересовала моя "ультрасовременная техника".

Ты знаешь, эту сцену увидел один из наших руководителей. Он спросил, почему меня снимают? Популярно объяснил.

Для следующего салона Николая Васильевича перевооружили.

Не помню год, но мы готовились показать свои самолеты на очередной выставке. Наверное, это был 1967 год или Московское аэрошоу в Жуковском, а возможно и в уже упомянутом Париже.

Было желание показать на одном снимке все самолеты, созданные в нашем конструкторском бюро. Кроме Ил-62М в нашем Летно-доводочном комплексе были практически все самолеты.
Удивительно, я и сейчас поражаюсь, как их можно было собрать на одном пяточке и сделать фотоснимок.

В этой работе участвовали все, даже летчики-испытатели. На одном кадре собраны Ил-103, Ил-114, Ил-18, Ил-76МФ, Ил-96МО, Ил-96-300, практически все, что мы создали с 1957 года, первым среди этих машин взлетел Ил-18.

Эта фотография, сделанная Николаем Васильевичем Ниловым, обошла практически весь авиационный мир. Одного на ней не было (как и на многих других) - это надписи, что сделана она Ниловым Н.В., отмечающим сегодня 22 июля свой 70-ый год непрерывной работы в ОАО АК имени С.В. Ильюшина....
Авторские права на данный материал принадлежат «ПАО "Ил"». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка