О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Полеты на костах

В Казахстане уже работают бюджетные авиалинии - Air Arabia и Air Baltic. При этом Air Arabia функционирует на казахстанском рынке гражданских авиаперевозок вполне успешно, предлагая местным потребителям демократичные тарифы по международным направлениям.

"Хотим дешево летать" - этот лозунг давно не нов в Казахстане, но тем не менее по-прежнему актуален. Однако появлению в республике собственного дискаунтера, по мнению экспертов, мешают не столько позиции монополистов казахстанского неба, сколько вполне объективные причины.

В Казахстане, славящемся высокими ценами на пассажирские авиаперевозки, уже давно поднимается вопрос о снижении тарифов, если не на международные перелеты, то хотя бы на внутренние. Действительно, обидно летать из Алматы в Костанай за 40 тыс. тенге в один конец, тогда как в соседней России за те же деньги можно совершить round trip по направлению Екатеринбург - Милан. Но "вкусные" тарифы нужно ловить далеко загодя, и подстроиться под них непросто.

Примерное поведение

Соотечественники, повидавшие в заморских странах всякое, рассказывали соплеменникам о перелетах из Стамбула в Лондон по стоимости в 30 евро, причем речь шла об обычных тарифах, доступных в любой момент. Чем больше казахстанцев познавали мир, тем чаще в лексиконе среднестатистического гражданина звучало слово "лоу-кост".

Справедливости ради стоит отметить, что в Казахстане уже работают бюджетные авиалинии. Правда, пока только иностранные - крупнейшая на Ближнем Востоке Air Arabia и латвийская Air Baltic. При этом Air Arabia функционирует на казахстанском рынке гражданских авиаперевозок вполне успешно, предлагая местным потребителям демократичные тарифы по международным направлениям из Казахстана.

Однако внутренний рынок пассажирских авиаперевозок пока остается недоступным тем гражданам, которые не могут себе позволить перелеты ценой даже в 16 тыс. тенге, но вполне могли бы сделать выбор в пользу авиа по цене билета в 5-7 тыс. тенге.

"Къ" попытался выяснить, насколько возможно появление в Казахстане местной лоу-кост-авиакомпании и какие факторы должны сложиться в одной точке.

У соседей пока ситуация не складывается. Так, "Авианова" не смог выйти на путь стабильного роста и прекратил свое существование в 2011 году после двухлетней деятельности. Второй неудавшийся российский лоу-костер - SkyExpress - также не смог выдержать конкуренции с грандами регулярных перелетов и в 2011 году перестал быть дискаунтером, объединившись с "Авиалиниями Кубани". Согласно мнению российских экспертов, причина провала обоих проектов заключается прежде всего в несовершенстве инфраструктуры, высоких пошлинах на лайнеры иностранного производства и коррупции в государственных органах.

Несмотря на столь негативный опыт построения бюджетной модели, российские авиаторы решили еще раз попытаться вывести удачную породу местного лоу-костера. Взяться за такое дело в этот раз собирается крупнейшая российская авиакомпания "Аэрофлот", которая в июле текущего года объявила о решении открыть свою бюджетную "дочку". К 2014 году авиакомпания планирует запустить восемь направлений, а к 2016 году - открыть и международные рейсы.

Дешево и безопасно

Low-cost carriers (дискаунтеры, бюджетные авиакомпании) предложили новую модель бизнеса и стали популярными во всем мире благодаря формуле "низкие расходы - низкие тарифы - высокий спрос - высокие доходы".

Первые лоу-костеры появились в США, по некоторым данным, еще в 40-х годах. По другим источникам, первым дискаунтером называют авиакомпанию Southwest Airlines, которая запустилась в 1971 году. Новая бизнес-модель прижилась в гражданской авиации США, и идея стала распространяться в Европе. Первыми из наиболее успешных европейских лоу-костеров стали британская авиакомпания ЕasyJet и ирландская Ryanair.

После подписания Договора по открытому небу между государствами - участниками ОБСЕ в 1992 году стали появляться дискаунтеры и в странах Восточной Европы. С 2000 года бизнес-модель лоу-кост стремительными темпами завоевывает рынки Азии и Океании.

Принцип действия бизнеса классического бюджетного авиа-перевозчика прост: расходы прячутся в мелочах. Исходя из этого правила и работает бизнес-модель. Все тарифы бюджетных авиакомпаний - невозвратные. Купить билеты на рейсы дискаунтеров можно только онлайн, через официальный сайт авиакомпании. При этом поощряются все сопутствующие действия, например регистрация на рейс пассажира. За желание зарегистрироваться в аэропорту пассажирам придется выложить ощутимую сумму, практически равную стоимости самого билета. На самом борту все развлечения, еда и напитки, а также пледы и подушки - отдельно оплачиваемые услуги. Лоу-кост-авиалиния не предложит клиентам несколько классов обслуживания, есть только один - сильный эконом. Дискаунтеры не похвалятся разнообразием воздушного флота - для экономии на подготовке летного персонала и обслуживания техники используется только один тип самолетов. К тому же, покупая очередной самолет, авиакомпания производит максимальное уплотнение кресел в салоне для увеличения числа посадочных мест.

Лоу-костеры используют небольшие второстепенные аэропорты, поскольку их услуги относительно недороги по сравнению с тарифами больших международных авиахабов. Сама сетка полетов дискаунтера строится таким образом, чтобы прилеты и вылеты осуществлялись в наименее "заполненное" время. Маршруты устанавливают без промежуточных посадок, что значительно экономит время и дает возможность использовать один борт несколько раз в сутки. Персонал лоу-костера также выполняет несколько смешанных функций. Например, бортпроводники занимаются еще и уборкой салона. Экономя на всем, такие авиакомпании также не чураются дополнительных источников дохода в виде размещения рекламы на своих официальных сайтах, сдачи в аренду апартаментов, авто и прочего.

Все вышеописанные моменты экономии и позволяют дискаунтеру продавать свои услуги по смешным ценам в 20-30 евро за перелет. Самым интересным моментом во всей истории является то, что бюджетные авиалинии при тотальной экономии отличаются высокой безопасностью полетов. По данным немецкого бюро по сбору информации об авиационных происшествиях и оценке состояния безопасности полетов JACDEC, в 2012 году в рейтинге безопасности, состоящем из 60 авиакомпаний, британский лоу-костер ЕasyJet занимает 17-е место, Ryanair расположился на 32-м, в то время как австралийская бюджетная авиакомпания Virgin Australia занимает 9-е место в рейтинге. Американские бюджетные авиакомпании Southwest Airlines и JetBlue Airways и занимают 21-е и 14-е места соответственно.

Мал лоу-кост, да дорог

Большинству экспертов идея создания казахстанского лоу-костера представляется заманчивой, но маловероятной. Такой проект поднять можно либо силами правительства, либо при активной инициативе крупнейшей авиакомпании в республике - национального авиаперевозчика. В Air Astana охладили энтузиазм.

"В Казахстане на сегодня нет условий для создания лоу-кост-авиакомпаний. Предпосылками для этого должны быть альтернативные бюджетные аэропорты, которые, как правило, расположены на значительном расстоянии от пункта назначения, высокий пассажиропоток и небольшие расстояния между пунктами назначения, низкая стоимость наземного обслуживания, высокий темп эксплуатации самолетов. К примеру, в Европе самолет может быть подготовлен к выполнению следующего рейса за 20 минут, в казахстанских аэропортах - минимум за час-полтора. В результате европейские перевозчики достигают максимально эффективной эксплуатации самолета", - считает Белла Тормышева, вице-президент по связям с общественностью авиакомпании Air Astana.

Пока в Казахстане, исторически заселенном преимущественно по окраинам, нет достаточного количества малых и второстепенных аэропортов с необходимым техническим оборудованием. По данным Минтранскома РК, на сегодняшний день в стране насчитывается 20 действующих аэропортов. Из этого числа 15 аэропортов имеют право на обслуживание международных рейсов и только 10 категорированы по стандартам ИКАО (Международная организация гражданской авиации). Кроме того, в данном виде бизнеса требуется наличие высококонкурентных авиационных сервисов, способных предоставить качественное техническое обслуживание.

Вторая причина, на которую указывают эксперты, - недостаточная плотность населения и огромные расстояния между пунктами назначения в Казахстане.

"У нас нет такого пассажиропотока, как в Азии или Европе, и огромные расстояния разделяют города, а это ведет к крупным расходам топлива, что неприемлемо для таких авиакомпаний. Им не на чем будет экономить для обеспечения низких цен на билеты", - утверждает Белла Тормышева.

Такого же мнения придерживается региональный директор туроператора Travel System Асем Козбагарова: "Типичная модель лоу-кост-компаний - это предложение низкой цены за счет снижения эксплуатационных расходов (дешевые вторичные аэропорты, минимальный сервис и тому подобное), взимания платы за любые дополнительные услуги, а также за счет большой частоты полетов. Учитывая, что Казахстан географически расположен так, что любое направление находится от основных центров минимум в пяти часах полета, а эксплуатационные расходы достаточно высоки, создание лоу-кост-компании не так эффективно, как в Европе, например. Конечно, возможен вариант создания лоу-кост-компании, которая будет оперировать внутри Казахстана, но для этого нужны большие инвестиции и соответствующая инфраструктура".

Достаточно скептичны в своих убеждениях и другие участники рынка путешествий. "В это, если честно, верится с трудом. Судя по политике нашего основного монополиста, им (лоу-костерам) просто не позволят функционировать. Либо в скором времени подведут тарифы лоу-костера под свои, чтобы не создавать конкуренции. У нас уже стереотип, что дешевых перелетов ни по Казахстану, ни куда-то еще в принципе нет. Если только по акции", - считает директор туристической компании A13 Travel & Leisure Рустам Запиев.

"Появление казахстанского дискаунтера, на мой взгляд, в настоящее время маловероятно. И тут дело не только в сильной концентрации регулярных внут-ренних рейсов на фактически двух перевозчиках - Air Astana и Scat. Тут, на мой взгляд, самая главная проблема упирается в малочисленность нашего населения. Рынок развивается там, где есть конкуренция, а конкуренция есть там, где есть за что или кого бороться. Посмотрите на соседнюю Россию - потребительский рынок и различного рода услуги растут в основном за счет большого населения. Да, мы хотим низких тарифов, но, позвольте, при существующих в Казахстане демографических реалиях невозможно в небо поднимать ежедневно полный борт по тарифам 30 евро", - посетовал исполнительный директор ТОО "Swift Travel Service Казахстан" Тимур Кадырбаев.

Между тем, по данным Агентства РК по статистике, в 2012 году пассажирооборот воздушного транспорта общего пользования составил 8,6 млрд пкм. Для сравнения: за тот же год уровень пассажирооборота железнодорожного транспорта составил 19,3 млрд пкм. Если исходить из голых цифр, то потенциал для роста авиапассажиропотока в Казахстане есть.

Наконец, основным фактором, препятствующим появлению лоу-костера в Казахстане, эксперты называют низкий уровень развития рынка онлайн-платежей, а также небольшую долю активных интернет-пользователей в республике. Статистика показывает, что на сегодняшний день только 5% казахстанских пользователей используют Интернет для покупки и продажи товаров и услуг, при уровне пенетрации в 62,8%.

"Лоу-костеры для снижения своих расходов продают билеты только онлайн, что несколько чуждо казахстанскому менталитету. Казахстанцы пока еще с осторожностью приобретают билеты онлайн", - считает Белла Тормышева.

"Это проблема низкого уровня информированности, да и просто элементарной неграмотности населения. До сих пор многие граждане предпочитают покупать авиабилеты в билетных кассах, не знают преимуществ покупки онлайн, боятся или просто не хотят научиться онлайн-покупке билета на самолет. А каждое звено, от конечного поставщика услуг - авиакомпании до конечного потребителя - пассажира, вносит вклад в тарификацию билета", - говорит Тимур Кадырбаев.

Итак, судя по всему, мечты о лоу-косте в Казахстане пока остаются мечтами, несмотря на то, что в России все же появится свой дискаунтер. Очевидно, переход на новый уровень сервиса требует хорошей базы и налаженной системы, чем мы пока, к сожалению, похвастать не можем....
Авторские права на данный материал принадлежат «Курсив.kz». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка