О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Авиационная безопасность создается на земле

12 июля службе авиационной безопасности ОАО "Аэропорт "Якутск" исполнилось 40 лет

12 июля Службе авиационной безопасности ОАО "Аэропорт "Якутск" исполнилось 40 лет. Все эти годы ее руководители практически ничего не рассказывали журналистам о своей деятельности. И вот по случаю этой даты они решили отойти от правил и рассказать читателям "Якутии", как осуществляется та самая безопасность, от которой зависит жизнь пассажиров.

Сегодня директор по авиационной безопасности ОАО "Аэропорт Якутск" Василий Таллаев и начальник САБ Михаил Горбунов - наши собеседники.

- Василий Егорович, вы работаете директором десять лет, давайте вспомним, с чего началась история вопроса об авиационной безопасности в России?

- С первой попытки угона самолета, которая произошла именно в Якутии, в аэропорту Нижние Кресты, в октябре 1958 года, когда один из жителей попытался угнать самолет Ан-2. Инцидент обошелся без жертв. Все понимали, что угонщик на нем далеко не улетит, но такой факт имел место.

Другой вопиющий случай произошел в октябре 1970 года, когда террористы отец и сын Бразинскас - 45и и 13 лет угнали самолет Ан-24, выполнявший рейс Батуми—Сухуми-Краснодар. При захвате воздушного судна погибла бортпроводница Сухумского авиаотряда Надежда Курченко, которая пыталась предотвратить угон, но прогремевший в салоне выстрел оборвал жизнь 19-летней девушки.

- Но в Якутии был еще один захват самолета…

- Да, он произошел в Нерюнгри в августе 1990 года, когда сбежавшие во время этапирования заключенные захватили гражданский самолет Ту-154, следовавший рейсом Нерюнгри--Якутск. Тогда я работал в Нерюнгри, и хотя в тот момент был в отпуске, знаю, что для дозаправки воздушное судно садилось в Красноярске и Ташкенте. Уголовники долго размышляли, куда лететь дальше - в Китай или Индию. В итоге выбрали Пакистан.

В Карачи преступников задержали -- они просили политическое убежище, а их всех арестовали и после суда добавили еще по нескольку лет тюрьмы.

- Как вы думаете, почему в Якутии самолеты угоняли дважды?

- Очень много лет все аэропорты в нашей стране охраняла военизированная охрана - ВОХР. В ней работали пожарные стрелки, которые одновременно служили охранниками. В тот период ВОХР состояла из 86 человек. В аэропорту "Якутск" служба авиационной безопасности появилась официально в 1996 году. До нее безопасность пассажиров обеспечивала транспортная милиция. Свой первый досмотр наши работники проводили в новом терминале, ныне, как мы говорим, старом, где находится международный сектор. С вводом год назад современного аэровокзала европейского уровня численность службы безопасности увеличилась до 300 человек.

Сегодня специалисты проводят досмотр пассажиров, багажа и ручной клади, по результатам которого в 2010 году было выявлено 143 человека, которые пытались пронести запрещенные к перевозке предметы и вещества, в 2012-264. Из всех видов оружия холодного изъято 69 единиц и 92 единицы соответственно, боеприпасов - 753 штуки и 114, ядовитых веществ - свыше 20 кг и более 116 кг, легковоспламеняющихся жидкостей - 62 литра и 90 литров.

Вообще само по себе понятие "досмотр" появилось после того, как 12 июля 1973 года Министерством гражданской авиации было создано Управление режима авиационной безопасности, с чего, собственно говоря, и начался отсчет Службы авиационной безопасности аэропорта "Якутск", которая тогда называлась СБА Сегодня о работе наших специалистов можно судить по авиационной защищенности аэропорта.

- Что она собой представляет и как обеспечивается безопасность пассажиров на земле?

- Я уже говорил, что в САБ работают 300 человек. Они, охраняют территорию аэропорта по всему периметру, составляющему 14 км, осуществляют досмотр пассажиров, ручной клади, багажа, технических средств, патрулируют аэродром. В 2012 году у нас создана группа быстрого реагирования, которая работает в четыре смены и реагирует на любые ситуации, связанные с проникновением на территорию аэродрома.

Могу сказать, что они пресекаются с ходу. Построенные в 1984 году первые ограждения в железобетонном исполнении российское ведомство Администрация гражданских аэродромов в 2010 году полностью поменяла, и теперь они находятся в отличном состоянии. Две взлетных полосы, стоянки и все ограждения в аэропорту являются федеральной собственностью, поэтому они обновляются и содержатся за счет федерального бюджета.

- Безопасность пассажиров осуществляется только силами вашей службы?

- Нет. Служба авиационной безопасности аэропорта "Якутск" работает совместно с транспортной полицией, которая следит за общественным порядком и участвует в досмотре пассажиров.

А отдел вневедомственной охраны (ОВО) проводит досмотр транспорта, въезжающего на территорию аэропорта через КПП.

- Михаил Николаевич, скажите, кто отвечает за безопасность пассажиров в полете и аэропортах республики?

- Службы безопасности авиакомпаний, ФКП "Аэропорты Севера", которые имеют собственные подразделения служб авиационной безопасности во всех улусных аэропортах. С ними со всеми мы тоже сотрудничаем. Пассажиры должны понимать, что их безопасность начинается с земли. Если наша служба обеспечивает стопроцентный досмотр пассажиров и багажа, то в полете она гарантируется.

- Василий Егорович, пройти в пассажирские терминалы с опасным грузом можно, минуя досмотр?

- Со всей ответственностью заверяю- нет. Служба безопасности располагает современными рентгено-телевизионными интроскопами, через которые багаж проходит по ленте. Автоматическая система досмотра работает безупречно.

Михаил Горбунов: - Более того, досмотр багажа проводится дважды - при входе в аэровокзал и в багажном отделении, куда он отправляется после регистрации пассажиров. Если обнаруживается опасный предмет или вещество, сотрудники вызывают для совместного досмотра того пассажира, которому принадлежит багаж.

Василий Таллаев: - Бывает, что интроскоп не может определить содержимое емкости, тогда в присутствие пассажира устанавливается, опасно оно или неопасно, после чего принимается решение, изымать его или отправлять в полет со всем багажом. Снятый с перевозок груз хранится на складе. До 2004 года досмотра при входе в аэровокзал не было. Его ввели после того, как в аэропорту Домодедово два самолета, вылетев в разные направления, взорвались в воздухе. Должен сказать, что досмотр при входе в здание аэровокзала был воспринят пассажирами поначалу в штыки. Они возмущались, скандалили, особенно, когда приходилось в ожидании очереди стоять на улице. Вскоре люди поняли, что это делается ради их безопасности.

- Василий Егорович, на вашей памяти были случаи, представляющие угрозу пассажирам?

-Серьезных не было, а курьезные случались. Один из них произошел в старом здании аэровокзала, где сейчас находится международный терминал. Однажды возле него под лестницей уборщик нашел однажды гранату, которую, видимо, кто-то оставил, узнав, что в аэровокзале проводится досмотр. Объявили тревогу, эвакуировали пассажиров, вызвали саперов. Слава богу, она оказалась учебной. Или другой пример. Как-то газоанализатор среагировал на взрывчатое вещество, которое могло находиться у одной пассажирки в сапоге. Его изъяли, крутили, проверяли по всякому - сигнал идет. Вызвали кинолога с собакой, и она села возле женщины. Пассажирка подняла скандал, стала звонить мужу, который оказался большим начальником. В общем, шуму было много. Женщине сапог вернули, не ехать же ей в одном. Но на какой-то взрывчатый компонент или дезодорант газоанализатор и собака среагировали,

- Собаки тоже несут службу, какие у них обязанности?

- Восемь собак, которые трудятся в кинологической службе с 2004 года, нацелены на поиск взрывчатых веществ. Они отличают их по запаху. В прошлом году в некоммерческой организации—научно=учебном центре "Авиационная безопасность и новая техника"("АБИНТЕХ") в Москве кинологическая служба из Якутска прошла первой добровольную сертификацию. В этом центре наших инспекторов обучают, оттуда приезжают специалисты, которые проводят в Якутске первоначальную подготовку, переподготовку и курсы повышения квалификации кинологов.

Михаил Горбунов: - Наши собаки востребованы, вместе с кинологами они оказывают разного рода услуги работникам МВД, ФСБ и других организаций. В этом году собака, которая обучена искать наркотики, помогла сотрудникам Федеральной службы безопасности задержать наркокурьера, который приехал на "ГАЗЕЛЕ" с юга России и привез с собой 1,5 кг героина.

По правилам службы безопасности, если в здании аэровокзала или на его территории находится бесхозная сумка, людей из него надо эвакуировать. После присвоения кинологической службе аэропорта сертификата такая необходимость отпала. Когда помощники кинологов находят взрывчатку или наркотики, они садятся рядом и без команды от них не отходят. Бывает, что люди забывают в аэровокзале вещи. По правилам безопасности их проверяют сначала собаки. С ними работают специалисты=кинологи, которые пришли к нам из МЧС, МВД и армии. Они любят своих питомцев и могут заниматься с ними сутками. Собакам созданы хорошие условия. При кинологической службе есть гостиница, которая в летнее время принимает животных, когда хозяева уезжают в отпуск.

- Михаил Николаевич, к Службе авиационной безопасности предъявляются высокие требования, которые, видимо, регламентируются?

- Конечно, они прописаны в авиационных правилах, обкатаны на практике и дают положительные результаты. Вместе с тем сегодня законодательство реформируется, вводятся в действие Федеральный закон о безопасности на транспорте и сопутствующие нормативные документы. По сути они мало чем отличаются от тех документов, которыми пользуемся мы. Дело в том, что на многих видах транспорта такое понятие, как безопасность, вообще отсутствовало. Если у нас службы досмотра работают с 1973 года, то на автомобильном, речном и железнодорожном транспорте их вообще не было. Сейчас новое законодательство по обеспечению безопасности распространяется на весь транспорт, и воздушный в том числе. Некоторые коллизии и дублирование в документах присутствуют. Но Минтранс РФ над этой проблемой работает. Возможно, их конкретизируют. На мой взгляд, это просто необходимо. Нужно развивать авиационную безопасность, совершенствовать законодательство, отдельные статьи, которые уже устарели.

- Василий Егорович, как финансируется авиационная безопасность?

- Сегодня грех жаловаться. Президент и правительство республики поддерживают предприятие в этом вопросе. С вводом современного аэровокзала была установлена новая смотровая техника, которая стоит свыше 50 млн рублей. И в старом здании аэровокзала интроскопы тоже менялись, хотя они стоят очень дорого. Поскольку аэропорт - коммерческая организация и за взлет-посадку получает деньги, то в них тоже предусматриваются средства на обеспечение безопасности пассажиров/

- Из разговора с вами складывается впечатление, что по большому счету на нее мало кто посягает?

- Вот и хорошо. Пассажирам важно знать, что авиационная безопасность обеспечивается круглосуточно, я бы сказал, ежеминутно и группы быстрого реагирования готовы прийти на помощь в любую минуту....
Авторские права на данный материал принадлежат «ГУП "Аэропорт Якутск"». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка