О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Да и чарт с вами!

Запрет для иностранных авиакомпаний осуществлять чартерные перевозки является естественной реакцией Правительства Казахстана на недавнюю ситуацию с турецкой Sky Airlines

Запрет для иностранных авиакомпаний осуществлять чартерные перевозки является естественной реакцией Правительства Казахстана на недавнюю ситуацию с турецкой Sky Airlines. Такое мнение в интервью "Капитал.kz" высказал председатель правления Avia Solutions Group Гядиминас Жемялис. В ситуации, когда международные партнеры не могут обеспечить должного контроля финансового состояния и выполнения взятых обязательств со стороны своих перевозчиков, Правительство Казахстана вынуждено предпринимать собственные меры для защиты интересов своих граждан. В результате в данном сегменте рынка будут представлены только казахстанские авиакомпании, чья деятельность находится под более тщательным присмотром авиационных властей РК.

"Нельзя допустить повторений ситуаций, как в случае с компанией Sky Airlines, - замечает Илья Ли, заместитель председателя правления АО "LUKAERO". - Должна быть гарантия пассажирам, что их не оставят в чужой стране без возможности вылететь назад, и государству, которому не придется вывозить туристов за счет налогоплательщиков".

Напомним, что г-н Ли уже выражал озадаченность ситуацией на казахстанском рынке чартерных перевозок, призывая государство поддержать отечественные авиакомпании и защитить наших туристов. Это было всего полтора месяца назад, а реакция от Комитета гражданской авиации уже последовала. Так, Серик Мухтыбаев, зампред Комитета гражданской авиации МТК РК, на заседании чартерных перевозчиков и казахстанской туристской ассоциации (КТА) 5 июля сообщил о том, что в Казахстане на законодательном уровне вводится запрет на иностранные чартерные перевозки. По словам г-на Мухтыбаева, которые приводит tengrinews.kz, такую норму включили в законодательство для того, чтобы обеспечить пассажирам гарантии в предоставлении услуг и необходимый уровень контроля за безопасностью полетов.

Запрет на выполнение "исходящих" чартеров действует во многих государствах как инструмент защиты собственных авиакомпаний. В частности, такая практика есть в России: выполнять нерегулярные рейсы, которыми россияне отправляются к местам массового отдыха, могут только компании-резиденты.

Однако иностранные авиакомпании достаточно негативно воспринимают данные новшества. "К сожалению, введение любых законопроектов на авиационном рынке всегда имеет отрицательное воздействие на перевозчиков, - утверждает Мартин Рикен, директор по корпоративным коммуникациям авиакомпании Lufthansa, - а главное - на пассажиров. Авиасектор, в принципе, относится к высокорегулируемой отрасли (правовой режим воздушного пространства, ограничения по количеству слотов, налогообложение и сборы и др.)".

Если оценивать эту практику с точки зрения пассажиров, то сокращение конкуренции за счет искусственного ограничения количества авиакомпаний, работающих в этом сегменте, безусловно, не предвещает ничего хорошего. "Конкуренция, тем более, если за клиента сражаются компании разных стран, означает формирование справедливой рыночной цены и предоставление высокого уровня сервиса. С другой стороны, если есть доходный сегмент рынка, то на нем неизбежно появятся новые игроки. Так что ослабление конкуренции если и произойдет, то только в краткосрочной перспективе", - поясняет Олег Пантелеев, главный редактор отраслевого российского агентства "Авиапорт".

Стоимость авиабилетов традиционно зависит от уровня конкуренции на каждом из направлений. Соответственно, как и в случае с конкуренцией, в краткосрочной перспективе возможно увеличение тарифов. "Однако в дальнейшем ситуация выправится: с одной стороны, могут появиться новые предложения местных авиакомпаний, с другой, иностранные перевозчики вполне могут перевести те или иные рейсы на регулярную основу", - говорит г-н Пантелеев.

Это предположение подтверждают и слова г-на Мухтыбаева относительно того, что введенный запрет вовсе не означает, что иностранные чартерные компании больше не смогут летать в Казахстан. "Они могут перевести свои чартерные рейсы на регулярные. Для этого нужно подписать дополнение к межправительственному соглашению. Такая процедура при обоюдном согласии сторон проходит в кратчайшие сроки", - заметил чиновник.

Опасение со стороны пассажиров относительно повышения стоимости авиаперелетов развеивает и Илья Ли. "Введение нового закона не вызовет повышения цен на чартеры, так как на рынке есть несколько альтернативных предложений. Все туроператоры знают, сколько примерно может стоить рейс, мы также отлично понимаем, что никто не будет покупать авиабилеты по высоким ценам. В наших интересах, чтобы туроператоры развивались и могли предложить качественные туры по приемлемой стоимости", - пояснил заместитель председателя правления АО "LUKAERO".

С этим мнением согласна и региональный директор по Казахстану туроператора Travelsystem Group Асем Козбагарова. "Стоимости казахстанских и иностранных чартеров существенно не отличаются. Местные авиакомпании заинтересованы, чтобы их объемы росли, соответственно, предлагаемые ими цены должны быть конкурентоспособными, - поясняет эксперт. - Мы, туроператоры, также отлично знаем, сколько может стоить рейс и при подписании договоров всегда оговариваем приемлемую для обеих сторон стоимость полетов".

Однако некоторая поспешность в принятии данных поправок, отмечают эксперты, может повлиять не только на туроператоров, но и на самих пассажиров. И речь идет не столько о стоимости перевозок, сколько о доступности подобных услуг в целом. "Поскольку запрет вступает в силу в разгар лета, - уточняет Гядиминас Жемялис, - туроператоры вынуждены срочно искать новых партнеров". Сложность ситуации заключается в том, что любая авиакомпания пытается максимально загрузить свою маршрутную сеть в летний, наиболее прибыльный, сезон, чтобы самолеты как можно меньше стояли на земле. В результате существует риск, что некоторые туркомпании будут вынуждены корректировать графики поездок, поскольку просто не смогут обеспечить наличие самолета необходимой вместимости и со всеми соответствующими разрешениями в ранее запланированное время".

Между тем главный редактор отраслевого российского агентства "Авиапорт" замечает, что "как показывает практика, даже если в начале туристического сезона создаются барьеры для выполнения чартерных рейсов, уже к следующему году находится решение, позволяющее заинтересованным сторонам вернуться на рынок".

Монополизация рынка возможна только в том случае, если такова позиция государства. "Именно регулятор в состоянии либо развивать рыночные институты, снижать барьеры для входа на рынок новых игроков, либо напротив - таковые барьеры воздвигать. Нынешнее решение - создание барьера для иностранных компаний, но не для перевозчиков из Казахстана", - говорит г-н Пантелеев.

Индустрия воздушных перевозок является очень важной частью экономики любого государства. И каждое государство стремится обеспечить максимальную защиту именно своим перевозчикам. Тот факт, что в основе любого международного авиасообщения по-прежнему лежат специальные межправительственные соглашения, достаточно ясно отражает эту философию.

Чартерные перевозки в данном случае не исключение. Но, в отличие от регулярных международных перевозок, требующих паритета в количестве назначенных перевозчиков и рейсов, страны, в которых сильно развита туристическая индустрия, часто "открывают" свои основные туристические направления, не ограничивая количество чартерных операторов, летающих между двумя странами.

Односторонний запрет для иностранных авиакомпаний совершать чартерные перевозки из Казахстана все же может иметь определенные последствия. "Казахстанские авиакомпании могут столкнуться с трудностями, если решат расширить частоту своих рейсов или открыть новые направления, ранее не предусмотренные в межправительственном соглашении. И, прежде всего, это будет связано с регулярными перевозками", - утверждает председатель правления Avia Solutions Group.

Однако, принимая во внимание текущую ситуацию в Египте, местные власти вряд ли пойдут на риск лишиться и так снижающегося потока туристов.

В то же время стоит помнить, что большинство казахстанских авиакомпаний по-прежнему находится в "черном списке" Европейского союза (согласно результатам аудита Международной организации гражданской авиации (ИКАО). "И введение односторонних ограничений может не самым благоприятным образом сказаться на перспективах казахстанских перевозчиков вернуть допуск на европейский рынок", - полагает эксперт.

Однако российский аналитик придерживается другого мнения. Так, по словам Олега Пантелеева, говорить об ответных мерах не приходится - многие страны используют такую схему.

Более того, "иностранные чартеры, обслуживающие туристов из Казахстана, - в основном турецкие авиаперевозчики. Однако это нормальная мировая практика, когда туристов обслуживают только местные авиакомпании, - поясняет г-жа Козбагарова. - Считаю, что другие страны обязаны согласиться с таким раскладом, принятым и у них".

Еще один важный момент в данном вопросе, на который указывает Гядиминас Жемялис, это сектор деловой и частной авиации. Так сложилось, что заметная часть операторов самолетов бизнес-авиации в стране - иностранные компании, которые имеют больше опыта в обслуживании как бизнес-джетов, так и VIP-пассажиров. При этом их деятельность тоже подпадает под понятие чартерных перевозок. "Но стоит понимать, что бизнес-авиация принципиально отличается от чартерной перевозки туристов. Подобная ситуация, которая возникла с пассажирами Sky Airlines, невозможна в данном сегменте по определению. Поэтому в перспективе, вероятно, в принятый недавно закон еще будут внесены определенные изменения", - считает он.

С каждым годом количество путешествующих за рубеж казахстанцев увеличивается. В прошлом году, согласно официальной статистике, их число составило почти 400 тыс. человек. За три года, с 2010 по 2012-й, этот показатель вырос на 50%. И примерно половина туристов из нашей республики выбирает Турцию.

Вместе с тем, по информации туроператора Travelsystem Group, количество активных туристов на самом деле больше официальных данных. "По нашим оценкам, их около 600 тыс. человек", - заметила она....
Авторские права на данный материал принадлежат «Kapital.kz». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка