О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Мы выжили, и у нас большие планы на будущее - заместитель генерального директора "Псковавиа"

О сегодняшнем дне, проблемах и планах на будущее рассказал заместитель генерального директора ОАО "Псковавиа" Игорь Смирнов

В конце 90-х прекратились практически все регулярные пассажирские рейсы, выполняемые "Псковавиа". Однако, компании удалось преодолеть долгий период застоя - помимо полетов в Москву, в августе авиакомпания приступила к выполнению регулярных пассажирских рейсов в Санкт-Петербург, Апатиты, Вологду и Брянск, а в ближайшее время авиапарк компании пополнится новыми самолетами.

О сегодняшнем дне, проблемах и планах на будущее рассказал корреспонденту ЦДИ заместитель генерального директора ОАО "Псковавиа" Игорь Смирнов.

- Игорь Александрович, как авиакомпании удалось выжить в период отсутствия регулярных пассажирских рейсов?

- Оставаться на плаву помогли грузовые авиаперевозки. Весь парк наших самолетов, включая инженерно-технический летный состав, работали в командировках в Латинской Америке и Африке, плюс страны Евросоюза. Это нас спасло. Фактически за счет этого мы и сохранились. Если посмотреть на все остальные авиапредприятия советского времени, то они все "лежат на боку". Практически никто не выполняет регулярных пассажирских рейсов. В том числе Вологда - наши соседи. У них был один из крупнейших на Северо-Западе парк самолетов ЯК40. Сейчас их нет. И мы будем выполнять полеты в Вологду на самолете АН24. Ни один борт западного типа не сможет приземлиться в аэропорту "Вологда" по техническим характеристикам взлетно-посадочной полосы. Потому что полоса аэропорта "Вологда" может принимать только самолеты типа ЯК40 и АН24.

- Как небольшая региональная авиакомпания может конкурировать с крупными авиаперевозчиками?

- Для региональной  компании самая основная проблема  - это отсутствие оборотных средств для поддержания парка самолетов, выполнения всех технических регламентов и требований авиационного законодательства. Это очень дорогостоящие составляющие. Продление одного самолета в год составляет порядка 80 тысяч долларов. Эти деньги надо еще и заработать. Персонал в обязательном порядке проходит повышение квалификации, летный состав два раза в год проходит тренажерную подготовку.

Кроме того, с одним самолетом Росавиация не даст разрешения на полет. Их, как минимум, должно быть три. Это минимум для любой региональной компании для того, чтобы инициировать процедуру получения лицензии на выполнение регулярных полетов. А стоимость одного регионального самолета АН140 (аналог АН24) в 2012 году составляла 620 млн рублей. А их нужно три. Где взять 2 млрд вновь открываемой авиакомпании для того, чтобы выполнять полеты с кресельной составляющей до 50 кресел?

- Из скольки бортов состоит сейчас парк самолетов "Псковавиа"?

- Всего в парке у нас восемь самолетов - четыре пассажирских, четыре грузовых и один вертолет. Наши самолеты марки "Антонов". Псковские самолеты по назначенному ресурсу будут осуществлять полеты до 2018 года.

- Когда планируется покупка самолетов Bombardier? Чем обусловлена необходимость приобретения таких самолетов?

- Планируется обновить парк воздушных судов "Псковавиа" двумя региональными самолетами Bombardier. Это региональный тип самолета, который на сегодняшний день эксплуатируется и обслуживается во многих  аэропортах России. Кроме того, он сможет летать и в Европу - радиус полета у него порядка 2500 км.

Данные самолеты приобретает в собственность администрация Псковской области, а "Псковавиа" будет эксплуатантом данных самолетов. В ближайшее время первый самолет уже должен прийти в нашу авиакомпанию. Скажу больше - он уже находится на территории РФ.

- В каком направлении он будет летать?

- Все действующие направления. Москва - в первую очередь. Одним из первых международных пассажирских рейсов на регулярной основе, который будет выполняться на самолете типа Bombardier, будет Рига.

- Игорь Александрович, в чем на ваш взгляд была ошибка авиакомпании AirBaltic, которая пыталась наладить регулярное сообщение между Псковом и Ригой?

- Здесь сложно давать комментарий. Очень маленький был период вхождения авиакомпании. У них совершенно другой принцип выявления и становления маршрута - они смотрят методом проб и ошибок. Вероятнее всего, самый основной пик активного сезона пришелся не на лучшие периоды захода AirBaltic в Псков.

- AirBaltic делала ставку на стыковочные рейсы в Европу. На что будете ориентироваться вы при запуске маршрута?

- Мы не занимаемся увязками. Любой слот формируется под разлетную программу базирующего эксплуатанта. AirBaltic основные свои разлеты начинает в утренний период, то есть соответственно для комфортного прилета и дальнейшего разлета через аэропорт Риги оптимальным будет вылет поздним вечером и возврат до Москвы. На наш взгляд, важно, чтобы можно было воспользоваться услугой транзитного полета на Москву. Потому что данный тип самолета предусматривает несколько другую экономику.

Мы считаем, что рейс в Ригу будет действительно востребованным и доступным по тарифам. Кроме того, пассажиры будут проходить процедуру таможенно-пограничного контроля в Пскове и дальше им не надо проходить эту процедуру.

- Нынешний рейс на Москву оправдывает ожидания?

- Да, по Москве наблюдается существенная положительная динамика. На сегодняшний день произошло увеличение порядка 22% по сравнению с прошлым годом.

- Планируется ли увеличение частоты рейсов по маршруту "Псков-Москва-Псков"?

- Пока мы не видим целесообразности увеличения частоты выполнения рейсов до 7 раз в неделю. Увеличение до 5 раз в неделю имеет смысл. О субботе и воскресенье говорить пока преждевременно. Надо сначала обеспечить нагрузку. Авиация - это очень дорогое удовольствие. На сегодняшний день экономической потребности пока нет.

Отмечу, что возвратный пятничный рейс из Москвы сейчас показывает, что помимо наших граждан, в том числе и бизнеса, уже формируются маленькие группы людей, которые в пятницу прилетают в Псков и в понедельник улетают в Москву. Это как раз говорит о том, что по стоимости самолет становится удобным для людей, планирующих свое путешествие. Здесь еще следует учитывать, что сейчас происходит перераспределение туристического выездного потока не на Москву, а на Питер.

- С 1 августа "Псковавиа" приступила к выполнению новых рейсов. Каковы первые итоги?

- Смело могу сказать, что рейсы состоялись. Хорошую динамику продаж демонстрирует рейс в Апатиты. Если говорить о глубине продажи по Апатитам, что здесь речь идет уже об октябре. В целом по состоянию на 8 августа на новые рейсы реализовано более 800 билетов. теперь добавился рейс в Брянск, увеличивается загрузка на Санкт-Петербург.

- Вы довольны динамикой?

- В первую очередь мы рады, что рейсы с базового аэропорта осуществляются. В особенности нас радует то, что после 20-летнего перерыва мы восстановили так называемые рейсы "Орбита" - через Санкт-Петербург на Апатиты. Правда раньше была промежуточная посадка  в Петрозаводске. Но, я думаю, что и над этим будем работать, потому что в наш адрес поступило обращение от республики Карелия с просьбой рассмотреть возможность организации рейса Санкт-Петербург - Петрозаводск.

- Но ведь о возможности таких полетов говорят уже давно. В прошлом году Андрей Турчак озвучивал вероятность создания плеча "Псков-СПб-Петрозаводск". Почему же рейса пока нет?

- В марте была одна из программ, по которой заявлялись новые маршруты из Санкт-Петербурга. Мы подавали заявку в Росавиацию на рейс Санкт-Петербург-Петрозаводск. Тогда в конкурсе по данному направлению помимо нас участвовала авиакомпания "Россия", по результатам рассмотрения именно их заявку  признали победителем. Но на сегодняшний день рейсы в Петрозаводск "Россия" не выполняет.

- Планируете ли развивать авиасообщение в южном направлении?

- После перехода на Bombardier обязательно организуем рейсы в южном направлении. Наиболее вероятно, что это будет Анапа или Сочи. На сегодняшний день от туристических компаний самое большое количество обращений по проработке маршрута на курорты Краснодарского края поступило на Анапу и Геленджик. Но это планы уже на следующий летний период.

Мы и в этом году могли выполнять такие рейсы. Но экономика рейса на самолете АН24 не позволяет туда долететь без промежуточной посадки, связанной с дозаправкой самолета. Каждая посадка - это порядка 50 тысяч рублей дополнительно. Это все включается в стоимость билета, соответственно, цена билета в данном случае не будет доступной для семейных путешествий. Ну и второе, это определенные неудобства, когда есть промежуточные посадки - по времени обслуживания это еще добавляется лишний час.

- Не боитесь конкуренции со стороны РЖД?

- У РЖД в сезон идет тенденция увеличения стоимости билетов. В авиации же все говорят, что это недопустимо, и пытаются различными административными ресурсами добиться снижения.

Снижения можно добиться, но не с точки зрения авиакомпаний - это заблуждение. Уменьшить стоимость билетов можно с помощью снижения затрат на аэропортовые услуги и топливной составляющей - это самые дорогостоящие виды. Авиакомпания не стремится зарабатывать поднимая тарифы, она тарифами пытается минимизировать свои убытки. Она не заинтересована гнать пустой самолет по завышенным ценам. Лучше пусть тариф поменьше, но загрузка больше будет.

- Игорь Александрович, на ваш взгляд, тарифы на новые рейсы являются доступными для псковичей?

- Я уверен, что наши тарифы на сегодняшний день доступны для большинства планируемых поездок. Самый доступный тариф до Питера туда и обратно снижен до 1100 рублей. Это сделано для того, чтобы обеспечить максимальную загрузку на этом направлении. Потому что действующим договором предусматривается именно аналитическая наработка, информация по востребованности и тарифной доступности. Эти тарифы оптимальны. По сути дела тариф 600 рублей для авиационной составляющей - это очень дешево.

- Снизив минимальную стоимость до 600 рублей, вы практически сравнялись с тарифами на маршрутки. Есть ли какие-то сложности, с которыми псковичи могут столкнуться во время регистрации или по прибытию в Питер?

- Из неудобств можно отметить отсутствие рейсовых автобусов до аэропорта Пскова. Но эта проблема временная, мы уже обратились в "Псковпассажиравтотранс" с просьбой рассмотреть возможность запуска маршрута, по времени взаимосвязанного с вылетом самолета. Думаю, нам удастся решить этот вопрос положительно.

Регистрация начинается за час сорок, за 40 минут до вылета она заканчивается. У нас нет очередей, нет проблем с регистрацией. Все достаточно удобно. Люди в Пулково не летят с огромными чемоданами. От момента посадки до выхода из аэровокзального комплекса проходит примерно 10-15 минут. То есть пассажир может сесть в маршрутку и ехать дальше. Понятно, что бывают сложности, чтобы добраться до центра.

Пассажиры же утренней маршрутки из Пскова, которая отправляется в 5 часов, приезжают в Питер одновременно с пассажирами самолета. Но в 5 часов надо сесть в маршрутку, а здесь вылет в 8 часов.

Еще хочу отметить, что при полете в хорошую погоду приятно посмотреть маршрут. Думаю, что не все псковичи знают, что маршрут полета в Санкт-Петербург пролегает через Новгород. Такова схема движения.

- "Псковавиа" - пунктуальная авиакомпания? Случаются ли задержки рейсов?

- В авиации существует такое понятие как слот.  Нам определен прилет в 8.10 в Домодедово. Если мы не будем соблюдать слот, то в режиме ожидания в районе аэродрома можем находиться до 30 минут. 30 минут полета - это прямые убытки авиакомпании, это значит, что сожжется определенное количество топлива.  Слот, установленный для нас в Пулково и Домодедово, мы считаем самым удобным и комфортным для наших пассажиров. Данного слота мы придерживаемся. По результатам прошлого года мы завоевали призовое место по пунктуальности в классе региональных авиакомпаний, которые используют отечественную технику. Кроме того, по итогам июня 2013 года наша авиакомпания заняла первое место в конкурсе "Самые пунктуальные авиакомпании", который проводится аэропортом Домодедово. Надеемся, что и от Воздушных ворот мы такое свидетельство получим.

- Это свидетельство в дальнейшем как-то пригодится?

- Безусловно. Это дает право при последующих рассмотрениях о увеличении частоты полетов инициировать получение такого же удобного слота.

- Не секрет, что аэровокзальный комплекс Пскова требует модернизации и реконструкции. Есть ли это в планах?

- Без реконструкции аэровокзала и перрона невозможно осуществлять какие-то другие действия по обслуживанию самолетов большей вместимости. Аэропорт может принимать и обслуживать до 200 человек в час - у нас именно такая пропускная способность. Но на сегодняшний день мы обслуживаем 50 человек - это есть региональный тип, нам его достаточно, мы укладываемся в норматив, который определен. Аэропорт "Псков" допущен к приему самолетов класса Эйрбас 319 и Боинг 737. То есть средний магистральный самолет мы сможем принять.

Вопросы реконструкция аэровокзального комплекса уже проработаны в администрации области. Существует разработанный бизнес-план. Он находится сейчас в Минтрансе.

- Есть ли на предприятии проблемы с персоналом?

- Да, проблему нехватки летно-технического персонала мы ощущаем очень остро.

- Как удается решать это вопрос?

- Есть молодые ребята, которым мы дали направление на учебу, и по окончании они вернутся. Также прорабатываем вопросы, встречаемся с курсантами летно-технических училищ, с выпускниками - приглашаем на работу.

Молодое поколение хочет летать только на западных самолетах, а этому еще надо научиться. Они себя видят на больших самолетах, а навыков никаких нет.

Для того, чтобы пилот приступил к самостоятельной работе, нужны очень длительные процедуры - тренажерные и аэродромные тренировки. Только ввод молодого пилота из училища составляет более 150 часов - именно столько необходимо налетать, чтобы он вошел в состав экипажа.

Любая компания, на которую рассчитывает молодежь (для полетов на западной технике), предъявляет  минимальные критерии по времени налета - 1500 часов. Где им этот налет осуществить?

Вообще с этого года ребята с предвыпускных факультетов летных училищ  стали более активны. Они обращаются, присылают резюме. Потому что для десятки крупных перевозчиков требуются уже готовые специалисты. А где их взять, как не вводить нам. Мы готовы принять молодых, но пока на данном типе технике. К примеру, среднее обучение одного члена экипажа на западный тип самолета составляет порядка 100 тысяч евро....
Авторские права на данный материал принадлежат «Центр деловой информации Псковской области». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка