О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

В России возрождаются региональные авиаперевозки

Летом 2013 года российские авиаперевозчики проявляют особенную активность: возобновляются рейсы по маршрутам, некоторые из которых закрыты еще 20 лет назад. Связано это с реализацией государственной программы по развитию региональных авиаперевозок

Летом 2013 года российские авиаперевозчики проявляют особенную активность: возобновляются рейсы по маршрутам, некоторые из которых закрыты еще 20 лет назад. Связано это с реализацией государственной программы по развитию региональных авиаперевозок. По мнению экспертов, уже можно говорить о начинающемся возрождении рынка авиаперевозок и даже о том, что авиакомпании вскоре могут составить конкуренцию железным дорогам. Тем не менее не все проблемы решены.

Авиаперевозки возрождаются по всей России

По состоянию на май 2013 года сеть российских авиамаршрутов состояла из 1 тыс. 305 линий. Для сравнения: в СССР было около 5 тыс. направлений внутри страны. Падение количества авиаперевозок после распада Советского Союза вполне очевидно. Так, в 1992 году в одном лишь Северо-Западном федеральном округе было 77 аэропортов. Сейчас их 17:  три в Вологодской области (Череповец, Великий Устюг и Вологда), два в Карелии (Петрозаводск и Пески), два в Мурманской области (Мурманск и Апатиты), один в Калининграде ("Храброво"), один в Пскове ("Крестцы") и один на Петербург и Ленобласть ("Пулково").

В августе 2013 года компания "Псковавиа" значительно расширила географию своих полетов. С 1 августа стали регулярно выполняться рейсы из Санкт-Петербурга в Псков и Апатиты (по вторникам, четвергам и субботам), а с 12 августа - в Вологду и Брянск (по понедельникам, средам и пятницам). Также ожидается, что в ближайшее время будет открыто направление Санкт-Петербург - Петрозаводск.

Возрождается малая авиация и в Республике Коми. Первый рейс из Сыктывкара в Вуктыл состоялся 2 августа. Этими перевозками занимается компания "Комиавиатранс", используя чешские самолеты L-410 на 19 пассажирских мест.

Авиасообщение возобновляется по всей России. Первый перелет из Санкт-Петербурга в Чебоксары состоялся 15 июля 2013 года - этими перевозками занялась компания "Руслайн". Рейсы выполняются на 50-местных самолетах CRJ-100/200 Canadian Regional Jet.

Также 1 августа компания "ТомскАвиа" открыла прямое авиасообщение между Новосибирском и Кузбассом на девятиместном самолете Cessna 208B Grand Caravan, а 18 августа авиакомпания "Татарстан" планирует начать перелеты из Йошкар-Олы в Самару. Помимо этого, в течение лета осуществляется авиасообщение между Екатеринбургом и Магнитогорском.

Очевидно, что авиасообщение между городами активно возобновляется. Многие маршруты (к примеру, Санкт-Петербург - Псков и Сыктывкар - Вуктыл) были прекращены более 20 лет назад. Другие рейсы приостановлены в середине 1990-х годов из-за финансовых проблем. До многих городов, таким образом, можно было добраться самолетом только через Москву, что создавало дополнительные затраты и значительно увеличивало время на перелет.

Ожидается, что в скором времени короткие авиамаршруты свяжут столицы всех регионов Северо-Запада. Из федерального бюджета уже выделено 700 млн рублей на реконструкцию аэропорта в Бесовце (Карелия). Также до 2014 года планируется увеличить взлетно-посадочную полосу в аэропорту Пскова.

Государство даст деньги на авиаперевозки

На российском рынке ситуацию определяют 15 крупнейших авиакомпаний, которые перевозят около 90% населения. При этом, как отмечают эксперты, у пассажиров есть потребность в перелетах на небольшие расстояния, но у крупных компаний нет к ним коммерческого интереса.

Решить эту проблему должна государственная программа по развитию региональных авиаперевозок.

"Мы ставим задачу до 2020 года увеличить объемы наших региональных перевозок на 55%", - заявил в декабре 2012 года заместитель министра транспорта Российской Федерации Валерий Окулов.

По его словам, общая программа субсидирования авиаперевозок до 2020 года должна составить 5 млрд рублей. Из них 2,9 млрд выделено на Дальневосточный, Уральский, Сибирский и Северо-Западный федеральные округа.

Реализация программы развития региональных авиаперевозок началась этим летом. По словам министра транспорта России Максима Соколова, на нее выделено порядка 1,5 млрд рублей.

"При этом, понимая непростую ситуацию с региональными бюджетами, мы не будем настаивать на софинансировании. В данном случае мы говорим исключительно о федеральной поддержке", - сказал министр на совещании в Пятигорске 17 мая.

Подчеркивается, что эта программа - принципиально новая. Ранее субсидирование было, как правило, социальной задачей и направлялось на снижение стоимости перелета. Теперь субсидируются не пассажиры, а в первую очередь новые маршруты.

В качестве узловых аэропортов определены восемь: Санкт-Петербург, Екатеринбург, Новосибирск, Красноярск, Иркутск, Хабаровск, Ростов-на-Дону и Минеральные Воды. Как сообщают в Минтрансе, это позволит полностью покрыть маршрутной сетью территорию РФ.

Также программа предусматривает ограничение пассажиропотока на субсидируемом маршруте до 10 тыс. человек. Это послужит толчком для развития новых направлений.

Прогнозы

Некоторые эксперты полагают, что при таких темпах возобновления перевозок авиакомпании вполне могут составить конкуренцию РЖД. Теперь у российских пассажиров есть вполне реальная альтернатива транзитным рейсам через Москву.

Сама конкуренция между РЖД и авиакомпаниями, по мнению экспертов, может увеличить рост пассажиропотока в целом и благоприятно сказаться на ценовой политике. Прогнозируется, что при сохранении темпов роста авиаперевозок может измениться процентное соотношение между пассажирами поездов и самолетов.

Тем не менее росту авиаперевозок все еще мешает ценовая политика: если в 1980-х годах средняя стоимость одного перелета составляла 20% средней заработной платы гражданина, то сейчас эти показатели почти равны. В Европе, в свою очередь, стоимость перелета составляет, по некоторым оценкам, 5% среднего заработка.

Тем не менее ожидается, что при инновационном сценарии развития экономики России объемы авиаперевозок могут увеличиться вдвое в ближайшие десять лет, а к 2031 году пассажирооборот может вырасти в 3,4-4,5 раза по сравнению с 2011-м....
Авторские права на данный материал принадлежат «Эксперт - Северо-Запад». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка