О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"Ростех" перезапускает двигатели

"Ростех" разрабатывает стратегию развития своего убыточного холдинга - Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК)

Как стало известно "Ъ", "Ростех" разрабатывает стратегию развития своего убыточного холдинга - Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК). Для государства дешевле всего превратить ОДК в производителя двигателей исключительно для военных самолетов. Этот сценарий потребует до 2020 года 51 млрд руб. бюджетных денег и масштабного сокращения сотрудников, но два других в несколько раз дороже и глубоко убыточны.

"Ъ" удалось ознакомиться с предварительными материалами стратегии развития Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК; контролируется ГК "Ростех" через ОПК "Оборонпром") до 2020 года, подготовленными консультантом Strategy Partners Group. Сейчас документ обсуждается и должен быть принят до конца 2013 года.

ОДК представляет всю отрасль авиационного и отчасти ракетного двигателестроения России. В проекте стратегии признается "тяжелое финансовое положение" корпорации, чистый убыток которой в 2012 году вырос в шесть раз, до 3,7 млрд руб. Рентабельность ОДК по EBITDA в 2009-2012 годах сократилась почти вдвое, до 7,7%, тогда как долговая нагрузка "неприемлемо высока" - долгосрочный долг составляет 53% от выручки за 2012 год, то есть порядка 66 млрд руб., а краткосрочный - около 59 млрд руб. Среди причин убыточности ОДК Strategy Partners видят "несбалансированный портфель бизнеса", который "имеет перекос в сторону продуктов на спаде жизненного цикла и в стадии разработки". Также консультанты говорят о "низкой операционной эффективности" ОДК из-за "архаичности" производственной системы.

В документе отмечаются высокие риски ОДК, связанные со снижением объемов поставок двигателей в будущем. В частности, в сегменте двигателей для военной авиации ОДК может потерять крупные заказы от ключевых клиентов - Китая и Индии. Внутренние заказы в рамках госпрограммы вооружений (ГПВ) могут не компенсировать это снижение. "В связи с зависимостью бюджета от цен на нефть возможен перенос части закупок по ГПВ на следующую пятилетку при неблагоприятных макроэкономических сценариях",- полагают авторы документа. Риски по гражданскому дивизиону связаны в первую очередь с возможностью "срыва планов" ОАК "по производству самолетов по программам МС-21 и SSJ-100" и завышенными прогнозами "Вертолетов России" по экспорту гражданской техники.

ОДК создана в 2008 году. Объединяет десять предприятий, выпускающих двигатели для военной и гражданской авиации, ракетные двигатели, газотурбинные установки. Основной объем выручки (45%) приносят военные заказы. Выручка в 2012 году выросла на 10%, до 126,2 млрд руб. Чистый долг - около 160 млрд руб.

По мнению авторов документа, "с учетом неопределенности рынка" есть высокий риск, что ОДК останется убыточной до 2020 года. Они предлагают три модели развития ОДК, которые потребуют "масштабной реорганизации". Первая заключается в "отказе от амбиций" в гражданском сегменте и "фокусе" на военной продукции. Вторая предусматривает "выполнение спецзадач и постепенный долгосрочный выход на гражданский рынок". В рамках третьей авторы предлагают ОДК сформировать "максимальный портфель" как на гражданском, так и на военном рынках. Все варианты требуют масштабного госфинансирования, по мнению источников "Ъ", за счет ФЦП. В ОДК поясняют, что она участвует в трех программах - "Развитие ОПК", "Развитие гражданской авиационной техники" и "Национальная технологическая база".

Переход ОДК к производству только военной продукции наименее затратен - он потребует инвестиций до 2020 года на уровне 93 млрд руб., из которых при "консервативном сценарии спроса" 51 млрд руб. придется на госсредства. При этом ОДК должна постепенно выйти из гражданских активов, перенести ключевые компетенции на военные площадки и сократить примерно 25 тыс. человек (сейчас в ОДК с учетом ФГУП "Салют" работают 83,4 тыс. человек). По второму сценарию ОДК потребуется 129 млрд руб., 79 млрд руб. из которых - от государства. Корпорации придется сократить до 30 тыс. сотрудников. Последняя модель "максимального портфеля" заказов требует инвестиций в размере 185 млрд руб. при господдержке в 140 млрд руб. Если же ничего вообще не менять, ОДК понадобится более 180 млрд руб. бюджетных денег до 2020 года, в том числе на покрытие убытков. Но если будут реализованы второй и третий сценарии развития, убытки ОДК до 2020 года все равно "практически неизбежны".

В ОДК говорят, что предложенные варианты развития "будут дорабатываться и уточняться". В "Ростехе" подчеркивают, что "стратегия развития ОДК находится на согласовании в госкорпорации" и говорить "о наиболее предпочтительной модели развития ОДК можно будет только к концу текущего года, после принятия стратегии".

По мнению заместителя директора Центра анализа стратегий и технологий Константина Макиенко, ОДК "однозначно нужно оставаться в сегментах и гражданского, и военного двигателестроения", чтобы обеспечить "синергию технологий" и сбалансированный портфель. Он подчеркивает, что рынок гражданских заказов "значительно шире", чем военные поставки на внутренний рынок, которые "иссякнут" с завершением госпрограммы вооружений в 2020 году....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка