О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

МАИ: на МАКСе представим платформы для марсоходов и микроспутники

О том, как ученые сегодня создают основу для армии будущего, какие беспилотники и микроспутники изобретают для изучения космоса и защиты Земли, а также о том, какие самолеты, поднимутся в небо над Жуковским,рассказал ректор МАИ Анатолий Геращенко

В преддверии 20-го авиакосмического салона "МАКС-2013" интерес к новейшим разработкам в области авиации и космической техники возрастает с каждым днем. Часто эту тематику "делят" между собой ученые и военные, однако воплощению конкретной научной идеи в жизнь и принятию ее на вооружение российской армии предшествует кропотливая и долгая работа.
О том, как ученые сегодня создают основу для армии будущего, какие беспилотники и микроспутники изобретают для изучения космоса и защиты Земли, а также о том, какие самолеты, придуманные когда-то студентами и аспирантами, поднимутся в небо над Жуковским, корреспондентам РИА Новости Анне Юдиной и Михаилу Коневу рассказал ректор Московского авиационного института (МАИ) Анатолий Геращенко.

- Анатолий Николаевич, что МАИ планирует представить на авиакосмическом салоне "МАКС-2013" в Жуковском?

- Вообще конец августа для МАИ - очень жаркая пора. Сразу два крупных события - "День инноваций министерства обороны РФ" и Международный авиакосмический салон на аэродроме в Жуковском проходят с разницей в неделю. Конечно, многие экспонаты с мероприятия Минобороны "переедут" на МАКС, но, безусловно, добавятся еще многие не экспонировавшиеся ранее разработки. Например, уникальная стереоскопическая система визуализации для пилотов будет представлена в павильоне "F-1" на стенде РСК "МиГ". В космической части экспозиции представлена мобильная платформа для марсоходов и новейшие разработки в области двигателей малой тяги для спутников, а также микроспутник 601-Х-1.

Международный авиакосмический салон будет длиться 6 дней, с 27 августа по 1 сентября. Естественно, у МАИ на все дни предполагается довольно объемная и разнообразная программа для всех посетителей. В рамках делового дня на МАКСе планируется подписание контракта с нашими американскими партнерами из Университета аэронавтики Эмбри Риддл. А в дни массового посещения салона сразу два самолета, сконструированных в МАИ, примут участие в летной программе - Авиатика-890 и МАИ-223. Фигуры высшего пилотажа продемонстрируют летчики-испытатели отраслевого специального конструкторского бюро экспериментального самолетостроения (ОСКБЭС) МАИ.

- А какие проекты, представленные на выставке "День инноваций Министерства обороны РФ", "переедут" на салон?

- У МАИ есть что показать и предложить министерству обороны. Мы нацелены на заключение долгосрочных контрактов с государственными оборонными структурами. У нас уже есть несколько таких контрактов, но тем не менее мы готовы и дальше работать в этом направлении. Назову только несколько основных проектов. Например, дистанционно-пилотируемый летательный аппарат "Ворон-700", способный нести систему слежения и вооружения, двухместный многоцелевой самолет МАИ-223 "Китенок", самолет с аэродинамически несущим фюзеляжем.

Кроме продукции авиационного и космического назначения, МАИ представляет свои разработки в области военной медицины. Например, аппарат искусственной вентиляции легких, предназначенный для работы в полевых условиях. Надо сказать, что это настоящий прорыв, который не имеет аналогов в мире. Этот аппарат легко решает задачи современной респираторной поддержки при длительной транспортировке пациента в условиях недостаточного количества сжатого кислорода или его полного отсутствия.

- Какие микроспутники разрабатывались в МАИ, есть ли среди них проекты для Вооруженных сил РФ?

- Разработкой малых микроспутников в университете занимается конструкторское бюро "Искра", образованное в 1967 году. В результате его работы на орбиту был выведен не один спутник. Например, малый космический аппарат "Радио-2" отправился в космос в 1978 году. Это был первый в мире университетский спутник и первый в СССР негерметичный космический аппарат.
В 1981 году состоялся ввод аппаратов второго поколения для запуска с борта орбитальной станции "Салют-7" и пилотируемого корабля. Конструкторское бюро "Искра" взялось за разработку и успешно сдало в эксплуатацию космические аппараты для научных исследований "МАК-1" и "МАК-2". Также на базе собственного конструкторского бюро была создана центральная научно-исследовательская лаборатория "Астра".

Совместно с американскими партнерами был запущен спутник Skipper, с немцами - Inspector 1 (X-Mir-Inspector). Велась разработка и изготовление экспериментального тросового спутника "МАК-Т" по российско-американской программе, но работы не завершились в связи с прекращением полета орбитальной станции "Мир". Сейчас элементы недостроенного спутника находятся в МАИ.

Для Малайзии был разработан проект малого аппарата дистанционного зондирования Земли Mosquito. Если говорить о вооруженных силах, то для Министерства обороны мы разрабатывали микроспутник серии 601-Х-1 стандарта CubeSat. Он был предназначен для формирования группировок малых космических аппаратов для отработки их совместного функционирования, испытания новых узлов и агрегатов для других аппаратов, проведение научных и технологических экспериментов.

- Продолжается ли эксперимент "РадиоСкаф" в рамках студенческой программы ЮНЕСКО? Запускались ли еще микроспутники, подобные проекту "Кедр", разработанному МАИ и МГТУ?

- Да, конечно, мы продолжаем принимать участие в этом космическом эксперименте. В настоящее время СККБ "Искра" ведет разработку нескольких проектов микро- и наноспутников. Например, малых космических аппаратов "РадиоСкаф-3" и "РадиоСкаф-4" совместно с ракетно-космической корпорацией "Энергия" и Юго-Западным госуниверситетом. Они предназначены для запуска с борта МКС.

Также совместно с ФГУП ЦНИИ машиностроения разработан наноспутник "Искра-7" с оптимальным соотношением "стоимость-эффективность". Еще одна разработка совместно с научно-производственным объединением имени Лавочкина и научно-производственным предприятием "Даурия" - международный проект для предсказания землетрясений Condor-UNAM-MAI. Еще "Искра-Ресурс" - микроспутник для ресурсных испытаний композиционых материалов и перспективных бортовых систем.

- Уже несколько лет в МАИ при поддержке Роскосмоса разрабатывается спутниковый образовательный видеоинформационный комплекс - "СОВИК". Есть ли у него перспективы военного применения?

- По сути, проект "СОВИК" - это инновационная образовательная программа. Она предназначена для показа четкой картинки Земли из космоса. Эту систему можно использовать в школах, вузах и других образовательных учреждениях. Определяющими моментами здесь являются требования оперативности, демонстрация динамических процессов, многоспектральная съемка, но с умеренным пространственным разрешением около 10-500 метров.

Существующие проекты, например интернет-проекты Google и Yandex, охватывают очень малую часть территории России. Речь идет о крупных городах Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Нижний Новгород и ряде других. Остальная территория представлена со значительно худшим качеством по разрешению и особенно по новизне снимков. Аналогично мало охвачены территории за пределами США, Японии и части Западной Европы. Система "СОВИК" ориентирована для работы по запросам и позволяет получать оперативную видеоинформацию обо всех регионах России. Для военного применения она совершенно не годится из-за своих оптических характеристик. Современные военные системы наблюдения имеют пространственное разрешение более 1 метра.

- С какими зарубежными научно-исследовательскими центрами и вузами сотрудничает МАИ?

- На данный момент МАИ заключил соглашения о сотрудничестве с 56 иностранными вузами. Многие из них - университеты авиационно-космического профиля: Высшая школа аэронавтики и космоса во Франции, Первый авиационный институт, Пекинский аэрокосмический университет, Корейский авиационный университет. Совместная деятельность МАИ и других вузов направлена на создание совместных лабораторий, учебно-научных центров, обмен специалистами и совместные научные исследования и проекты.

Кроме того, МАИ сотрудничает с крупными международными организациями и кооперациями - Китайской академией космических технологий (CAST), Всемирной инициативой инженерного образования (CDIO), Ассоциацией технических университетов России и Китая, Европейской ассоциацией аэрокосмических университетов PEGASUS.

- Как продвигается работа по проекту пилотируемого вертолета "Ворон-700", когда начнутся государственные испытания этого беспилотника, каким оружием он будет оснащен в перспективе?

- Конструкторское бюро кафедры "Авиационно-ракетные системы" ведет работу по созданию этого ударного дистанционно-пилотируемого вертолета с 2009 года. В настоящее время проводится подготовка к выполнению летно-конструкторских испытаний и разработка программы государственных испытаний.

В 2014 году после завершения этих тестов мы планируем выйти на государственные испытания. Вертолет будет оснащен сменным вооружением для проведения специальных и войсковых операций.

- На каком этапе находится создание локального навигационного поля, которое позволяет управлять группой беспилотных летательных или наземных аппаратов без привязки к спутникам?

- Этот вопрос находится в компетенции учебно-научной межфакультетской лаборатории космической робототехники. Сейчас ведется масштабная тестовая работа. Нужно добиться согласованности в действиях автономных робототехнических систем. Например, напланетных колесных платформ или квадрокоптеров при обследовании различных участков планет.

В данный момент система полностью смонтирована и отлажена. В перспективе перед роботизированными аппаратами будут стоять задачи, связанные с разведкой, анализом и подготовкой участков поверхности планеты для осуществления посадки кораблей или строительством некоторых инфраструктурных объектов для различных целей. Понятно, что без группового и согласованного применения автономных роботов эти задачи представляются весьма трудноосуществимыми.

В наземных условиях созданная в МАИ технология локальной навигации позволит обеспечить автономное позиционирование и управление робототехническими системами в тех ситуациях, когда отсутствует возможность управления с помощью глобальных навигационных систем.

- Вертолетостроительная компания Sikorsky сообщила о разработке вертолетов с системой искусственного интеллекта. Какие проекты по данной тематике есть у МАИ? Сотрудничает ли институт с КБ Миля и Камова в данном направлении?

- Естественно. МАИ ведет плотную работу с ОАО "Вертолеты России", в который как раз входят оба конструкторских бюро - КБ Миля и КБ Камова. Разработкой в области создания искусственного интеллекта, а также системой автономного управления вертолетами занимается отдельная лаборатория вуза. Но пока что финансирование на продолжение деятельности нам не предоставили.

- Сколько студентов МАИ в этом году пополнили состав научных рот?

- Весной этого года была создана рабочая группа, которая совместно с представителями войск Военно-космической обороны, Ракетных войск стратегического назначения и Военно-воздушных сил производила отбор наиболее подготовленных студентов МАИ для военной службы в научных ротах. Из 63 человек был отобран 21 кандидат. Под Воронежем в научной роте проходят службу 7 человек-выпускников МАИ. Также есть выпускники МАИ в научных ротах в Подмосковье....
Авторские права на данный материал принадлежат «РИА "Новости"». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка