О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Анатолий Колесник: "Переговоры об общем авиационном пространстве между Украиной и ЕС должны завершиться до конца года"

О том, когда стоит ожидать снятия ограничений с Европой и возвращения Украины в первую категорию по стандартам авиабезопасности в США, в преддверии Дня авиации рассказал глава Государственной авиационной службы Анатолий Колесник

Актуальными вопросами в авиационной отрасли сегодня являются либерализация рынка воздушных перевозок с ЕС и Северной Америкой. О том, когда стоит ожидать снятия ограничений с Европой и возвращения Украины в первую категорию по стандартам авиабезопасности в США, в интервью Укринформу в преддверии Дня авиации рассказал глава Государственной авиационной службы Анатолий Колесник.

- Как продвигается процесс интеграции Украины в единое авиационное пространство Европейского Союза (так называемый договор "Об открытом небе")?

- Мы ведем переговоры с декабря 2007 года. Позади уже семь непростых раундов, последний из которых состоялся 4-5 июля в Киеве. В ходе этого визита мы обсуждали с европейской стороной текст соглашения, проект которого мы подготовили еще в феврале текущего года, а в конце мая представители ЕС направили нам свои ответные комментарии к нему. В целом я оцениваю этот этап положительно, поскольку нам удалось согласовать новую структуру договора и найти общий язык по большинству его положений. Ведь модель, к которой мы стремимся сейчас, существенно отличается от того, что обсуждалось в 2007-2010 годах.

- И что это даст Украине?

- Когда договор вступит в силу, воздушное сообщение между городами Украины и Европы будет либерализировано. Дальнейшие шаги будут зависеть от того, как быстро нам удастся гармонизировать отраслевое законодательство с требованиями ЕС. И тогда уже мы сможем принимать такие решения, как пятая степень свободы воздуха, которая позволяет выполнять рейсы в третьи страны.

Пока же нам необходимо доработать и найти компромиссные решения по таким вопросам, как предоставление слотов и ночных стоянок в аэропортах, а также взаимное признание сертификатов и открытие доступа на рынок обеих сторон на паритетных условиях

- Когда состоится следующий раунд переговоров?

- Следующий раунд пройдет 21-22 октября в Брюсселе. А до 20 сентября европейская сторона передаст нам уже пересмотренный проект соглашения с учетом результатов июльских переговоров. До конца текущего года мы планируем завершить переговорный процесс.

- А как насчет возвращения Украины в первую категорию Государственной авиационной администрации США (FAA)?

- С 29 июля по 2 августа авиационные власти США провели аудит по проверке устранения несоответствий, выявленных в ходе технического аудита в 2012 году, и сейчас мы ожидаем его официальных результатов. Если итоги проверок покажут, что авиационные власти Украины соответствуют всем международным требованиям, то все наши авиаперевозчики получат право выполнять рейсы в США без каких-либо ограничений и заключать договора о совместной эксплуатации воздушных линий с американскими компаниями.

- Будут ли приходить в Украину новые лоукосты? Что для этого делается?

- Мы постоянно ведем переговоры о либерализации рынка воздушных перевозок с другими странами. На сегодняшний день заключено 70 межправительственных соглашений о воздушном сообщении, из которых 26 - между Украиной и странами-членами ЕС. В течение последних трех лет мы подписали соглашения о воздушном сообщении с такими странами, как Шри-Ланка, Катар, Черногория, Объединенные Арабские Эмираты и подготовили документы для заключения аналогичных договоров с Албанией, Эфиопией, Гонконгом и Сингапуром. Также мы продолжаем работу по подготовке к подписанию соглашения с Бахрейном.

Помимо этого, нам удалось снять ограничения по количеству назначенных перевозчиков, частоте рейсов и пунктов назначения с Россией, Грузией, Объединенными Арабскими Эмиратами, Испанией и Словакией. Мы также договорились о расширении возможностей по эксплуатации маршрутов с Австрией, Азербайджаном, Великобританией, Грецией, Израилем, Иорданией, Китаем, Кипром, Молдовой, Польшей, Венгрией, Швейцарией, Италией.

В результате только в 2012 году на украинском рынке регулярных воздушных перевозок начали работать девять новых иностранных перевозчиков, а в первой половине 2013 года - еще семь, из которых 2 - лоукосты.

Следует отметить, что за первое полугодие 2013 года в сравнении с аналогичным периодом 2012 года на украинском рынке международных регулярных воздушных перевозок возросло количество иностранных лоукост перевозчиков. Расширилась их сеть маршрутов, увеличились объемы пассажирских перевозок как украинского бюджетного перевозчика ("Визз Эйр Украина" - ред.), так и иностранных лоукост перевозчиков, а также вырос их удельный вес в общих объемах международных пассажирских перевозок регулярными рейсами украинских и иностранных авиакомпаний.

Таким образом, путем поэтапной либерализации на сегодняшний день на рынке воздушных перевозок Украины созданы благоприятные условия для расширения географии полетов и увеличения интенсивности движения. Однако следует учитывать тот факт, что решение о начале выполнения полетов принимают компании самостоятельно, исходя из экономической эффективности и коммерческой целесообразности эксплуатации маршрута.

- Некоторые перевозчики выражают недовольство разрешительной системой, которая, по их словам, требует много времени для согласования заявки. С чем это связано?

- Регулярные международные воздушные перевозки в/из Украины осуществляются иностранными и украинскими авиаперевозчиками на условиях, определенных действующими межправительственными соглашениями о воздушном сообщении и другими договоренностями на уровне авиационных властей. Выполнение рейсов в пределах Украины осуществляется украинскими авиаперевозчиками без ограничений.

Сроки утверждения перевозчикам расписания движения на выполнение регулярных полетов в/из Украины и перечень необходимых для предоставления в Госавиаслужбу документов четко регламентируются правилами предоставления эксплуатантам разрешений на вылет из и прилет в аэропорты Украины. Согласно этому документу, перевозчик обязан подать в Госавиаслужбу заявку не позднее, чем за 45 дней до начала запланированных международных полетов и не позднее, чем за 30 дней до начала запланированных полетов внутри Украины. Исключения бывают лишь в том случае, если другие временные рамки предусмотрены межправительственными соглашениями о воздушном сообщении.

Мы же, со своей стороны, после рассмотрения заявки отправляем авиакомпании сообщение об утверждении расписания, либо же свои замечания касательно его содержания не позднее, чем за 20 дней до начала запланированных международных полетов и не позднее, чем за 15 дней до начала внутренних полетов, а в случае изменения расписания - за семь дней.

Подобная практика относительно сроков рассмотрения заявок предусмотрена во многих странах, в том числе странах Европейского Союза.

- Процесс можно как-то ускорить?

- Госавиаслужба в 2013 году внедрила программное обеспечение, которое предоставляет возможность перевозчикам подавать документы в электронной форме путем их размещения на нашем сайте. Это позволяет упростить процесс предоставления документов, поскольку перевозчику нет необходимости при каждом утверждении расписания подавать полный пакет документов, а только требуется обновить те, срок действия которых истек.

- Как были распределены маршруты, на которых раньше работала авиакомпания "АэроСвит"?

- Решения о предоставлении авиаперевозчикам назначений на эксплуатацию международных воздушных линий принимались на заседаниях лицензионной комиссии Госавиаслужбы Украины по результатам обсуждения путем голосования с учетом многих факторов.

На сегодняшний день украинским авиакомпаниям предоставлено 732 права на регулярную эксплуатацию международных воздушных линий, в том числе 95 назначений за первое полугодие 2013 года, среди которых, в частности, содержится и ряд маршрутов, по которым осуществлялись полеты авиакомпанией "АэроСвит".

- Удалось ли возобновить пассажиропотоки, как было обещано Госавиаслужбой к летнему расписанию?

- Начиная с апреля 2013 года, возобновился прирост объемов пассажирских перевозок через аэропорты Украины. После сокращения на 0,6% в первом квартале, уже во втором квартале пассажиропотоки через аэропорты страны увеличились на 6,4%. По итогам первого полугодия 2013 г. украинские аэропорты обслужили 6,3 млн человек. Это на 3,6% больше, чем за 6 месяцев прошлого года. Что касается отечественных авиакомпаний, то уже в мае количество перевезенных пассажиров превысило соответствующий показатель мая 2012 года. Такая же тенденция наблюдалась и в июне-июле.

- Как Госавиаслужба контролирует качество сервисного обслуживания пассажиров? Какие еще законы или правила нужно принять для этого?

- Мы уделяем особое внимание уровню сервисного обслуживания пассажиров, осуществляя постоянный контроль и надзор за качеством его предоставления украинскими перевозчиками. В частности - рассматриваем обращения пассажиров по вопросам соблюдения их прав перевозчиками в рамках действующего законодательства Украины и международных договоров, в том числе по вопросам перевозки льготных категорий граждан воздушным транспортом.

С января вступила в силу новая редакция Правил воздушных перевозок пассажиров и багажа, которая в том числе устанавливает и требования к качеству услуг, предоставляемых пассажирам на борту воздушного судна, в зависимости от класса обслуживания, с указанием услуг, предоставляемых авиаперевозчиком бесплатно. Контроль и надзор за качеством услуг, предоставляемых пассажирам в аэропорту и на борту воздушных судов, осуществляется Госавиаслужбой путем проверок соблюдения украинскими авиаперевозчиками Правил.

За нарушение Правил, а также определенных нормативов качества такого обслуживания, в соответствии с Воздушным кодексом Украины к субъектам авиационной деятельности могут быть применены финансовые санкции в виде штрафа.

- Некоторые отечественные авиакомпании имеют большие проблемы с задержками рейсов. Что в этом направлении будет делать Госавиаслужба?

- Государственная авиационная служба Украины, в соответствии с возложенными на нее задачами, осуществляет учет регулярности полетов путем сбора данных и составления ежемесячного, ежеквартального и ежегодного анализа регулярности полетов.

С целью проведения анализа регулярности полетов по отрасли, составления соответствующих отчетов, разработки необходимых мероприятий и предоставления рекомендаций субъектам авиационной деятельности по повышению уровня регулярности полетов при Госавиаслужбе создан Комитет по вопросам регулярности полетов. На заседания комитета приглашаются представители авиаперевозчиков и аэропортов, уровень регулярности отправлений рейсов которых вызывает беспокойство. В ходе заседаний комитета рассматриваются основные причины задержек, обслуживание, которое предоставлялось пассажирам задержанных рейсов, а также обсуждаются меры, которые необходимо принять с целью повышения уровня регулярности.

- Предусмотрена ли какая-то ответственность для перевозчиков за задержки или, тем более, отмену рейсов?

- С целью усиления контроля выполнения перевозчиками регулярных полетов, Госавиаслужба внесла в Правила воздушных перевозок пассажиров и багажа требование к перевозчику по обязательному информированию о причинах отмены рейса или его задержки на время свыше разумных сроков, а также обслуживании, которое было предоставлено пассажирам таких рейсов. Авиаперевозчик обязан сообщить об этом в Госавиаслужбу не позднее чем через 12 часов после отправки задержанного рейса или принятия решения об отмене рейса. В таких случаях пассажирам должно быть предоставлено необходимое обслуживание в соответствии с установленными законодательством требованиями, в случае нарушения которых к авиаперевозчику могут быть применены финансовые санкции в виде существенного штрафа.

Нужно также помнить, что уровень регулярности полетов авиаперевозчика учитывается при принятии решения о предоставлении ему прав на эксплуатацию новых воздушных линий, что должно стимулировать авиаперевозчиков к поддержанию высокого уровня регулярности полетов....
Авторские права на данный материал принадлежат «Укринформ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка