Опубликовано: 16.08.2013, 10:50
 

Как самолет становится музеем: в Новосибирске реставрируют Ил-86


Легендарный советский лайнер Ил-86, который шесть лет назад прекратил полеты и ожидал утилизации, сейчас готовится стать музеем авиации аэропорта "Толмачево" в Новосибирске. Накануне Дня Воздушного флота корреспонденты РИА Новости побывали в будущем музее.

Специалисты аэропорта рассказали, в чем сложность воссоздания первоначального облика самолета, об идеях внутреннего интерьера будущего музея и о том, как новосибирский детдомовский парнишка на этом лайнере "зайцем" летал.

Самолет "для себя"

Пока к Ил-86 доступ для всех желающих закрыт. Получив разрешение на съемку, мы прошли досмотр в аэропорту, надели специальные ярко-желтые жилеты, без которых находиться на летном поле запрещено, и в сопровождении сотрудника авиаузла прошли к стоянке лайнера.

"Стоять на летном поле Ил будет не всегда. Это временная мера, до тех пор, пока его не приведут в должный вид. После его транспортируют и установят за зданием старой гостиницы аэропорта. Тогда посетить музей сможет любой желающий", - поясняет пресс-секретарь "Толмачево" Ирина Шавшина.

Лайнер виден издалека - не заметить на фоне современных самолетов такую громадину сложно: белый, немного запылившийся красавец. У самолета встречает главный инженер инженерно-авиационной службы аэропорта Евгений Петров и инженер по планеру и двигателю Юрий Воротников. Он же, кстати, руководит процессом реконструкции.

Попасть в самолет, как оказалось, непросто - трапы лайнера пока неисправны. Есть техническая стремянка, но без специальной сноровки упасть с нее можно в три счета. Однако у специалистов, работающих с самолетом, получается преодолевать ее виртуозно.

Столько места, что с современными Airbus или Boeing просто не сравнить. Высокий потолок не нависает прямо над головой и индивидуальные вентиляторы не сверху, а встроены в спинку стоящего впереди кресла. И расстановка кресел просторная, комфортная для пассажира с любым ростом, - расстояние между рядами заметно больше, нежели в большинстве современных самолетов.

А еще большой гардероб, лифт для кухни и туалет, в который не надо протискиваться. Неспроста тогда говорили, что Ил - самолет, сделанный от души, как "для себя".

"Это самолет первого класса. В одном ряду с Boeing 767. Даже с новыми А320 не сравнить - там туалет и кухня в хвосте. У последних восьми рядов постоянно очередь желающих в туалет выстраивается, которая к тому же мешает бортпроводникам, пробивающимся со своими тележками", - говорит Воротников.

Кафе и тренажеры

Однако ремонтной бригаде нужно еще потрудиться, чтобы вернуть первоначальный облик. Пока здесь обшарпанный пол, в передней части салона старые кресла с другого самолета, отправленного в утиль, и приборная доска в кабине пилотов, еще зияющая черными дырами. Концепция музея еще обсуждается, говорят сотрудники аэропорта.

"Как вариант, в хвостовой части будет детское кафе и музей аэропорта, а в передней - детальная реконструкция салона. Но главное - нужно собрать вещи, связанные с авиацией с 1957 года по 2013 год: фотографии, расписания, буклеты, билеты, бортовую посуду и так далее", - рассказывает Шавшина.

Раньше самолет принадлежал авиакомпании S7. Осенью 2007-го остановили его эксплуатацию. "Толмачево" выкупил лайнер, который был подготовлен на сдачу в металлолом.

"Была только обшивка снаружи. Внутри не было ни одной панели. Ни кресел, ни проводки в кабине, ничего. Сейчас осталось найти 65 наименований приборов, а сначала нужно было около 200. Везде по России ищем детали. Нужно решать вопрос о ковролине и чехлах…", - говорит инженер Воротников.
Подвоха не заметят

Но это не самая главная проблема, которую придется решить. Нет двигателей. Да и найти их сейчас просто невозможно. В начале 2000-х годов от Ил-86 пришлось отказаться всем авиакомпаниям.

Во-первых, из-за неэкономичности воздушного судна: расход топлива составлял 14 тонн в первый час, и 12 - в последующие, а также из-за несоответствия уровня шума двигателей лайнера требованиям зарубежных авиационных властей. Во-вторых, резко упал пассажиропоток. В итоге почти все машины сдали в утиль.

"Мы сейчас ведем переговоры с одним из заводов, чтобы специально для нас сделали муляж двигателей на Ил, причем нужно соблюсти все до мелочей, чтобы даже знающие люди не заметили подвоха", - продолжает Петров.

В разговоре и Петров, и Воротников не скрывают, что сожалеют об ушедшей авиаэпохе и забытой инженерной мысли. Ил-86 был самым современным лайнером для 1980-х годов: имел лучшее навигационное оборудование, а гарантом надежности было четырехкратное резервирование всех систем. Позже на его базе был создан Ил-96, который остался не востребованным. Хотя сегодня, по их словам, был бы в своем классе лучшим.

"Самолеты утилизируют… Но главное, что остаются люди, которые живут авиацией. Я вот сам почти 30 лет российской авиации отдал. А ведь немало тех, кто предпочел работу за границей. <…> И кстати, в создании Boeing 787 (Dreamliner) участвовало немало бывших российских специалистов", - отмечает Воротников.

Облетел полмира "зайцем"

Как вспоминают в аэропорту, с самолетом, который в скором времени станет музеем, связано немало разных историй. В том числе и, казалось бы, совершенно невероятных.

Так новосибирский детдомовец в 1990-х годах из аэропорта "Толмачево" чуть ли не полмира "зайцем" облетел, в том числе и на этом Ил. "Пробирался на летное поле, прячась за автобусом добегал до самолета, и прятался среди багажа. Когда обслуживали самолет и снимали обшивку, нашли отметки вроде "здесь был Вася", - рассказывает инженер.

А один из курьезов случился во время обучения бортпроводников, когда новичкам рассказывали о надувном трапе.

"На Иле система стоит, когда при переводе ручки в положении более 90 градусов, дверь отщелкивается, а потом сцепленный трап, спрятанный под коробом, выбрасывается и надувается. Когда инструктор начал переводить ручку в состояние "автомат", все начало шипеть. Испугавшись, он схватился за ручку и попытался ее вернуть в прежнее положение, но не тут-то было", - смеется Воротников.

Даже подоспевшая бригада не смогла помочь - трап начал вываливаться из короба внутрь салона. В конечном итоге система победила: трап разложился. Собирали его сторонние специалисты. Поэтому было это довольно накладно. Но потом укладывать трапы научились и работники "Толмачево".

Первый в Сибири

Установка нового "крылатого" музея будет куда сложнее по сравнению с работами над первым экспонатом Музея истории авиации "Толмачево" - Ту-154. "Нет технической возможности демонтировать часть крыла самолета, поэтому будем буксировать самолет с неотстыкованным крылом", - говорят инженеры.

А поэтому, поясняют они, придется освобождать территорию - убирать столбы, ограждения и внутреннюю парковку.

В Сибири это будет первый подобный музей. В России, возможно, второй. Одновременно в "Пулково" также реконструируют Ил-86.

Точные сроки в "Толмачево" пока не называют, все зависит от того, какая именно концепция музея будет принята. Если решат наполнить самолет-музей всеми атрибутами советской эпохи гражданской авиации, понадобится время не только на технические работы, но и на поиск экспонатов.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 16 августа 2013 года | Дайджест публикаций за 16 августа 2013 года
Авторские права на данный материал принадлежат информационному агентству «РИА "Новости"». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Авиакомпания "Сибирь", Авиационный Комплекс имени С.В. Ильюшина, Ту-154, Ил-86, Ту-154М, Рижский Институт Аэронавигации (в процессе тестирования)