Источник: журнал «Эксперт»
Автор: Сергей Чернышев, Александр Попов
Опубликовано: 22.08.2013, 12:25

Полетели!

Аэропорт тупикового Усть-Илимска принял первый пассажирский самолет с 2001 года


Аэропорт Усть-Илимска принял первый за последнее десятилетие рейс из Иркутска, который совершил девятиместный самолет "Cessna Grand Caravan" бурятской авиакомпании ПАНХ. Рейсы стали регулярными, и это прекрасная новость для города, построенного в железнодорожном тупике в 250 км от Братска. Между тем правительство Иркутской области уже говорит о том, что Усть-Илимск может стать базовым аэропортом для освоения северных территорий всего региона.

Усть-Илимск - небольшой город, созданный 40 лет назад для строительства одноименной ГЭС на Ангаре и гигантского лесопромышленного комбината. Основное сообщение с внешним миром вот уже много лет - тупиковая ветка железной дороги, которая соединяется с БАМом в районе Братска. Именно с Братском Усть-Илимск долгие годы боролся за звание "северной столицы" Иркутской области - причем речь шла, конечно, не об имиджах и брендах, а прежде всего, о центре сосредоточения бюджетных и частных инвестиций. К концу 1980 годов шансы на успех были равны: например, из того же аэропорта Усть-Илимска отправлялись регулярные рейсы в Новосибирск, Красноярск, Москву и даже Владивосток. Однако в 1990 годы аэропорт из-за резкого снижения пассажиропотока захирел, затем был объявлен банкротом, а после стал собственностью ОАО "АэроБратск". Конкурент праздновал победу, а здание аэропорта, с которого была снята всяческая охрана, буквально растащили по кирпичам местные жители. Осталась только взлетно-посадочная полоса, которую местные приспособили под проведение автогонок.

Поэтому, когда 26 сентября прошлого года новый иркутский губернатор Сергей Ерощенко провел в городе совещание по восстановлению аэропорта, ему не особенно верили. Но не прошло и года, а в Усть-Илимск уже совершен первый регулярный рейс. Для этого, правда, пришлось заново получать всю разрешительную документацию на аэропорт и устанавливать здесь новое модульное здание аэровокзала и охранного пункта - пока что, по сути, вагончики, схожие с теми, что используются вахтовиками.

Интересно, что для полетов выбран малоизвестный небольшой оператор - бурятская авиакомпания ПАНХ. Это объединение было организовано еще в 60-е годы прошлого века для обслуживания вертолетами отдаленных производств и поселков, но в последнее время (официально новая компания зарегистрирована в 2009 году) ПАНХ приступила к развитию местных авиалиний. В частности, в феврале авиакомпания закупила три новых самолета Cessna 208 Grand Caravan. Почти сразу в правительство Иркутской области была подана заявка на субсидирование авиарейсов, а уже 17 мая был совершен первый рейс, связавший Иркутск и райцентр Казачинское на севере региона. Кстати, первоначально предполагалось, что этот рейс на АН-2 будет выполнять авиакомпания "Ангара", входящая в холдинг "ИстЛэнд", который ранее возглавлял Сергей Ерощенко.

Маршрут до Усть-Илимска, как ни крути, пока что исключительно социальный. Себестоимость полета, по данным правительства Иркутской области, составляет 18 тыс. рублей, но с учетом субсидий цена за билет для пассажиров установлена на уровне 4,5 тыс. рублей. Время в пути - 2 часа 20 минут, периодичность - два раза в неделю. "Удобная транспортная схема - это один из главных критериев привлекательности города, - заявил мэр Усть-Илимска Владимир Ташкинов. - Теперь Усть-Илимск открыт как для пассажирских перелетов, так и для грузовых. Восстановление авиационного сообщения для нашего города открывает очень хорошие перспективы".

Вице-премьер иркутского правительства Николай Слободчиков уже пообещал, что следующим этапом станет проработка вопроса запуска в Усть-Илимск самолета вместимостью около 30 человек. А в таком же микроформате вскоре будет восстановлено и авиасообщение Иркутска с Нижнеилимском, а затем и с Нижнеудинском.

Но самое главное, что в региональном правительстве, похоже, всерьез намерены сделать из Усть-Илимска нечто вроде небольшого авиахаба для северных территорий Иркутской области. "Состояние полосы позволяет принимать большие самолеты, - заявил Николай Слободчиков. - Усть-Илимский аэропорт может стать базовой площадкой для перевозок в отдаленные северные территории. Авиаперевозки позволят значительно экономить время, что позволит оперативно решать вопросы территории, ее жителей, развивать бизнес". Похоже, в борьбе Усть-Илимска с Братском открывается новая страница. Впрочем, за минувшие годы у двух аэропортов появился серьезный конкурент - недавно компания "Сургутнефтегаз" запустила в эксплуатацию построенный полностью на собственные деньги аэропорт в якутском Талакане. Неофициально в Усть-Илимске сетуют, что в битве за звание авиахаба эта современная гавань имеет неоспоримые преимущества перед только начинающим вторую жизнь городским аэропортом.

 

Дайджест прессы за 22 августа 2013 года | Дайджест публикаций за 22 августа 2013 года
Авторские права на данный материал принадлежат журналу «Эксперт». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Аэропорт, Аэропорт Братск, Авиакомпания "Ангара", Cessna 208, Cessna Grand Caravan, Ан-2, ПАНХ, АэроБратск, Ангара (Angara) (в процессе тестирования)