Источник: газета «Коммерсантъ - Новосибирск»
Автор: Юрий Белов
Опубликовано: 01.08.2013, 08:23

УЗГА выставил катастрофический счет

НАРЗ должен компенсировать ему 43 млн руб. за разбившийся вертолет


Арбитражный суд Новосибирской области удовлетворил иск Уральского завода гражданской авиации (УЗГА, Екатеринбург) к Новосибирскому авиаремонтному заводу (НАРЗ), обязав его выплатить около 43 млн руб. компенсации за арендованный Ми-8Т, который разбился в 2010 году. НАРЗ намерен опротестовать решение суда, поскольку считает обстоятельства авиационного происшествия чрезвычайными.

В минувший понедельник на сайте арбитражного суда Новосибирской области опубликовано решение по иску УЗГА к НАРЗ о взыскании убытков. Уральский завод требовал от новосибирского компенсации ущерба и упущенной выгоды, связанных с аварией вертолета Ми-8Т в 2010 году, почти на 66 млн руб.

ОАО НАРЗ и ОАО УЗГА входят в структуру госкорпорации "Оборонпром". Новосибирский завод специализируется на капремонте вертолетов Ми-8/17, Ми-24 и Ми-26. По данным "СПАРК-Интерфакс", в 2012 году выручка предприятия составила 2,194 млрд руб., чистая прибыль - около 213 млн руб. Уральский завод - одно из крупнейших российских авиационных предприятий по ремонту силовых установок для вертолетов разработки конструкторских бюро Миля и Камова.

Как писал "Ъ", авиакатастрофа произошла 25 ноября 2010 года. На борту вертолета, выполнявшего рейс из райцентра Кыштовка в Новосибирской области к Крапивинскому нефтяному месторождению на севере Омской области, находилось 11 человек: бригада строителей-вахтовиков комбината "Седельниковское", трое членов экипажа филиала "Авиакомпания" ОАО НАРЗ во главе с командиром Виктором Косолаповым. Машина разбилась при посадке на Западно-Крапивинскую площадку. В катастрофе выжил только экипаж. Комиссия Межгосударственного авиационного комитета (МАК) сделала заключение, что авария вертолета произошла в результате "дефицита правой педали при ее отклонении вперед", не исключив и ошибки командира, "несвоевременно принявшего решение о посадке машины" в создавшихся обстоятельствах.

Согласно материалам арбитражного суда, эксплуатантом вертолета был НАРЗ, в мае 2009 года заключивший договор аренды судна с ООО "Дочернее предприятие "Аэро-Камов". Вскоре УЗГА выкупил вертолет у ООО за 60 млн руб. Новый собственник предъявил НАРЗ финансовые требования: выплатить рыночную стоимость воздушного судна в размере 35,3 млн руб. и компенсировать упущенную выгоду на сумму более 30 млн руб. В свою очередь, в НАРЗ не согласились с иском, посчитав, что предприятие должно быть освобождено от ответственности. В отзыве предприятия на иск отмечается, что к катастрофе привели "чрезвычайные события". В момент посадки вертолет стало раскручивать от порыва сильного ветра - до 15 м/с, что не предусматривалось прогнозом метеоусловий полета, говорится в документе. Однако суд решил, что ответчик не сумел доказать наличие форс-мажорных обстоятельств, и обязал его выплатить УЗГА около 43 млн руб., снизив размер упущенной выгоды до 7,6 млн руб.

Вчера юрист НАРЗ Ирина Чернышева заявила "Ъ", что завод непременно подаст жалобу на решение арбитража. "Нарушений со стороны эксплуатанта вертолета никаких не установлено ни комиссией МАК, ни в суде. Не доказано также, что причиной катастрофы стал человеческий фактор. Следствием не установлены лица, которых можно было бы привлечь к уголовной ответственности, а само уголовное дело приостановлено на неопределенный срок. Поэтому НАРЗ будет настаивать на проведении авиационной экспертизы для выявления истинных причин происшествия", - подчеркнула она.

 

Дайджест прессы за 1 августа 2013 года | Дайджест публикаций за 1 августа 2013 года
Авторские права на данный материал принадлежат газете «Коммерсантъ - Новосибирск». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Камов, Ми-8, Ми-8Т, Межгосударственный авиационный комитет, Международный аэропорт "Казань", Международный аэропорт Когалым, Уральский завод гражданской авиации, Санкт-Петербургская авиаремонтная компания, АЭРО, Ми-26, Ми-8/17 (в процессе тестирования)