О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Скрытые пружины московского авиасалона

Успех военной техники предопределен, по "гражданке" масса вопросов

Еще до своего начала любой международный авиакосмический салон вызывает активные споры специалистов, обсуждающих, что нового можно будет увидеть и как эта техника поведет себя в воздухе. Нынешний МАКС стал в этом смысле одной из выставок, результаты которой, очевидно, могут предопределить развитие или по крайней мере открыть обществу перспективы большинства значимых программ отрасли.

За последнее время номенклатура показа значительно расширилась, и уже помимо самолетов и вертолетов можно увидеть еще много чего, начиная от автомашин и заканчивая чемоданчиками для размагничивания электронных носителей информации, но все же главное - это статическая экспозиция летательных аппаратов и, конечно, полеты.

На кофейной гуще

До открытия салона экспозиция образцов техники, программа полетов были известны только в общих чертах. Естественно, предположить, какой самолет или вертолет произведет фурор, - задача, напоминающая гадание. Пример - последний салон в Ле Бурже, где пилотаж Су-35 произвел неизгладимое впечатление не только на зрителей, но и на экспертов. Хотя Flanker-E (по кодификации НАТО) - хорошо известная машина. В то же время, по мнению большинства экспертов и журналистов, остальной показ и экспозиция оставляли желать лучшего, оказались крайне бедными.

Что же можно было сказать об очередном московском авиакосмическом салоне за несколько дней до его открытия? Ранее заявляли, что нынешний МАКС станет презентацией обновленных ВВС России и в целом отечественного военного авиастроения. По всей видимости, успешные выступления и показы боевых самолетов и вертолетов на различных салонах и авиашоу, а также успехи в продвижении продукции на международный рынок заставили организаторов авиасалона все больше смещать акцент на такую технику. Хотя надо отдать должное российским авиастроителям: по сравнению с МАКС-2011 и прошлогодним празднованием столетия ВВС России в нынешнем году показ обещал быть очень интересным, хотя и не таким обширным, как заявляли в начале 2013-го.

Наибольший интерес вызывает показ российских самолетов пятого поколения Т-50 (ПАК ФА). Если раньше мы видели только одиночный пилотаж на первых опытных машинах, то сейчас в программе салона заявлены групповые полеты, а также пилотаж пар. Нельзя сказать, что в 2011 году все полеты прошли успешно. Достоянием зрителей стал помпаж двигателя на одном из Т-50, ставший сюжетом фото- и видеорепортажей, постоянных негативных комментариев.

В этом году, надеемся, все обойдется без проблем. Тем более что сейчас испытания ПАК ФА идут очень активно, помимо летчиков-испытателей к программе присоединились еще и пилоты ВВС России. Пока полеты российских истребителей пятого поколения, ни разу не побывавших ни на одном авиасалоне или выставке, журналисты, специалисты и обычные зрители могут увидеть только на московском авиакосмическом салоне, поэтому к программе полетов Т-50 приковано самое пристальное внимание.

После триумфа в Ле Бурже нет ничего удивительного, что в программу включены показательные полеты и пилотаж истребителя Су-35. По всей видимости, стремясь показать, что данный истребитель - это не столько экспериментальная машина, сколько полноценный боевой самолет, организаторы выставки объявили о запланированных полетах Flanker-E из состава ВВС России. На фоне озвученных руководством Военно-воздушных сил России планов закупок Су-35 и Су-30СМ полеты строевых машин должны показать, что истребитель занял прочное место в авиационном парке ВВС России. Еще в конце прошлого года передача первых Су-35 в войска была под большим вопросом, возникали даже предположения, что Су-35 постигла участь Су-34, чья передача заказчику сопровождалась срывами и судебными разбирательствами. Поставки машин успели начать в срок, и сейчас Су-35 проходят испытания в 929-м государственном летно-исследовательском центре, где, по некоторым данным, на них отрабатывают возможности ведения сверхманевренного воздушного боя. В этот раз помимо Су-35 в полетах задействованы и строевые Су-34.

Летающие "баклажаны"

Сейчас ситуация с новейшими истребителями-бомбардировщиками, пришедшими на смену Су-24, нормализовалась и их поставки ВВС идут регулярно. Заранее не было достоверно известно, из состава 4-го центра боевого применения (Липецк) или 7000-й авиационной базы (аэродром Балтимор, Воронеж) будут Су-34. По озвученным планам организаторов МАКС-2013 и ВВС предполагалось, что представят машины, переданные в 2012-2013 годах в новейшей окраске баклажанового цвета, заменившей камуфляж. Как и в случае с Су-35, это, по всей видимости, должно доказать, что Су-34 занял свою нишу в составе Военно-воздушных сил и трудности преодолены. В то же время пока Су-34 не привлекает иностранных заказчиков.

МАКС-2013 также должен явиться презентацией истребителя Су-30 модификации СМ для ВВС. На статической экспозиции и в полетах задействована строевая машина упомянутого баклажанового цвета. Программа полетов составлена с учетом возможностей двигателей с изменяемым вектором тяги, поэтому зрители должны увидеть сложный пилотаж. На прошлом же московском авиасалоне представляли экспортный Су-30МК.

В начале этого года были озвучены планы представить пилотажную группу на учебно-боевых самолетах ВВС России Як-130. К сожалению, пилотажников на "сто тридцатых" увидеть не придется, хотя в экспозиции будет Як-130 в красной расцветке, использовавшейся ранее для самолетов конструкторского бюро А. С. Яковлева. Вопрос по пилотажникам пока обсуждается командованием ВВС России, до окончательного решения, увы, далеко.

Вызывает интерес показ транспортного самолета Ил-76МД-90А, известного широкой публике как Ил-476. Все работы по новой машине, курируемые лично "оборонным" вице-премьером Дмитрием Рогозиным, активно освещались в средствах массовой информации. После прошедших в этом году первых успешных полетов новый транспортник привлек особое внимание специалистов. Ни для кого не секрет, что новая машина, создаваемая по требованиям ВВС России, в первую очередь начнет поступать на смену Ил-76 в военно-транспортную авиацию. В этом же году ожидается начало строительства летающих командных пунктов на базе Ил-76МД-90А, а также разработка воздушного танкера. Так что нынешний МАКС-2013 должен стать главной презентацией и нового самолета военно-транспортной авиации.

На фоне явного прорыва Ил-476 не совсем понятна судьба российско-украинского военно-транспортного Ан-70. Несмотря на громкие заявления украинской стороны, будущее самолета пока очень туманно. В Ле Бурже был представлен единственный летающий борт, восстановленный после авиакатастрофы под Омском в 2001 году. На французском авиасалоне Ан-70 летал в баклажановом цвете ВВС России, правда, с украинскими опознавательными знаками. В то же время в КБ Антонова признались, что российская сторона охладела к самолету и даже прекратила направлять своих представителей и специалистов на испытания. Если верна прошедшая в начале года информация о том, что ВВС России хотят отказаться от этой машины, то МАКС-2013 должен стать той линией, после которой либо работы продолжатся, либо Ан-70 останется достоянием украинского авиапрома.

В течение этого года ВВС России терзали сомнения, какой нужен легкий военно-транспортный самолет. Командование то просило возобновить работы по Ил-112В, то намеревалось дождаться серийного Ан-140Т. В августе стало известно, что все-таки решено возобновить работы по ильюшинскому Ил-112В, несмотря на очевидные проблемы с двигателями. По мнению специалистов, обновленный вариант этой машины, правда, существующий еще только на бумаге и в чертежах, намечено презентовать на МАКС-2013.

Конечно, организаторов салона, руководство авиастроительных фирм понять можно. При явном успехе российской военной авиации, вызывающей пристальный интерес специалистов и потенциальных покупателей, в гражданской сфере ситуация пока не так радужна. Хотя "Суперджет" и привлекает к себе внимание, но потенциальные покупатели не спешат выстраиваться в очередь и даже не очень сильно декларируют свои намерения. Демонстрация же новейших машин, пользующихся коммерческим успехом, могла бы помочь хоть как-то продвинуть и эту отрасль....
Авторские права на данный материал принадлежат «Военно-промышленный курьер». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка