О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"Дорогое" небо Армении

Авиасообщение играет важную роль и в вопросе развития туриндустрии в Армении. По мнению многих экспертов, и даже послов иностранных государств, высокие цены на авиабилеты и малое количество прямых рейсов препятствует развитию туризма

В Армении разгар "сезона отпусков", и многие жители республики намерены провести свой отдых заграницей. Помимо Армении и Нагорно-Карабахской Республики, а также черноморских курортов Грузии, ставших традиционным местом отдыха для наших сограждан, многие предпочитают проводить свой летний отдых и в более отдаленных странах. 

И если в Батуми и Кобулети можно попасть с помощью автотранспорта или фирменного поезда "Армения" ЗАО "Южно-Кавказская железная дорога" (ЮКЖД), то в другие страны, учитывая блокаду Армении со стороны Турции и Азербайджана, можно добраться только на самолете.

Авиасообщение играет важную роль и в вопросе развития туриндустрии в Армении. По мнению многих экспертов, и даже послов иностранных государств, высокие цены на авиабилеты и малое количество прямых рейсов препятствует развитию туризма и увеличению туристического потока в Армению.

Курс на Тбилиси

В последнее время многие граждане Армении предпочитают отправляться в зарубежные страны не из родного "Звартноца", а из тбилисского аэропорта, так как цены на авиабилеты из Грузии существенно ниже, чем в Армении. Людей даже не останавливает то, что нужно несколько часов ехать до Тбилиси в такси или микроавтобусе, пройти таможенный контроль на армяно-грузинской границе.

Однако после беглого знакомства в авиакассах и туристических агентствах с разницей цен на авиабилеты на рейсы из Еревана и Тбилиси, становятся ясны причины наметившегося крена в сторону полетов из Грузии.

К примеру, полет туда-обратно по одному из самых модных туристических маршрутов этого лета в Армении - в Барселону, будет стоить из Еревана 468 евро, а из Тбилиси всего 350 евро. При этом, полеты осуществляет одна и та же компания - польская LOT, с пересадкой в Варшаве.

Разные у компании цены и на прямые полеты в Варшаву: Ереван-Варшава-Ереван у нее стоит 420 евро, а Тбилиси-Варшава-Тбилиси всего 310 евро. А полет в Лондон через Варшаву на авиалайнерах LOT будет стоить из Еревана 570 евро, а из Тбилиси 425 евро.

Однако разница в билетах не только у LOT. Так чартерные полеты в Анталью и обратно в летний сезон обойдутся из Тбилиси в 300-350 долларов, из Еревана в 350 евро (цены указаны без туристического пакета, с которым цены на авиабилеты снижаются).

Тоже самое касается и полетов в Египет: чартерный рейс Ереван- Шарм-эль-Шейх- Ереван стоит 450 долларов (без туристического пакета), а Тбилиси-Шарм-эль-Шейх-Тбилиси 300-350 долларов.

Существенная разница в билетах есть и на рейсы, пользующиеся спросом не только в летний сезон. Так полет в Киев и обратно лайнерами украинской авиакомпании МАУ (Международные Авиалинии Украины) будет стоить из Еревана 385 евро, а из Тбилиси 238 евро.
Маленькая, но все же разница в пользу Тбилиси есть и в цене на авиабилеты в Париж и обратно с Air France: из Еревана 460 евро, а из Тбилиси 420.

Лишь полеты в Москву обойдутся из Еревана дешевле, чем из Тбилиси, однако это вероятно объясняется сложными российско-грузинскими отношениями. Так рейс "СибАвиа" Ереван-Москва-Ереван стоит 344 евро, а Тбилиси-Москва-Тбилиси 374 евро.

Да и в Дубай лететь из Еревана рейсами Fly Dubai дешевле, чем из Тбилиси -220 долларов против 320. При этом в авиакассе объяснили снижением стоимости билетов открытием авиакомпанией Air Arabia рейсов из Еревана в Шаржу.

"Звартноц" уверяет, что не виноват

Хотя ранее представители обанкротившегося национального авиаперевозчика "Армавиа" в качестве оправдания высоких цен на авиабилеты ссылались на дороговизну обслуживания в аэропорту "Звартноц", однако руководство "Звартноца" уверяет, что тарифы на обслуживание в ереванском аэропорту не выше, чем в других аэропортах региона.

"В целом, сугубо по аэропортным тарифам, мы конкурентоспособны, у нас даже дешевле, чем в соседних государствах. К примеру, у нас два раза дешевле, чем в Азербайджане",- заявляет заместитель главного менеджера ЗАО "Армения - Международные аэропорты" Андраник Шхян. 

По словам Шхяна, слабыми сторонами аэропорта "Звартноц" являются цена авиатоплива, "налог на воздух" (госпошлина в размере 10 тысяч драмов, включенная в стоимость авиабилета) и ряд других услуг, которые не формируется аэропортом, и на которые он не может влиять.  "Проблема в том, что "налог на воздух", авиатопливо и другие услуги, которые в специализированных сферах не считаются аэропортными услугами,  указываются как причина для подорожания билетов",- заметил он. 

Что касается цены на авиатопливо, существенно влияющей на стоимсть авиабилетов, то Шхеян заявил, что она регулируется Государственной комиссией по защите экономической конкуренции и меняется в зависимости от ряда факторов. При этом маржа составляет от 100 до 150 долларов за тонну 

В свою очередь генеральный менеджер ЗАО "Армения-Международные аэропорты" Марсело Венде добавил, что для снижения цен на авиабилеты необходимо увеличить число рейсов в Армению и либерализовать армянский рынок авиаперевозок. "Очевидно, что для снижения цен на авиабилеты нам нужно больше рейсов, нужно открыть рынок",- заметил он.

Превращение "Звартноца" в транзитный аэропорт

В конце мая премьер-министр Армении Тигран Саркисян выступая в Национальном Собрании заявил, что одним из вариантов новой концепции развития авиации в Армении является превращение ереванского аэропорта "Звартноц" в транзитный аэропорт. "Один из вариантов - предлагать транзитные услуги и отдавать предпочтение тем авиакомпаниям, которые возьмут обязательства использовать Ереван, как транзитный город",- заявил он.

Однако в условиях, когда даже жители Армении предпочитают лететь в другие страны не из родного "Звартноца", а из Тбилиси, планам превращения ереванского аэропорта в транзитный может быть уготована незавидная участь некторых, не столь успешных проектов правительства.

А если дороговизна авиабилетов в Армении действительно обусловлена высокими ценами за обслуживание в аэропорту "Звартноц", то правительству пора будет задуматься о развитии аэропорта в Гюмри (примерно 120 километров от Еревана).

При этом развитие аэропорта в Гюмри можно рассматривать в контексте развития регионов Армении, чему правительство, как оно уверяет, уделяет большое внимание....
Авторские права на данный материал принадлежат «АРКА». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка