О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Земной пилотаж беспилотников небесных

Проблемы применения беспилотников в военных целях, где первенство принадлежит США, вызывают острые споры среди экспертов. Сейчас появился еще один аспект - американские ВВС испытывают нехватку в операторах этих аппаратов

Проблемы применения беспилотников в военных целях, где первенство принадлежит США, вызывают острые споры среди экспертов. Сейчас появился еще один аспект - американские ВВС испытывают нехватку в операторах этих аппаратов

Американцам уже мало имеющихся у них 1300 наземных операторов для беспилотных летательных аппаратов (дронов), отмечает немецкая Handelsblatt.

"Они стоят на первом месте в числе методов войны с террором, ведущейся Обамой", - пишет швейцарская ежедневная газета 20 Minuten. "С помощью дронов во всем мире уничтожаются предполагаемые террористы. И вот теперь у США возникла проблема - им не хватает "водителей" для этих адских машин смерти", - отмечает издание.

Главную причину дефицита специально обученных военных, умеющих с помощью обыкновенного джойстика убивать на расстоянии за тысячи километров тех, кто кажется обитателям пентагоновских кабинетов подозрительным, швейцарская газета видит во все расширяющемся применении молчаливых небесных киллеров.

Но у проблемы подбора исполнителей заочных смертных приговоров для подозреваемых в терроризме есть и более приземленные причины. Как говорится в докладе Брукингского института, у "земных" пилотов небесных тихоходов-убийц меньше шансов для продвижения по службе, чем у "традиционных" летчиков. В то же время требования к ним предъявляются более высокие. В том числе психологического порядка.

"Я видел, как ему оторвало правую ногу, и он истекал кровью. Кровь была горячая. Когда он умер и окоченел, краски на тепловой камере стали другими. Такими же серыми, как сама земля", - об этом эпизоде рассказал в интервью американскому агентству NBC News 27-летний оператор беспилотника Брэндон Брайант (Brandon Bryant), служивший на базе ВВС США в штате Невада. Убитый, о котором он рассказывал, находился от него в момент пуска ракеты за 12 000 километров - в Афганистане.

Как пишет цитировавшая интервью швейцарская 20 Minuten, в 2011 году Брайан окончил службу. По его словам, он утратил понимание ценности жизни и страдает сейчас посттравматическим синдромом. Перед окончанием службы его начальник дал ему список из 1626 уничтоженных им, как было сказано, террористов в Ираке и Афганистане. "Лучше бы я никогда не видел этой бумаги", - говорит Брайан.

Много ли таких, как он? Согласно данным доклада Брукингского института, 4 года назад число "земных" пилотов в общем составе ВВС США насчитывало 3,3 процента. Сегодня - уже 8,5 процента. Для повышения привлекательности этого вида службы в США в начале нынешнего года был даже учрежден специальный орден за заслуги в применении боевых беспилотников.

Как видно, курс на все более широкое использование этого вида оружия США менять не собираются, несмотря на сомнения в правовых аспектах, высказываемые экспертами, в том числе на уровне ООН. Союзники по НАТО следуют за старшим партнером, несмотря на финансовые и имиджевые потери. В Германии, к примеру, до сих пор не улеглись волны скандала по поводу так называемой "аферы дронов", когда, по сути, "в трубу" вылетело около полумиллиарда евро из-за непродуманной сделки по приобретению американских беспилотников.

Заведующий отделом европейской безопасности Института Европы Дмитрий Данилов обращает внимание на один весьма важный, на его взгляд, аспект:

"Почему все это сейчас так громко звучит? Потому что в этой сфере существует очень серьезная конкуренция. Беспилотников производится не так уж много, и у них совершенно разные характеристики. В свое время на рынке вооружений очень серьезно рекламировался немецкий самолет. Сейчас все пользуются возникшими проблемами, чтобы вытеснить Германию с этого рынка".

Об этой же стороне сказала в недавнем радиоинтервью кандидат "номер один" на предстоящих выборах в бундестаг ФРГ от партии "Союз-90/Зеленые" Катрин Геринг-Эккардт:
"Налогоплательщик платит, и он должен платить всегда. А консорциум-производитель находится где-то в стороне. И складывается впечатление, что наше министерство обороны заключает контракты исключительно в интересах промышленников".

Можно сказать, что "земной" пилотаж дронов бывает не только военным, но еще и политическим. Для последнего кадров хватает....
Авторские права на данный материал принадлежат «Голос России». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка